Коростелева Татьяна Ивановна. 'Ребенок и книга'

Во все времена книга была лучшим другом и главным источником знаний. Её значение в жизни человека нельзя было переоценить. Однако, в последнее время, книга стала отодвигаться на задний план. Куда уходит книга? Почему сейчас ребенок, читающий с фонариком под одеялом – это что-то из области фантастики? Действительно ли в век высоких технологий книга утрачивает свое значение? И не мы ли, взрослые, виноваты в том, что современные дети не испытывают любви к книге, тяги к чтению? Уверена, что многие иронически улыбнулись таким размышлениям: «О какой книге может идти речь, когда мой ребенок почти в совершенстве владеет компьютером?!»
Действительно, к великому сожалению, в настоящее время, чтение книг вытеснено просмотром мультфильмов и компьютерными играми, качество которых порой оставляет желать лучшего. Я ни в коем случае не против добрых, интересных мультиков и познавательных развивающих компьютерных игр. Однако, дети, в основном, играют в примитивные «стрелялки», просиживая у мониторов длительное время. Что полезного может получить ребенок от этого, кроме негативного влияния на свое физическое и психическое здоровье? Ну разве только развитие быстроты реакции. При этом у детей формируются поверхностное мышление, фрагментарное восприятие, быстрая утомляемость от интеллектуального труда, им требуется постоянная смена видов деятельности, событий. Такой ребенок неусидчив, невнимателен, не может сосредоточиться на конкретном деле, выполнить его до конца. Глубоко задумайтесь, чем это чревато для детей, стоящих на пороге школы?! А что же дает детям книга?
Книга с давних времен была и остается великой кладезью знаний, мудрым творцом детской души. Важнейшую роль в воспитании нравственных качеств играют сказки. Именно они являются эффективным средством формирования положительных качеств личности. В них нет прямых наставление: «слушайся взрослых», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», «не впускай в дом незнакомых». Но в содержании каждой сказки заложен определенный урок. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - говорил А.С.Пушкин. Давайте проследим, какие уроки преподносят сказки: «Репка» - дружба, трудолюбие; «Маша и медведь» - нельзя одним ходить в лес, старайся самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации; «Красная шапочка» - будь осторожен с незнакомцем, не доверяй ему. Сказки учат детей слушаться родителей? («Гуси-лебеди», «Снегурочка»), высмеивают трусость («У страха глаза велики»), хвастовство («Ёж и заяц»), жадность («Два жадных медвежонка», «Морозко»). Как видите, сказка является идеально доступным носителем основных морально-этических категорий и моделей поведения. В ней моральные ценности представлены ярко, конкретно, а, самое главное, доступно для ребенка. Книга является великим учителем и в развитии речи детей. Она знакомит их с выразительностью художественного слова, развивает культуру речи, учит говорить красиво, правильно, обогащает словарный запас, развивает воображение, чего так не хватает детям в школе. Ведь читая или слушая произведение, ребенок «рисует» себе образ героя, представляет окружающую его обстановку. А в мультфильме или компьютерной игре образ героя и сюжет предстает перед ребенком-зрителем уже в однозначно заданном виде и не требует от него каких-то мыслительных действий. Только книга способна открыть и объяснить детям мир человеческих чувств, взаимоотношений, нравственных ценностей, развить мышление, воображение, эмоции.
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен в школе. Но, не приобщив его к книге в дошкольном возрасте, мы, сами того не подозревая, создаем трудности для него, как школьника. Современной школе нужен «ребенок-читатель» - не обязательно «читающий», а именно «читатель», т.е. любящий книгу, способный понять содержание текста, произведения, его смысл, мотивы поступков героев, т.е., ребенок, умеющий работать с текстом, получать из него необходимую информацию, обрабатывать её для дальнейшего использования.
Как же привить ребенку любовь к чтению? Ни для кого не секрет, что стойкое желание читать формируется в семье с раннего возраста. Согласитесь, часами сидящий у компьютера папа и увлеченная просмотром сериалов мама вряд ли сумеют пробудить у ребенка интерес к книге. Поэтому личный пример – это главное условие. Читайте сами, читайте детям, читайте вместе с детьми, читайте всегда, когда есть возможность. Сделайте семейной традицией ежедневное чтение книг ребенку хотя бы перед сном. Он этому будет несказанно рад. Не бойтесь читать детям большие произведения, стараясь останавливаться на самом интересном месте. Это дает толчок к желанию узнать, что произойдет дальше, развивает любознательность, внимание, память, тягу к самостоятельному чтению. Обсуждайте с ребенком прочитанное, объясняйте непонятные ему слова, попросите рассказать о главном герое, об описываемом событии, времени года и т.д. Это развивает связную речь, учит запоминать и анализировать прочитанное, проводить аналогию с собственной жизнью, поступками. Такое общение поможет вам более тесно сблизиться с ребенком, понять его радости и страхи, донести до него свои ценности и взгляды. Не спешите учить ребенка читать. Это может вызвать раннюю усталость от процесса чтения, привести к отрицательным эмоциям при виде книги и предложении взрослого прочесть её. Никогда не наказывайте за проступок чтением. Это вызовет у ребенка отвращение к книге. Поощряйте тягу ребенка к книге, чтению не денежным вознаграждением, а своим одобрением, вниманием, созданием комфортных условий для этого. Выделите маленькому читателю отдельную полочку или шкафчик для книг. Предоставьте ему свободу в подборе литературы и расстановке её по собственному вкусу. Эта личная минибиблиотека станет для ребенка важным шагом на пути к чтению и научит бережному отношению к книге. Приобщение детей к чтению требует времени и определенных усилий. Сегодня, когда дети только начинают постигать азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, стать истинными «читателями», что положительно скажется в дальнейшем и на их личностном развитии, и на успешности освоения школьных наук.

Просмотров: 62
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Данилова Инга Валерьевна. Дошкольник и книга. Роль взрослых к приобщению детей к чтению
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Стрельцова Ольга Викторовна. Как привить детям любовь к чтению книг
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Татьяна Старченко, Наида Гебекова. Книга в жизни ребенка
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Гладнева Елена Николаевна. Консультация для родителей 'Читайте детям сказки!'
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Басалыга Лариса Петровна. Рекомендации и советы родителям по чтению детям природоведческой литературы
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Колесникова Светлана Владимировна. Приобщение к книге начинается в семье
  • Лымарь Татьяна Владимировна. Конспект занятия для старшей группы по разделу «Ребенок и окружающий мир. Валеология» - «Сохрани свое здоровье сам»
  • Сташкова Татьяна Николаевна. РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Анастасия Cаратокина. Обучение ребенка чтению (рекомендации для родителей)
  • Марина Геннадьевна Максимова. Консультация для родителей 'Как приучить ребенка к чтению?'
  • Омётова Олеся Васильевна. Ваш ребенок на пороге школы
  • Никулина Наталья Александровна. Проект «Красная книга Нижегородской области»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Сценарий образовательной ситуации по разделу 'ребенок в семье и сообществе' для детей средней группы
  • Федосеева Надежда Юрьевна. Проект на тему: «Красная книга Липецкой области!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь