Валентина Сорока. Когда и как начинать обучение детей чтению

Когда и как начинать обучение детей чтениюКогда и как начинать обучение детей чтению (из опыта работы)
Работу выполнила воспитатель Сорока В.В.
ГБДОУ №141 Невского района
г. Санкт – Петербурга
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в развитии ребенка.
Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи.
Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов.
Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психологической готовности к усвоению грамоты. В среднем у большинства детей это происходит в 5-6 лет. Но такой род занятий не должен навязываться детям. По возможности его нужно облекать в игровую форму.
Когда начинать обучение грамоте? Практическое освоение письма и чтения лучше всего начинать до школы.
Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо    - это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.
Чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: во-первых, что речь строится из звуков, во-вторых, что между звуками и буквами существуют какие-то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действий со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры – подражания звукам. Хорошие детские стихи могут приучить ребенка к трудному и непривычному протягиванию отдельных звуков в словах.
Когда ребенок в игровом звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом, лучше в игровой форме:  «Игра с магазин», «Игра в логопеда или доктора
Звукова». Удобны и полезны для подобных игр скороговорки, «Звуковое лото».
Помимо работы с отдельным словом, взятым вне предложения, можно проводить анализ звука в речевом высказывании. Для этого подходит игра «Запретный звук».
Предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания ребенка, что, безусловно, важно для дальнейшего школьного обучения.
Нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать игровые навыки. Прежде, чем учить ребенка в игре, надо уметь играть взрослому. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее , стремясь не только научить ребенка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение.
Различение мягкости и твердости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять один на другой поможет игра «Тим и Том»
Ребенок должен так же почувствовать разницу гласных и согласных звуков. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, необходимой для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые действительно легче всего тянуться, пропеваются, выделяются в слове, произнесению которых действительно ничто не мешает. Научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре «Заблудились в лесу», «Подбери имена для котят» -  тоже требует ориентации на ударный гласный.
Определение полного звукового анализа слова начать нужно с самых простых коротких слов. Необходимо показать ребенку, как фиксировать результаты анализа с помощью определенных значков (фишек). Выделять все звуки в слове из 3-5 звуков поможет детям игра «Дом звуков».
Чисто звуковой добуквенный этап обучения продолжается 3-4 месяца. При этом заучивать буквы вы можете уже на втором месяце занятий. В добуквенный период обучения ребенок должен:
С помощью взрослого выделять звуки в коротких словах;
Совершенно сознательно и самостоятельно избегать провокаций
Приобрести интерес и привычку к таким не совсем обычным формам общения с взрослым.
Обучая ребенка особым образом интонировать звук в составе слова, произносите слово тремя различными способами. Но даже если ребенок перестал  смешивать звучание и значение, форму и содержание слова, он еще долго может путать звук и слог. Не надо вносить в игровые ситуации со звуками еще и буквы. Следует, как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте.
Чтению невозможно научить путем заучивания букв и их звуковых соответствий: сами эти соответствия непросты и неоднозначны: практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. То же происходит и с гласными буквами. Читая слово, глаза человека непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произношение которой зависит от последующей гласной. Вот эту тайну слияния согласной с гласной и должен понять ребенок для того, чтобы начать читать.
Открытие это каждый ребенок делает самостоятельно в один «прекрасный момент» его глаза и органы речи находят, улавливают правильную координацию.
Знакомство с обликом и именем буквы это последующий этап. Поэтому, показывая букву, следует соблюдать некоторые правила:
Надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот надо утрировать и при показе буквы и при произнесении слов с этой буквой.
Вводя букву, надо подобрать как можно больше слов на эту букву, картинки.
Вводя букву, давайте ребенку только их печатные образцы.
Начать лучше с согласных, которые ребенок легко выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в речи, самые простые по начертанию и резко отличающиеся графически.
Воспроизведение начертания букв: выложить из палочек. Нарисовать прутиком на песке или снегу, протоптать фигурную дорожку-букву, складной метр или змейка, с помощью которой буквы превращаются друг в друга, слепить из пластилина, обвести образец взрослого и др.
Чтобы ребенок мог узнать в букве заместителя звуков, надо включать выученные буквы в звуковые игры: «Дом звуков», «Нагружаем машины», «Звуковое лото». Для запоминания букв полезно поиграть в «Магазин чулок, носков, перчаток и туфелек». Забавные стихи – путаницы также пригодятся для заучивания с ребенком алфавита. Задание «Исправь ошибку» более сложное и интересное. Оно требует точного знания графики, умения восстановить букву по отдельным ее элементам.
Переход к письму и чтению сразу после запоминания 8-10 букв (6-7 из них гласные) избавляет ребенка от муки бессмысленной зубрежки.
Глядя на запись слова, ребенок еще не умеет забегать глазами вперед – он озвучивает букву, не обращая внимания на то, что стоит за ней. В этом поможет пособие «Окошечки», игра «Малыш» - на договаривание слова по первому слогу. Отрабатывать слияние букв в слог удобно в игре «Катерок причалил к пристани». Как только ребенок сможет слить любую согласную букву с любой гласной: он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать.
Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. И здесь снова помогут игры – с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения: «Переставь вывески», «Помоги Мишутке», «Дом для черепахи»,  «Накорми зверей», «Перевод с вороньего», «Какая буква заблудилась?» - эта ига поможет при чтении думать о значении слова. «Бюро находок» - игра направлена на предупреждение и исправление договаривания слова не читая его. «Почтальон», «Кто больше слов составит», «Кузовок», Проведи границу».
Для тренировки внимания ребенка проводят игру «Варим щи», «Даю уроки русского языка».
Для детей, любящих загадки и головоломки, интересными покажутся грамматические задачи, требующие чтения и письменного ответа на них.
Так отрабатывается техника чтения слов и словосочетаний. Теперь можно предложить ребенку почитать книжку, но не с мелким и нестандартным шрифтом и не более 3-4 предложений. Начать можно с чтения стихов, где взрослый берет на себя основной текст, а ребенок читает заключительную рифму – это как бы чтение с подсказкой. Немного сложнее не просто прочитать рифму, но и выбрать ее из ряда предложенных слов. В игре «Кто кого переупрямит» тренируем ребенка в легкости и точности подбора слов, противоположных по значению. Стоит поиграть в игру
«Четвертый лишний», в которой ребенок тренируется не только в чтении, но и в логическом рассуждении.
Теперь ребенок научился соединять буквы в слоги, следующим этапом научите читать не по слогам, а целыми словами. Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет слоги в целое слово. Незаменимым средством здесь окажутся слогоударные схемы. В этом помогут мастера  Ах, Ух, Эх и Ох. Для этого нужна доска, мел и тряпка или бумага, простой карандаш и ластик.
Скрепляем слоги в слове дугами.
Отмечаем ударный слог
Стереть только буквы в этой схеме и приготовить дополнительные схемы слов на эту же тему, но с другим ударным слогом
Помочь детям вписать буквы и найти ошибки
Учить детей самостоятельно составлять ударные схемы
Поможет в этом и игра «Укротитель». Обрести легкость в работе с ударениями  помогут так же игры в перестановку ударения.
Когда ребенок усвоил слогоударные схемы, работая с отдельными словами, можно усложнить задачу. Игра «Разведчик» - поможет составлять схему и действовать по ней во фразах и словосочетаниях.
Только опираясь на опыт подобных игр, ребенок может постичь технику чтения. Играя с ребенком в звуки , буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте.

Просмотров: 435
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Елена Терехова. Конспект адресован родителям, желающим научить ребенка читать: 'Мы знаем буквы!!!'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Гусакова Любовь Ивановна. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Бондаренко Ольга Николаевна. Конспект итоговой НОД по обучению грамоте. «Путешествие в страну гласных звуков и букв» (для детей старшего дошкольного возраста)
  • Поскребышева Татьяна Фёдоровна. Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте «В стране звуков и букв»
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Новицкая Альбина Константиновна. Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь