2 СТРУКТУРА ПСИХИКИ

Как уже указывалось, описание процессов умственной деятельности требует троякого подхода к предмету. Хотя психологу неважно, где именно происходит умственная деятельность, ему для удобства изложения оказывается необходимо постулировать наличие некоей организованной системы, которую удобно назвать структурой умственной деятельности. Поступив так, он обязан описать, какие виды энергии приводят в действие эту структуру или аппарат. Взявшись за это дело, ему ничего не остается, как описать механизмы, с помощью которых аппарат умственной деятельности регулирует эту энергию. Такой троякий подход является тем, что Фрейд назвал метапсихологическим подходом к экспериментальным или полученным благодаря интроспекции описательным данным, которые являются сырым материалом для психологической науки.*(Изложение принципов фрейдизма, данное в настоящей работе, основано на трудах Фрейда и тех его последователей, которые применяли эти принципы на практике без искажений. Из него намеренно исключены некоторые недавно появившиеся теории детской психологии, которые получили распространение в узком кругу психоаналитиков, проживающих в Англии. По мнению автора, эта система, созданная М. Клейн, является отступлением от принципов фрейдизма, и в ней сочетаются некоторые ошибки как Ранка, так и Юнга).
Если начать со структуры умственной деятельности, то следует заметить, что само это понятие есть неизбежное следствие совершенного Фрейдом открытия ее бессознательной «составляющей». Если можно продемонстрировать, что идеи и потенциальные аффекты существуют вне сознания, однако их можно осознать, используя приемы, которые помогают преодолеть некоторые моменты «сопротивления», будет оправданным постулировать наличие в психике бессознательной системы (БСС). Именно так и поступил Фрейд, добавив, что наличие сопротивления указывает на существование некоего вытесняющего барьера, чего-то вроде границы внутри психики. Отныне сознание начали считать иной системой умственной деятельности, выполняющей функции восприятия (С-ВС). Между этими двумя системами располагается еще одна, чье содержание хотя и является в каждый данный момент явно бессознательным, однако более или менее подчиняется воле. Эту систему Фрейд назвал предсознательной (ПСС), тем самым избежав применения термина «подсознание», который игнорирует основополагающее различие между сознанием и истинным (динамическим) бессознательным. Описанное выше триединство является первым грубым наброском созданной Фрейдом концепции аппарата умственной деятельности — структуры, чьей функцией является восприятие атак (внутреннего) инстинкта и раздражений, поступающих из внешнего мира с тем, чтобы преодолеть эти атаки и раздражения и обеспечить им удовлетворительную разрядку (адаптацию).
На этом этапе положение эго еще не было точно определено. Оно считалось поверхностным органом психики, включающим всю территорию предсознательной системы и располагающим собственными влечениями (инстинктами) и механизмами, которые приводятся в действие не только внешними потребностями жизни, но и любым вторжением из бессознательной системы (БСС) бессознательных или вытесненных в бессознательное инстинктов, которые угрожали эго опасностью. Однако дальнейшие исследования убедили Фрейда в том, что бессознательное состоит не только из примитивных влечений и их вытесненных производных, а также в том, что значительная часть самого эго, включая его элементы, ответственные за вытеснение, сама является бессознательной как в описательном, так и в динамическом значении этого слова. Именно в это время Фрейд опубликовал свое описание супер-эго — бессознательной структуры, которая выполняет функцию ревизии всех инстинктивных влечений и, в соответствии со своими стандартами, стимулирует бессознательное эго к актам защиты, целью которых является предотвращение прорыва производных от примитивных влечений в системы предсознания или сознания. Не отказываясь от концепции аппарата умственной деятельности и никоим образом не сбрасывая со счетов важность вытеснения, Фрейд решил отказаться от концепции влечений, присущих исключительно эго, и объединить все инстинктивные силы в особую подсистему умственной деятельности, которую он назвал Ид (Оно). Этот термин подчеркивал неличную природу данной системы, то, что она находится вне рамок Эго. Как бы глубоко Эго ни проникло в Ид, сколь бы бессознательным ни были некоторые элементы самого Эго, оно тем не менее представляет собой поверхностный орган, психическую корку Ид, особое подразделение психики, развернутое в сторону внешнего мира — одним словом, психический орган адаптации.
Это новое триединство (Ид, Суперэго и Эго) стало величайшим шагом вперед. Отныне вся энергия Фрейда и его последователей была сосредоточена на поэтапном прослеживании ранних стадий развития структур эго, поскольку природа инстинктов Ид была уже в первом приближении понята, в особенности ранние формы и модификации детского полового инстинкта, а также разновидности ненависти и соперничества, порождаемые этим детским либидо. Теперь сделалось возможным начать параллельные исследования, соотносящие стадии развития влечений у ребенка со стадиями развития эго и суперэго, попутно обнаруживая конкретные бессознательные механизмы, характеризующие психическую защиту на каждой стадии. Это была поистине точка отсчета, исходя из которой, исследователь мог, в зависимости от своих пристрастий, прослеживать историю характера и сознания или открывать этиологические формулы, лежащие в основе психических расстройств — от шизофрении до чувства неполноценности, от мании убийства до тяжелого характера, от инфантильных извращений до «платонической любви». Одним словом, стало возможным отбросить старые неправильные классификации психических явлений, основанные главным образом на описательных критериях, и заменить эти метапсихологические классификации системой, которая по объему и сложности когда-нибудь сравнится с линнеевой.
Такова в самом сжатом изложении та теория, которую Пристли, превозносящий Юнга, брезгливо характеризует как «ограниченное» учение, основанное на тезисе, согласно которому бессознательная система есть не более чем «чулан» сознания. Теперь посмотрим, можно ли сравнить этот фрейдовский чулан с юнговским величественным сооружением, которое, если верить Пристли, заключает в себе «сокровища неимоверной ценности» для тех людей, кто, подобно ему, познал, что такое «жизненные трудности и тупики».
Рассматривая его концепции в порядке убывающей значимости,* (Концепции юнговской психологии в настоящей работе везде изложены на основе сочинений самого Юнга (переведенных и непереведенных). Кроме того, были использованы дефиниции, данные Якоби в книге «Психология Юнга» (1943 г.), а также авторитетные публикации Хинкля, Лонга, Бэйнса, Г. Адлера и других.) мы обнаруживаем, что отправная точка или, может быть, то, что можно назвать конечным психологическим продуктом всей системы Юнга — это «Самость», или субъект. Он включает в себя как личные, так и расовые элементы и охватывает всю психику, как сознательную, так и бессознательную. «Психика» же, в свою очередь, — это совокупность всех психологических процессов, а поскольку любое переживание психологично, психика включает в себя все переживания. Психика включает в себя как часть душу, которая, в свою очередь, есть не что иное, как личностное отношение индивидуума к его бессознательному. Мышление приравнивается к сознательной психической деятельность, сознанию или разуму. Затем психика подразделяется на три системы: Сознание, Личное Бессознательное и расовое или Коллективное Бессознательное. Анализируя эти системы с целью определить положение Эго относительно них, мы обнаруживаем, что внешняя сторона системы сознания состоит из функционального комплекса, называемого «персоной». Она занята исключительно выстраиванием отношений индивидуума к предметному миру, однако ни в коем случае не идентична с этим индивидуумом. Здесь-то, наконец, мы и обнаруживаем Эго. Оно окружено оболочкой Персоны и является средоточием системы сознания;** (Концепция эго, выдвинутая Юнгом, по-видимому, находится в некотором противоречии с концепцией Эго, обрисованной некоторыми его последователями. Юнг настаивает на том, что эго является чисто сознательным, хотя он сам иногда склонен нарушить это правило. Якоби заявляет, что эго не является исключительно сознательным, а представляет собой точку отсчета как сознательного, так и бессознательного компонентов. А поскольку Юнг утверждает, что, во-первых, система сознания формируется на основе ранее возникшей бессознательной психики; во-вторых, что эго родилось в сознательное мышлении и в-третьих, что эго «поворачивается спиной» к бессознательному то вполне возможно, что бессознательное платит той же монетой. Более того Юнг постоянно играет с представлением, будто в бессознательном существует некое другое эго, но не надеется найти его или хотя бы найти в бессознательном структуру, подобную эго-сознанию. Тем не менее, заявляет он, должно же что-то предохранять бессознательное от распада. «Может ли так случиться. — спрашивает он, — что в момент рождения эго бессознательное потеряло свой центр?» Ясно, что Юнгу очень не хочется сделать эго частично бессознательным. Ему желательно иметь два уравновешенных объекта).
однако это и неразделимая полнота нашей психосоматической индивидуальности. Эго, таким образом, — это островок в море сознания, которое, в свою очередь, есть не более чем островок в безбрежном океане бессознательного.
Анализируя эту структуру далее, мы обнаруживаем, что рядом с системой сознания расположено Личное Бессознательное. В отличие от врожденного Коллективного Бессознательного, Личное Бессознательное является благоприобретенным. Оно состоит из подавленных, забытых или непонятых элементов. Пытаясь соотнести эти понятия с терминами «предсознание» и «подсознание», которые часто, но не всегда точно употребляются в широких кругах психологов, Якоби указывает, что «предсознание» (здесь он подразумевает фрейдовское предсознание) соответствует той части юнговского Личного Бессознательного, которое повернуто лицом к сознанию. Под рубрику «подсознание» (термин, который Фрейд с самого начала недвусмысленно отверг, поскольку он имеет почти то же значение, что и предсознание, однако многие психологи ошибочно считают его идентичным с фрейдовским динамическим «бессознательным»), Якоби относит «невостребованные, непредусмотренные и незамеченные предметы».
Просмотров: 15487
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • VII АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Адольф Гуггенбюль-Крейг "Василиск, или раскрепощенная сексуальность" (глава из книги "Благо Сатаны")
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Карл Густав Юнг "Концепция коллективного бессознательного"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Концепции эго и Самости: сравнение
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. О значении бессознательного в психопатологии
  • Юнг Карл Густав. О психологии бессознательного
  • Юнг Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного"
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ
  • Юнг, Карл Густав "Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь