Наталья Курбесова. Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»

Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»Театрально-игровое занятие в старшей группе. Тема: «Выразительность и изобразительность»

Цель:

Познакомить детей с понятиями «выразительность» и «изобразительность» в произведениях искусства, рассказать об их особенностях;

Задачи:

  1. Уточнить, что такое настроение человека, рассказать о его изменчивости, ярком проявлении у людей в выражении лица, походке, движениях, интонации.
  2. Показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях, театральных формах;
  3. Учить детей воспринимать и называть настроение музыкальных произведений различного характера, сравнивать их, выкладывать пиктограммы, подбирать соответствующие рисунки;
  4. Учить импровизировать в плясках, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Здороваются. Музыкальный руководитель сообщает, что сегодня они попали в волшебный «Зал настроений».

Звучит музыка. На домике с ширмой появляется Петрушка (кукла би-ба-бо).

Петрушка: Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Заходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь!

Дети приветствуют Петрушку.

Педагог: Какое у тебя замечательное настроение, Петрушка!

Петрушка: А откуда вы узнали про мое радостное настроение?

Педагог: Да это же чувствуется по твоему голосу (предлагает всем детям перечислить интонационные особенности голоса, подчеркивающие радость: голос звучит громко, звонко, призывно, темп речи быстрый).

Петрушка: Человек находится в определенном состоянии. Это и есть его настроение.

Вопросы для общения:

  • настроение всегда бывает радостным? (нет).
  • каким еще может быть настроение? (грустным, печальным, спокойным, задумчивым, мечтательным).
  • как можно определить настроение человека? (по выражению лица, глаз, губ, бровей, т.е. по мимике).
  • что еще может рассказать о настроении человека? (его походка, движения, интонация голоса).

Петрушка: Я вас встретил и приветил,
Но пора мне уходить.
И хочу я вам, ребята,
«Чемоданчик настроений» подарить.

Он вам сегодня пригодится. Счастливо! (все прощаются).

Педагог: Ну что, друзья, заглянем в «чемоданчик настроений»?

Вопросы для общения:

- посмотрите, что это? (показывает маски).

- для чего надевают маски? (чтобы повеселиться, поиграть в кого-то позабавить, рассмешить друг друга).

- какое настроение выражают эти маски? (грустное и веселое).

- в какой маске можно изображать радостное настроение, а в какой

грустное?

Педагог (показывает театральные маски): Это театральные маски. Они появились очень давно. Люди всегда изображали всякие сцены из жизни, но древние греки построили первые театры. Люди могли приходить в них и смотреть пьесы. На актерах были хмурые маски, если они играли трагедию (печальную пьесу), и улыбающиеся маски, если они играли комедию (веселую пьесу). С тех пор обе эти маски стали театральной эмблемой (показывает театральную эмблему).

А сейчас я предлагаю поиграть.

Достает из «сундучка настроений» игровой материал.

Музыкально-дидактическая игра «Маска, я тебя знаю»

Цель:

Слушать музыкальные произведения, определять их характер, настроение.

Игровой материал:

Карточки (по числу играющих). На одной половине карточки изображена печальная маска, на другой половине – радостная; фишки.

Методика проведения:

Детям раздается по карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения ( «Веселая. Грустная» Л. Бетховена, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского). Дети называют музыкальное произведение, определяют его характер, настроение. Если музыка веселая, энергичная, бодрая, то ребенок выкладывает фишкой ту половину карточки, на которой изображена радостная маска. Если музыка грустная, неторопливая, спокойная, то фишкой закрывается печальная маска.

Педагог: Вы правильно определили настроение.

Вопросы для общения:

- а что вам помогло? (музыка).

- значит, музыка может выражать настроение? (может).

- как? (звуками, музыкальной интонацией).

- что напоминает музыкальная интонация? (интонацию голоса).

- можно сказать, что музыка рассказывает? (может). Музыка очень выразительная.

- что музыка может выразить? (чувства человека, его переживания то, что его волнует).

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, педагог сам дает развернутый ответ.

Педагог: А сейчас еще одна игра (достает игровой материал из «сундучка настроений).

Музыкально-дидактическая игра «Забавный гномик»

Цель:

Обучать азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, мимике.

Методика проведения:

Дети получают конверты с одинаковым содержимым: недорисованное лицо и его отсутствующие мелкие детали: рот, брови, глаза, губы (в форме различных геометрических фигур). Прослушав музыку, дети должны «собрать лицо» (выложить пиктограмму), выражение которого отражает характер музыки. А затем изобразить это лицо.

Вопросы для общения:

- может ли настроение человека подняться? (может).

- почему? (потому что человек умеет переживать, чувствовать).

- почему меняется настроение? (оно может зависеть от событий которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий).

- нужно ли человеку уметь управлять своим настроением? (обятельно нужно).

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку»

(достает игровой материал из «сундучка настроений»)

Цель:

Развивать умение различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с образами и явлениями действительности.

Игровой материал:

Две картины. На одной изображен зимний лес, как бы уснувший в сказочном сне, высокие ели стоят в заснеженных шапках. На второй – тоже зимний пейзаж, но очень динамичный по характеру изображения: по снежной лесной дороге быстро мчится тройка лошадей.

Методика проведения:

Исполняется музыкальная пьеса ( «Сани с колокольчиками» В. Агофонникова). Детям показываются обе картины и предлагается выбрать ту, которая больше соответствует характеру музыки. Дети, объясняя свой выбор, рассказывают, какого характера музыка и почему картина с изображением мчащейся тройки больше соответствует прозвучавшему произведению.

Педагог: А теперь давайте попробуем движениями изобразить настроение, характер музыки.

Упражнение на развитие восприятия характера и содержания музыки

«Танцы-превращения»

Цель:

Учить импровизировать в танцах, передавая движениями настроение, соответствующее музыкальному образу.

Игровой материал:

Ленточки, шарфы, веера, гимнастические палки, цветы, мячи.

Методика проведения:

Дети слушают музыкальные произведения ( «Вальс» А. Дюрана, «Мотылек» С. Майкапакра, «Баба Яга» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Военный марш» Г. Свиридова),

определяют настроение, рассказывают что или кого они в ней услышали и представили. После повторного прослушивания изображают услышенный образ в движениях под музыку. Для более выразительной передачи образа предложить детям выбрать атрибуты.

Педагог хвалит детей за их творческую, актерскую инициативу и фантазию в изображении того или иного образа.

Педагог: Сегодня вы узнали, что лицо человека (жесты, походка, движения) всегда выразительно. Оно передает настроение, которое могут передавать произведения искусства.

В группе вы тоже можете поиграть в игру «Угадай настроение».

Просмотров: 306
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Шило Наталья Александровна. Дидактическая игра «Определи настроение пейзажа»
  • Любовь С. Занятие-игра по развитию речи «Разноцветное настроение»
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».
  • Букарева Оксана Степановна. КОНСПЕКТ занятия по социальному развитию детей подготовительной группы детского сада. Тема: Какое у меня настроение?
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект итогового занятия для детей 4 – 5 лет 'Откуда берется плохое настроение?'
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Шиморянова Елена Николаевна. Технологическая карта НОД. Тема «Какого цвета настроение»
  • Бурханова Анна Александровна. Занятие «Цвета и настроение»
  • Винников Алексей. Игры в настроение
  • Пахомова Ирина Шайхуддиновна. «Новогоднее настроение»
  • Скибина Мария Григорьевна. Осенние настроение
  • Анна Вьюшина. Конспект весеннего развлечения для старших дошкольников «Весеннее настроение»
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Сценарий конкурса чтецов «Осеннее настроение» для дошкольников старшего возраста
  • Козлович Татьяна Александровна. Разработка интегрированного занятия по нравственно-духовному и здоровьесберегающему воспитанию и обучению Тема: «Наше настроение»
  • Щур Марина Викторовна. Мастер-класс: Насыпушки из цветной соли «Радужное настроение».
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь