Наталья Булак. Разработка урока литературного чтения 3 класс

Разработка урока литературного чтения 3 классТема: «Сказка- умница и прелесть- с нами рядышком живет»                                                                                              Русская народная сказка  «Иван - царевич и Серый  Волк».
Цель: уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Иван - царевич и Серый  Волк».
Задачи:
•             формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки.
•             развивать критическое мышление, творческое воображение;
•             воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
•             повышать познавательное отношение к прочитанному;
•             уметь рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора;
•             проявлять готовность к литературному творчеству, способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах.
Используемые приёмы:прогнозирование,чтение с остановками, прием ассоциации, составление синквейна, «наглядного мозгового штурма»-кластера, дискуссия.
Оборудование:аудиозаписи музыки мелодии для релаксации, картина Васнецова В.М.«Иван - царевич на Сером  Волке» , иллюстрации к сказке, толковые словари
Ход урока. Стадия вызова. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята.  Наш  урок я хочу начать с чтения небольшого четверостишия. Ваша задача: попробовать определить тему урока литературного чтения.(Прием прогнозирования)
Эмоциональный настрой (мелодия для релаксации)
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
- Кто может сформулировать тему урока? Какие слова подсказали тему урока?
Тема урока: «Сказка- умница и прелесть- с нами рядышком живет» (на доске запись)                                                                                          
Предлагаю уточнить ваши знания  о сказке. Для этого каждой группе предлагаются свои задания под № 1.
Работа в группах. 1 задание.
1 группа-Что такое сказка? (Дети предлагают свои варианты ответов)  выбери правильное утверждение.
Из предложенных мной вариантов выберите верное.По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.  (верное Ожегов С.И.)
2) Сказка – это научно-фантастическое произведение.
3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
2 группа- работа с толковыми словарями по определению «сказка». По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
СКАЗКА, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическоепроизведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных,фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка,ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. Тоже, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказкесказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. оченьхорошем, красивом. II уменъш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил.сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.;
СКАЗКА, -и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью.Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
СКАЗКА сказки, ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. Стану сказывать я сказки. Лермонтов. Не за былью и сказка гоняется. Пословица. Сказка - складка, песня - быль. Пословица. || Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена. || перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка. 2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (разг.). - Что
3 группа- составление синквейна по теме «Сказка». По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Сказка.                                                           Сказка.                                                                  Сказка.
Волшебная, таинственная.              Мудрая, загадочная.                                                   Волшебная, загадочная.
Учит, заинтриговывает, запутывает.     Колдует, интересует, учит.         Удивляет, учит задуматься.
Сказку прочитай - секрет её узнай.            В ней добро побеждает зло.                   Все очень любят сказки.
Волшебство.                                                   Волшебница.                                                      Тайна.
4 группа - составление кластера «Виды сказок» (народные – авторские: волшебные, бытовые, о животных). По окончании работы, покажите готовность группы к ответу.
Свободные высказывания ребят.
Работа в группах. 2 задание- определить название сказки по иллюстрациям.(Прием прогнозирования)
Сегодня мы начнем знакомство с РНС «Иван-царевич и Серый Волк»
Стадия осмысления содержания. Знакомство с новым произведением. Чтение с остановками.
- О чём нам может сообщить заглавие? Как вы думаете, о чём будет это произведение?
Учебник стр. 52- 1 часть.

- Читаем до слов: «Он видит, на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки». На этом мы прервём чтение.

Прогнозирование.

- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему? Какое чувство вы сейчас испытываете?

- Найдите, как в сказке называют того, кто воровал яблоки? (похитник)

- Почему старший и средний братья не смогли поймать похитника?

- Что помогло Ивану  не заснуть? (умывался росой с травы)

- Как поняли выражение «Как его сон задолит, он росой с травы умоется…» (сон осилит, сон сморит)

- Дочитываем первую часть до конца страницы 53.

- Что принес Иван царю Берендею в память от похитника? (золотое перо)

- Как вы думаете, для чего он принес перо Жар- птицы?

- Для чего царю понадобилась Жар- птица?

-- Как Вы думаете, что будет дальше? Почему?

Учебник стр. 54- 2 часть.

- Читаем про себя до слов: «Ну что же,-думает- взялся- делать нечего. И пошел пеший».

Работа в группах. 3 задание.- Какая пословица подойдет к этому эпизоду? (прием ассоциации)

1.Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (гуж- кожаная или веревочная петля, которая скрепляла хомут лошади с дугой, дюж-тяжелый груз или  тяжелая телега )

2.Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

3. Попятишься назад, раком назовут.

4. Трус и таракана принимает за великана.

Учебник стр. 54- 2 часть. Работа над текстом.

- Читаем до слов: «Садись на меня да держись крепче». На этом мы прервём чтение.

- Какая из рассмотренных нами иллюстраций подойдет к этому фрагменту?

Учебник стр. 54- 2 часть. Работа над текстом.  Чтение буксиром.

- Можно ли на этом закончить сказку? Почему?

Рефлексия. Итог урока. Выслушиваются мнения детей.

- Какие герои встретились в этих  частях?

Работа в группах. 4 задание.- Подумайте и обсудите в группе: к какому виду сказок можно отнести прочитанное произведение? Докажите свой выбор в кластере.

Вывод: Это волшебная сказка. Начинается волшебная сказка с того, что главный герой уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Поиски, сражения – все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего происходит в чужом, странном мире. Здесь встретишься с Кощеем Бессмертным и Бабой Ягой, Сивкой-буркой и Жар-птицей. Здесь есть и чудесные предметы: скатерть-самобранка, клубочек, дудочка волшебная. Есть и герои-помощники. В такой сказке возможно любое чудо!

Домашнее задание:

Дочитать сказку.

1 группа: рисунок к понравившемуся эпизоду или поделку одного из героев сказки.

2 группа:по желанию выучить отрывок из стихотворения И.Сурикова «Детство».

3 группа: подобрать пословицы к сказке.

4 группа: озаглавить части.

В заключение хочу поблагодарить вас за работу, особенно тех, кто принял активное участие в уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела.

Просмотров: 633
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Виталий Тунников. Иван-царевич и змей Горыныч - сказка в стихах
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Ильина Анастасия Викторовна, Александрова Ольга Станиславовна. Сказка по правилам пожарной безопасности: «Сказка о том, как уголёк в теремок попал и всех жителей напугал.»
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Попова Татьяна Николаевна. Авторская экологическая сказка на основе регионального компонента для детей старшей группы «Сказка нашего леса»
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Сторублева Ирина Викторовна. Грустная сказка на новый лад — Русская народная сказка «Снегурочка»
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Гунтина Мария. Конспект урока литературного чтения Тема: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Скупченко Екатерина Валериевна. Конспект НОД с детьми по художественной литературе. (старшая группа) Тема: Русская народная сказка «Лиса и волк».
  • Лариса Игоревна Лебедева. «Новогодняя сказка» Сценарий по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Редактор. Сказка-сценка, исполняемая детьми 4-6 лет - Сказка для мамочки
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Аглиуллина Раиса Гилмулловна. Сказка по пожарной безопасности - Грустная сказка об одинокой спичке
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Козубняк Татьяна Викторовна. Сочиняем сказку вместе (младшая группа) «Новогодняя сказка»
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Чудаков Иван. Детская сказка про лягушку бабочку и пчел 'Зеленушка'
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Волшебные Созвездия - Сказка о том, как Лисичка-сестричка, братец-Волк и две Медведицы ловили братца-Зайца
  • Добрынинская Татьяна Геннадьевна. Сказка – быль. «ВОЛШЕБНАЯ ЛОЖКА»
  • Костюкова Елена. Авторская сказка 'Как-то раз под Новый год'
  • Редактор. Сценарий новогодней сказки, Что дороже всего
  • Шиляева Татьяна Равильевна. Методическая разработка. Конспект СИОС «Сказка для котёнка» 2 младшая группа
  • Елена Абузярова. Сказка для родителей 'Волшебная семья'
  • Минченкова Ирина Владимировна. Игра — викторина для родителей 2-ой младшей группы «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»
  • Ольга Конотопенко. Конспект НОД ТЕМА: 'СТЕКЛЯННАЯ СКАЗКА' Подготовительная группа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь