Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада

Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского садаТеатрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Богатый словарный запас, умение общаться со сверстниками и взрослыми, грамматически правильная речь – условия развития успешной личности каждого ребёнка.

Среди речевых нарушений в коррекционной работе выделяются такие, как нарушение звукопроизношения, несформированность фонематического слуха, нарушение ритма, темпа речи, интонации, разборчивости и др. Очень важно в работе с дошкольниками выбрать такие методы и средства, которые будут его стимулировать следить за собственной речью, поддерживать интерес к занятиям.

Одним из таких методов является театрализованная игра на коррекционных занятиях учителя-логопеда, которая помогает сделать коррекционную работу разнообразной и менее монотонной.

 

Скачать: Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада (презентация)

Такие игровые приёмы оказываются настоящей находкой при автоматизации коррегируемых звуков, так как данная работа требует большой усидчивости, внимания, старательности, а детям, особенно с тяжёлыми нарушениями речи, зачастую очень трудно проявить эти функции, они часто не усидчивы, быстро утомляются, не удерживают внимание на том или ином упражнении.

Традиционная постановка и автоматизация звуков скучный, однообразный и утомительный процесс, а театрализованные игры вовлекают детей в эту кропотливую и монотонную работу, помогают преодолеть трудности в игровой форме.

Элементы театрализации могут использоваться уже на этапе упражнений, способствующих формированию произносительной стороны речи. В виде театрализованной игры с персонажами можно провести артикуляционную гимнастику: это может быть сказка о Весёлом Язычке или различные сказочные истории. Например, как эта история про божью коровку: Учитель-логопед начинает: Я расскажу тебе историю о приключениях божьей коровки, а ты слушай и повторяй за мной упражнения. Жила-была божья коровка, у которой не было пятнышек на спинке, однажды она вышла из своего домика и все насекомые увидели, что у неё нет пятнышек и стали смеяться над ней (упражнение «Блинчик»). Божья коровка заплакала, но ласковое солнышко пощекотало её лучиками и подарило книжку, сказав, что для того, чтобы у божьей коровки появились на спинке пятнышки, нужно трудиться. Божья коровка улыбнулась (упражнение «Улыбка»), и стала читать волшебную книжку (далее выполняется артикуляционная гимнастика по тексту рассказа).

С помощью таких сказочных историй обыденная и привычная артикуляционная гимнастика из рутинной работы превращается в увлекательное занятие, где ребёнка ждут встречи с различными героями и персонажами. И так, незаметно для себя, ребёнок закрепляет правильные речевые уклады, необходимые для формирования правильного звукопроизношения.

На этапе постановки и автоматизации звуков на коррекционном занятии учитель-логопед также часто использует сказочных героев и персонажей. Так, для закрепления правильного произношения тех или иных звуков в изолированной позиции, используется приём звукоподражания, который подкрепляется зрительным восприятием ребёнка, вызывая его интерес к действующим персонажам.

Учитель-логопед: я загадаю тебе загадку, а ты угадай, кто сегодня у нас в гостях (загадки о сказочных персонажах). Это комарик, давай с тобой вспомним, как звенит комарик? З-З-З-З…

Как жужжит жук? Ж-Ж-Ж-Ж…

Как шипит змейка? Ш-Ш-Ш-Ш

Пожужжи так, как будто ты сердитый жук, а теперь – как будто ты маленький жучок.

При формировании фонематического слуха, на этапе дифференциации (различения) звуков так же в игровой форме используются различные персонажи.

Учитель-логопед: я буду произносить разные звуки, а ты, когда услышишь звук Ж, найди жука и покажи, как он летает, а когда услышишь звук Ш – найди змейку, покажи, как она ползает.

Следующий этап – закрепление произношения коррегируемого звука в слогах, для чего можно использовать пальчиковый театр, персонажей.

Учитель-логопед: представь, что ты змейка, мы будем учиться с тобой разговаривать на «змеином языке», для этого повторяй за мной стихотворения, отчётливо произнося звук Ш.

Ша-ша-ша – как погода хороша!

Шу-шу-шу – никуда я не спешу!

Ши-ши-ши – свежим воздухом дыши!

Шо-шо-шо – солнце греет хорошо!

Повторяй за мной, отчётливо произнося звук Р (персонаж – ёжик):

Ры-ры-ры – сидит ёжик у норы,

Ру-ру-ру – ёжик забежал в нору (покажи, как ёжик сидит у норы, а потом прячется).

Представь, что ты маленький смелый комарик, который сражается с пауком и спасает Муху-цокотуху. Повторяй за мной, отчётливо произнося звук З (ребёнку даётся игровое поле, на котором он собирает слоги со звуком З, одновременно произнося их, и так «спасает» Муху-цокотуху из паутины).

Следующий этап при коррекции звукопроизношения – это ввод коррегируемого звука в речь. На этом этапе так же ребёнка поможет заинтересовать пальчиковый театр, различные персонажи в сопровождении их игровыми действиями.

Разучивание скороговорки:

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ежа (покажи, как жук летает над лужей и ждёт ежа?)

У ужа – ужата,

У ежа – ежата.

Очень часто у детей с тяжёлыми нарушениями речи нарушена просодическая сторона речи. Это такие компоненты, как интонация, темп, ритм, тембр голоса. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой. Коррекция подобных речевых нарушений так же успешнее будет осуществляться с использованием элементов театрализованной игры. Упражнения на коррекцию просодической стороны речи у детей носят исключительно игровой характер. Предлагаются задания, где нужно перевоплотиться в того или иного персонажа, произнести реплику с определённой интонацией.

Например, учитель логопед предлагает вытянуть ребёнку картинку, на которой изображён какой-либо персонаж и с помощью голоса изобразить его (сейчас ты будешь здороваться со мной голосом того героя, кто изображён на картинке, а я попытаюсь угадать, кто это). Или, наоборот, ребёнку предлагается угадать героя, которого изобразит педагог при помощи голоса.

Игры, где задействована эмоциональная сторона речи и мимика, так же используются на коррекционных занятиях. Ребёнку предлагается по выбранной картинке изобразить определённую эмоцию.

Элементы театрализованной игры не используются на логопедических занятиях все сразу, они комбинируются с традиционными методами коррекционной работы, такими как подражание, воспроизведение и повторение вслед за педагогом правильных речевых укладов, правильного звукопроизношения.

Просмотров: 801
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Аксёнова Ирина Александровна. Театрализованная игра как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
  • Бурдукова Елена Алексеевна. «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»
  • Марина Ульяничева. Проект «Театральный кружок «Сказка». Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Горохова Елена Амиралиевна, Медвецкая Ольга Александровна,. Логопедическая сказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Ошес Кристина Сергеевна. Мастер — класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Бутакова Надежда Николаевна. «Авторские игры и пособия, как условие индивидуализации процесса коррекции звукопроизношения у старших дошкольников»
  • Демченко Елена Сергеевна. Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития речи в дошкольном возрасте»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Мокшина Ольга Игоревна. Педагогический опыт работы «Технология семантических полей как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Деш Оксана Владимировна. «Логоритмика, как средство коррекции речи дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь