14. Трансформирующая мать

В следующей сказке, хотя она достаточно короткая, дано всеобъемлющее изображение Природы-Матери и ее чудесной деятельности. Лесная Матушка — это не такая волшебница, как ведьма из сказки «Йоринда и Йорингель»; скорее можно говорить о ее способности к трансформации. Она приводит людей «на место чудесных превращений»— так сказал Юнг об этом аспекте материнского архетипа. В сказке почти не говорится о том, что природа знает тайну плодородия. Еще больше поражает другое ее качество — способность к обновлению. Все творения природы участвуют в постоянном цикле жизни, смерти и обновления. В природе ничего не остается неизменным, все умирает и все обновляется. Лесная матушка Краткое содержание Жили-были муж и жена, и была у них единственная маленькая дочь, но была она упрямая и капризная. Однажды ночью она капризничала гак, что мать на нее очень рассердилась и пообещала, что придет Лесная Матушка и унесет девочку с собой. Едва она это вымолвила, к ним в дом вошла лесная женщина. Впереди скакали два зайца, у которых на спине горели длинные свечи, а два других зайца были запряжены в ее огромный экипаж. Чтобы наказать девочку, Лесная Матушка взяла ее с собой, хотя родители умоляли простить ее и оставить дома. В лесу она посадила девочку в пещеру. Лесная Матушка решила избавить ее от упрямства, но при этом дала ей единственную возможность исправиться. На следующий день ее служанки пришли за девочкой и отвели ее в красивый маленький домик, находившийся за пещерой, в котором она могла играть с другими хорошими детьми и славно проводить время. Но девочка снова стала капризничать и проявлять свой дурной характер. Тогда Лесная Матушка решила с этим покончить. «Погоди,— сказала она девочке,— сейчас ты узнаешь!» Она взяла девочку и целый день вела ее в лесную чащу, туда, где деревья становились все выше и выше, а их корни все толще и толще. Наконец, послышался страшный рев, и они подошли к широкой реке, на которой стояли три странные мельницы. Лесная Матушка подошла к первой мельнице, посадила девочку на мельничный жернов и сказала: Молодость состарится, А старость помолодеет. С каждым поворотом мельничного колеса девочка становилась на три дня старше. Тем временем Лесная Матушка пошла к двум другим мельницам: одна из них была мужской, а другая женской. Два мельника, стоящие напротив женской мельницы, положили Лесную Матушку в мельничный ларь, и вскоре та вышла из мельницы молодой и красивой. А девочка превратилась в морщинистую старуху, и сильно опечалилась, поняв, что ее упрямство лишило ее прекрасной жизни. Тогда, увидев ее печаль, Лесная Матушка смягчилась, отвела ее к женской мельнице, и старуха вновь стала юной девочкой и даже похорошела. Когда они уже собирались вместе вернуться домой, вдруг появился отец девочки. Он долго искал дочь и от тревоги постарел и поседел. Его привели на мужскую мельницу, и две женщины, которые на ней работали, привели ее в движение. И отец снова помолодел. Теперь молодой мужчина взял за руку послушную дочь и привел ее домой. Когда у девочки позже родился младший брат, она заботливо за ним присматривала, а через несколько лет, когда она вышла замуж за красивого молодого охотника, Лесная Матушка прислала ей дорогие подарки. В образе главной сказочной героини, непослушной маленькой девочки, воплощается протест женщины против условий жизни, причем этот протест выражается инфантильно и эгоцентрично. Сначала она не слушается матери, которой так надоели ее капризы, что она просит Лесную Матушку наказать дочь. Бунт женщины против собственной матери вообще означает протест против собственной женской участи и того, что с ней связано. Например, есть много молодых женщин, протестующих против любых инстинктивных требований, предъявляемых к ним на протяжении жизни. Обычно это является следствием негативного материнского комплекса. Подобная инфантильная установка часто воплощается в образах сновидений, напоминающих упрямую и капризную девочку из нашей сказки. Оказывается, девочка гораздо лучше относится к своему отцу, чем к матери. Во всяком случае, между ними существует эмоциональная связь — об этом свидетельствует сильная печаль отца в связи с исчезновением дочери. Когда это случилось, он быстро постарел и поседел. О близости их судеб свидетельствует и то, что в конце сказки отец, как и дочь, проходит через трансформацию на мельнице. Бессознательная связь с отцом часто является причиной возникновения у дочери упрямства и неуступчивости — характерных черт главной героини нашей сказки. Если неадекватную установку нельзя изменить даже с помощью огромных усилий воли, женщина может исцелиться только испытав глубинное бессознательное переживание. Говоря на метафорическом языке, она должна вернуться обратно к Великой Матери и пройти у нее процесс обновления, ибо радикально изменить человека может только бессознательное. Появление Лесной Матушки в маленькой комнатке перед родителями девочки напоминает внезапное проявление бессознательного материала, который вторгается в психику человека, ограниченную сознанием. Хотя мать девочки сама звала Лесную Матушку, ее приход вызывает страх и трепет в силу чрезвычайной таинственности и величия этой фигуры. В своем экипаже, запряженном зайцами, сопровождаемая многочисленной свитой, она похожа на лесную королеву. Она тесно связана со всей природной жизнью. На это указывает не только имя Лесная Матушка, но и сопровождающие ее лесные звери, вместе с которыми она живет в пещере. С самых древних времен зайцы всегда ассоциировались с Природой-Матерью; они были священными животными Венеры. Считалось, что они являются животными-помощниками. В алхимической символике они обозначают Меркурия. Эти животные с хорошо развитыми органами чувств, с острым обонянием, символизируют силу интуиции. Зигзаги и скачки заячьего бега выражают типичную для этих животных природную хитрость. Тайна «высшего бытия» бессознательной природы воплощается и в длинных зажженных свечах на спинах первой пары зайцев; свет символизирует знания или способность к познанию. Зайцы, несущие свет, контрастируют с непроницаемой тьмой лесной чащи и образом лесной госпожи. Животные светят ей и бегут впереди, освещая дорогу. Их образ указывает на существование некоего инстинктивного знания, смысла самой природы, а значит — на духовный аспект материнского архетипа. Свечи, которые несут зайцы, означают, что речь идет об инстинктивном способе познания, которое присутствует в бессознательном. Такое познание — не обычное осознание, а интуитивное познание, которое зачастую мгновенно исчезает (как зайцы) при попытке рефлексии этого процесса. Юнг назвал познание, протекающее в бессознательном, «абсолютным знанием»118. Оно представляет собой психическую деятельность, почти не связанную с сознанием или с мозгом119. По мнению Юнга, на процесс познания, протекающий на бессознательном уровне, указывает ряд факторов, прежде всего — сигнальная функция сновидений, постепенное осознание которых приводит человека к «просветлению». Конечно, интерпретация сновидений иногда напоминает блуждание в темной чаще леса в отблесках слабо мерцающего света, который в нашей сказке исходит от зайцев; иногда природный свет такой же бледный, как свет луны. Но такой свет все же лучше, чем темнота. Природное знание, свойственное бессознательному, является одним из характерных аспектов архетипа матери. Юнг называет его «мудростью и высотой духа, превосходящей интеллект». Зайцы, несущие свет и освещающие дорогу Природе-Матери, символизируют прежде всего именно эту сторону материнского образа. Природа выступает не только как материя, существующая в пространстве и времени и подчиняющаяся законам причинности, но и как воплощение целенаправленного духовного устремления, существующего помимо человеческого сознания121. Природа-Мать, приняв образ лесной женщины, указывает путь к духовному совершенству, а это значит, что духовное богатство тоже может быть природным. Самые ценные результаты духовной деятельности человека вытекают из человеческой природы и становятся ее внешним выражением, т. е. они являются результатом связи с бессознательным. Наверно, только боги являются творцами в полном смысле слова, но им необходима помощь человека. Встав на путь духовного совершенства, человек должен сформировать такую установку по отношению к бессознательному, которая позволяла бы ему реагировать на продукты деятельности бессознательного и доводить их до осознания. Единственный способ, позволяющий человеку выйти за пределы природного аспекта архетипа матери, — полностью ему подчиниться. Поэтому сказочные герои часто становятся слугами Великой Матери. Например, в сказке «Синяя свечка» солдат работает на Великую Мать, чтобы заслужить свет, который будет указывать ему путь всю оставшуюся жизнь. Тем самым он вступает в контакт с «природным светом», который становится для него путеводным. Переживания человека, ведомого силой, не зависящей от его сознания, является компонентом ощущения целостности, которую символизирует число «четыре»; в нашей сказке это четыре зайца, сопровождающих Лесную Матушку122.
Просмотров: 4217
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 10. Мать как судьба
  • 11. Животворная Природа-Мать
  • 12. Исцеляющая природа-мать
  • 15. Великая мать в наше время
  • 2. Архетип матери
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • 9. Яд ужасной матери
  • I. ВСТРЕЧИ ЛЮДЕЙ И ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • V. Символы матери и возрождения
  • VI. Борьба за освобождение от матери
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Г л а в а 6 Заключение сказки «Три перышка»
  • Г л а в а 4 Интерпретация сказки «Три перышка»
  • Г л а в а 5 Продолжение сказки «Три перышка»
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Джоан Чодороу "Тело как символ: Танец и движение в аналитической терапии"
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Мария-Луиза фон Франц "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ МОТИВА ИСКУПЛЕНИЯ В ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ"
  • Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать. Архетипический образ в волшебных сказках"
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Эрих Нойманн "Леонардо Да Винчи и архетип матери"
  • Юнг Карл Густав. Проблема души современного человека
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"
  • Юнг, Карл Густав "Проблемы души нашего времени"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь