Мастяева Елена Викторовна. Работа с детьми с ОВЗ в детском саду

Работа с детьми с ОВЗ в детском садуПрименение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию уникальных процессов, создавая основу для образных представлений.

 

Скачать: Работа с детьми с ОВЗ в детском саду (полный конспект)

Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение оказывает влияние на все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.

С одной стороны, воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активации.

По степени контроля со стороны человека за собственными образами воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное).

При пассивном воображении нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольных форм воображения относятся сновидения и галлюцинации.

При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. Оно определяет самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. В творческом комбинировании исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

С раннего возраста жизнь требует достаточного уровня развития воображения. Ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, символов и знаков, быть готовыми к предвосхищению возможных изменений. Данное умение исключительно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующимися уплощенностью эмоций, низким уровнем развития произвольного воображения, несформированностью фантазийной мотивации.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где аномальный ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного воспитания и обучения.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В задачи таких занятий, входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизация речи, обучение оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности.

Данным условиям отвечает коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных играх.

Особенностью развития воображения у аномальных детей является отсутствие с возрастом творческого роста. Воображение носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного данной категории детей отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческой деятельности.

Коррекционная работа с использованием театрализованных игр призвана решить данную проблему, и, дает положительные результаты при соблюдении определенных технологических требований. Работа в данном направлении должна носить целенаправленный характер и быть организована в два этапа: пропедевтический (у воспитанников формируются в театрализованных играх предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка).

Данная коррекционная технология включает в себя четыре направления, объединенных в один игровой комплекс. Этот комплекс состоит из театрализованных режиссерских, образно-ролевых игр и специальных игровых упражнений.

Первое направление коррекционной работы – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованной деятельности.

На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах:

· Материальные (оборудование, обстановка);

· Первоначальную ориентировку ребенка в новой для него деятельности;

· Расширение круга его представлений о театре, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;

· Положительное отношение к творческой деятельности.

В моем случае, этот процесс начался даже без моего участия: это посещение разнообразных театрализованных постановок всем коллективом детского дома. Продолжался он уже в процессе работы кружка «Кукольный театр». Впоследствии, впечатления закреплялись на тематических беседах «Что такое театр?», «Кто такой режиссер? Кто работает в театре?», прослушивании и обсуждении аудиоспектаклей и постановок, использовании кукол и театрализованных игр при групповых занятиях.

Именно здесь закладывается основа для развития творческого воображения ребенка, залогом успешной работы является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения у аномальных детей в условиях театрализованных игр.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации: обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; формировать целостное видение воображаемого сюжета и образа.

В обогащении художественного опыта и формировании образного видения особую роль играют сказки, поскольку они расширяют представления ребенка о действительности, вводят в особый и исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий, фантазий. Для достижения данного результата знакомство с художественным произведением может осуществляться в различных вариантах: с развернутым драматизированным описанием; с показом иллюстраций и беседой, с использованием музыкальных иллюстраций. Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу – воображаю».

Просмотров: 665
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Анна Протасова. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Елена Викторовна Мастяева. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию воображения и творческой активности у детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Фатимет Такахо. Конспект занятия по развитию речи и творческого воображения детей. Подготовительная группа. «На поиски друга»
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Коткина Галина Сергеевна. Методическая разработка занятия по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных методов рисования «Чудесные превращения».
  • Афонина Алена Михайловна. ТРИЗ технологии в развитии творческого воображения дошкольников
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Пендерова Алла Леонидовна. Развитие творческого воображения. Заучивание таджикской народной песенки «Зёрнышко моё»
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Синявина Людмила Михайловна. Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельностью. Тема: « Формирование игровых умений в процессе театрализованных игр».
  • Валиева Рузалия. Мастер-класс по развитию творческого воображения. Занятие аппликации ко Дню матери «Цветы с вазой»
  • Болотова Е. Ю.. Сборник заданий по лепке, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Лариса Золотина. Интеграция здоровьесберегающих технологии и творческого развития на занятиях ИЗО» (из опыта работы)
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Савельева Елена Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи детей посредством театрализованных игр. «Путешествие в сказочный лес» (старшая группа)
  • Петрович Татьяна Юрьевна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Ольга Косинова. Влияние воображения на развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Мустафина Сирина Наилевна. Чтение как способ развития воображения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь