ПОЛИТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ

I. ЛИЧНОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ

...что великие и подлинные амфибии, по природе своей, живут подобно существам не только иных стихий, но и других, далеких миров.
СЭР ТОМАС БРАУН. "Religio Medici:":-

1. Переживание как свидетельство
Даже факты становятся выдумкой без соответствующих способов видения "фактов". Нам нужны не теории, а переживание, которое есть источник теории. Мы не удовлетворены верой в смысле иррационально поддерживаемой неправдоподобной гипотезы -нам требуется пережить "свидетельство". Мы можем видеть поведение других людей, но не их переживание. Это заставляет некоторых людей утверждать, что психология не имеет ничего общего с переживанием другой личности, а занимается лишь ее поведением. Поведение другой личности -мое переживание. Мое поведение -переживание другого. Задача социальной феноменологии - связать мое переживание поведения другого с переживанием другим моего поведения. Ее предмет - связь между переживанием и переживанием, ее истинное поле деятельности -взаимное переживание.
Я вижу вас, а вы видите меня. Я переживаю вас. а вы переживаете меня. Я вижу ваше поведение. Вы видите мое поведение. Но я не вижу, никогда не видел и никогда не увижу вашего переживания меня. Точно так же, как вы не можете "видеть" моего переживания вас. Мое переживание вас не находится "внутри" меня. Это просто вы, какими я вас переживаю. И я не переживаю вас находящимися внутри меня. Сходным образом я понимаю, что вы не переживаете меня находящимся внутри вас.
"Мое переживание вас" - лишь иная форма выражения . "вы-такой-каким-я-вас-переживаю", а "ваше переживание меня" равно "мне-такому-каким-вы-меня-переживаете". | Ваше переживание меня находится не внутри вас, и мое переживание вас - не внутри меня, но ваше переживание меня невидимо мне, а мое переживание вас невидимо вам.
Я не могу переживать ваше переживание. Вы не можете переживать мое переживание. Мы с вами - люди-невидимки. Все люди -невидимы друг для друга. Переживание обычно называют Душой. Переживание как невидимость человека человеком в то же самое время свидетельствует больше, чем что-либо иное. Свидетельствует единственно переживание. Переживание - единственное свидетельство. Психология есть логос переживания. Психология - структура свидетельства, и, следовательно, психология -наука всех наук. Если же, однако, переживание есть свидетельство, как можно изучать переживание другого? Ведь переживание другого для меня не очевидно, поскольку оно не является и никогда не сможет являться моим переживанием. Я не могу избежать попыток понять ваше переживание, потому что, хотя я и не переживаю ваше переживание, которое мне невидимо (и не-осязаемо, не-обоняемо, неслышимо), однако я переживаю вас в качестве переживающего. Я не переживаю ваше переживание. Но я переживаю вас как переживающего. Я переживаю самого себя как переживаемого вами. И я переживаю вас как переживающего самого себя как переживаемого мной. И так далее. ' Изучение переживания других основывается на заключениях, которые я делаю - исходя из моего переживания вас, переживающего меня,- о том, как вы переживаете меня, переживающего вас, переживающего меня...
Социальная феноменология -наука о моем собственном переживании и переживании других. Она занимается связью между моим переживанием вас и вашим переживанием меня. То есть взаимным переживанием. Она занимается вашим поведением и моим поведением, какими я их переживаю, и нашим с вами поведением, каким вы его переживаете.
Поскольку ваше и их переживание мне невидимо, как и мое -вам и им, я стараюсь сделать очевидным для других, посредством их переживания моего поведения, то, что я заключаю о вашем переживании, посредством моего переживания вашего поведения.
Именно здесь кроется основное затруднение социальной феноменологии. Естественные науки занимаются лишь переживанием вещей наблюдателем, а не тем, как вещи переживают нас. Нельзя говорить, что вещи не реагируют на нас и друг на друга. Естественным наукам ничего не известно о связи между поведением и переживанием. Природа подобной связи таинственна -в марселевском смысле слова. Она, так сказать, не является объективной проблемой. Для ее выражения непригодна традиционная логика. Нет и разработанной методики понимания ее природы. Но эта связь есть связка нашей науки-если наука означает форму знания, соответствующую своему предмету. Связь между переживанием и поведением -камень, который отвергнут строители на свой собственный риск. Без него все здание нашей теории и практики должно рухнуть.
Переживание невидимо другому. Но переживание - скорее не "субъективно", а "объективно", скорее не "внутренне", а "внешне", скорее не процесс, а практика, скорее не "вход", а "выход", скорее не психическое, а соматическое, скорее не какие-то сомнительные данные, выуженные из интроспекции, а из экстроспекпии. Менее всего переживание является "внутрипсихическим процессом". Подобные взаимоотношения, объективные отношения, межличностные отношения, перенос, контрперенос -поскольку мы должны жить среди людей -представляют собой не просто взаимодействие двух объектов в пространстве, каждый из которых обладает внутрипсихическими процессами"
Такое различие между внешним и внутренним обычно относят к различию между поведением и переживанием;
но порой оно относится к некоему переживанию, которое должно быть "внутренним" в противоположность другим, которые являются "внешними". Более точно это различие между разными видами переживания, а именно восприятием (как внешним) в противоположность воображению и т. п. (как внутренним). Но восприятие, воображение, фантазии, грезы, сновидения, воспоминания -лишь разные модальности переживания, они не более "внутренние" или "внешние", чем любые другие.
Однако подобный способ рассуждений отражает раскол в нашем переживании. По-видимому, мы живем в двух мирах и большинству людей известен только "внешний". Пока мы помним, что "внутренний" мир -не какое-то пространство "внутри" тела или мозга, такой способ рассуждений может служить нашей цели. (Он вполне подходил Вильяму Блейку.) Значит, "внутреннее" - это наше личное средство переживания нашего тела, других людей, одушевленного и неодушевленного мира: воображение, сновидения, фантазии и все остальное вплоть до самых дальних границ переживания.
Бертран Рассел как-то заметил, что звезды находятся в мозгу. Звезды, какими я их воспринимаю, не в большей и не в меньшей степени у меня в мозгу, чем звезды, какими я их воображаю. Я не воображаю, что они у меня в голове, а тем более, что я вижу их у себя в голове.
Связь переживания с поведением не является связью внутреннего с внешним. Мое переживание не находится внутри моей головы. Мое переживание этой комнаты - вовне, в этой комнате.
Сказать, что мое переживание внутрипсихично,- значит предположить, что есть душа, внутри которой находится мое переживание. Моя душа есть мое переживание, мое переживание -моя душа.
Раньше многие люди верили, что звездами движут ангелы. Сегодня оказалось, что это не так. Вследствие такого и сходных откровений сегодня многие люди не верят в ангелов.
Раньше многие люди верили, что "местонахождение" души расположено где-то в мозгу. С тех пор, как мозг начали довольно-таки часто вскрывать, никто еще не увидел "душу". Вследствие такого и сходных откровений сегодня многие люди не верят в душу.
Кто мог предполагать, что ангелы движут звездами, или быть настолько суеверным, чтобы предположить, что, поскольку нельзя увидеть душу под микроскопом, она не существует?
2. Межличностные переживание и поведение
Наша задача -и переживать, и постигать конкретное, так сказать, реальность во всей ее полноте и целостности.
Но сделать это непосредственным образом совершенно невозможно. При переживании и постижении мы обладаем лишь частностями.
Мы можем начать с понятия одной личности, со связей между двумя и более личностями, с групп или с общества в целом; или с материального мира и считать индивидуумов вторичными. Мы можем вывести детерминанты нашего индивидуального и социального поведения из внешних необходимостей. При подобном мировоззрении мы имеем частные взгляды и частные понятия. Теоретически же нужна спираль расширяющихся и сжимающихся систем, которая сделает нас способными двигаться Свободно и непрерывно от различных степеней абстракции к большим или меньшим степеням конкретности. Теория есть членораздельное видение переживания. Данная книга начинается и кончается личностью.
Могут ли человеческие существа сегодня быть личностями? Может ли быть человек рядом с другим человеком своим настоящим "я"? Прежде чем мы сможем задать оптимистический вопрос: "Что такое взаимодействие личностей?" - мы должны спросить: возможны ли личностные взаимоотношения, или возможны ли личности в настоящее время? Нас интересуют возможности человека. Данный вопрос можно задавать только благодаря многогранности этих возможностей. Возможна ли любовь? Возможна ли свобода?
Неважно, являются или не являются все человеческие существа личностями (или ими являются только некоторые), я хочу определить личность двумя способами: с точки зрения переживания -как центр ориентации объективной Вселенной -и с точки зрения поведения -как источник действий. Личностное переживание преобразует данное поле в поле намерений и действий: только через действие может быть преобразовано наше переживание. Есть искушение рассматривать "личности" лишь как отдельные объекты в пространстве, которые можно изучать как любые другие природные объекты.
Просмотров: 4919
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 15. Великая мать в наше время
  • 4. Религию может сменить только религия
  • I. ВСТРЕЧИ ЛЮДЕЙ И ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Володимир Одайник «Массовая душа и массовый человек»
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • ГЛАВА II. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ САМОУБИЙСТВА: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ, ЗАКОНА, ТЕОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ
  • ГЛАВА IV. ПЕРЕЖИВАНИЕ СМЕРТИ
  • Карл Густав Юнг "Различия между восточным и западным мышлением"
  • Карл Густав Юнг "Совесть с психологической точки зрения"
  • ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • О.Горнева "Человек и символическая реальность: опыт тренинга Лабиринт"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Приложение 1 ГРУППА И ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ
  • Приложение 2 ЧЕЛОВЕК МАССЫ И ЯВЛЕНИЯ РЕКОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Элио Дж. Фраттароли. Я и моя анима: сквозь темное стекло на границе между юнгианством и фрейдизмом
  • Эрих Нойманн "Искусство и время"
  • Юнг К.Г. "Общая точка зрения на психологию сновидения"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Проблемы души нашего времени"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь