Щеголихина Татьяна Михайловна. Консультация для педагогов — выразительность речи

Консультация для педагогов — выразительность речиКонсультация для педагогов — выразительность речи

Выразительное чтение

Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо, считается неприличием. А.П. Чехов

Введение

Речь – орудие труда педагога.

Дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых словарь, стиль, тон, манеру говорить.

Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств.

 

Скачать: Консультация для педагогов — выразительность речи (презентация)

Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы.

Зачем учить стихи

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Именно заучивание – обогащает словарный фонд, формирующий речь ребенка, развивает память, расширяет кругозор, формирует культурный уровень.

Почему стихи классиков.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучиться к гармонии русского слова, сердце преисполниться чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» В.Г. Белинский.

Стихи классиков

Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.

Выбор стихотворения

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово.

Важно, чтобы стихотворение понравилось ребенку.

Порой дети очень быстро проговаривают текс, проглатывая окончания. Необходимо сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка.

выразительность чтения стихов самим педагогом

От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. «Воспитатель не имеет права, писала Е.И. Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей».

Задачи, которые должен преследовать воспитатель на занятиях по заучиванию стихотворений:

Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.

Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.

Обеспечить запоминание.

Научить выразительно читать перед слушателями.

Воспитывать любовь к поэзии.

выразительность речи дошкольника

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.

Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.

что такое ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя.

Выделяют следующие критерии и показатели выразительности речи дошкольников:

интонационные (интонация, ритм, громкость, темп);

визуальные (жестикуляция, мимика, поза, перемещения в пространстве говорящего).

Средства интонационной выразительности

Темп

Тембр

Регистр

Ритм речи

Динамика

Логическое ударение

Звуковысотный рисунок

Интонация

Формирование выразительности

  • образец выразительного чтения взрослого (как основной прием)

У дошкольников выразительность речи развивается в подражание взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов

подсказывание нужной интонации; -напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении

Формирование выразительности

-чтобы правильно воссоздать чувства:

проанализируйте характер персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая)

-заучивание стихов развивает у детей чувства ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или отстукивать ритм.

Чтение стихов

«Киска» И. Жуков.

Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

Не могу я с вами жить

Хвостик негде положить (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете (сердито)

Чтение стихов

«Строитель» Г. Ладонщиков.

Клювом, точно долотом (ритмично, передовая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает, (озабоченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

-Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный торчишь!

-Я не даром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием)

И осину полечу.

Чтение стихов

«Черепаха» К. Чуковский.

До болота идти далеко, (озабоченно)

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги, (обрадованно)

присядем и вытянем ноги»

На камень лягушки кладут узелок. (не спеша)

«Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!» (в предвкушении)

Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)

И за ноги их ухватил.

А они закричали от страха:

«Да ведь это же черепаха» (умеренно громко, удивленно)

Спасибо за внимание

Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова Т

Просмотров: 25
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Гульназ Пенкина. Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи и ФЭМП в средней группе ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях.
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по развитию речи Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила»
  • Фарида Нохрина. Конспект НОД детей и педагога по развитию речи в адаптационный период на тему «Мыльные пузыри»
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и валеологии в средней группе на тему: 'Формирование здорового образа жизни'
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Кочина Елена. Дидактическое пособие по развитию речи 'Солнышко' для детей старшего дошкольного возраста.
  • Попретинская Светлана Евгеньевна. Здоровье сберегающие / коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи
  • Александрова В. С, Краева Е. В... Конспект НОД по развитию речи дошкольников подготовительной логопедической группы: «Весна идет»
  • Демидова Нина Николаевна. Использование театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков детей с нарушением речи
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. «Вежливые слова» Комплексное занятие по развитию речи в средней группе
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Мезенцева Любовь. Непосредственно образовательная деятельность-развитие речи 'Космическое путешествие'
  • Локновская Е. Г.. Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Встреча с Весной»
  • Дмитриева Лилия Минирахмановна. Итоговое занятие в средней группе (4-5 лет) группа «Незнайка» для детей с тяжелыми нарушениями речи «Встречаем весну».
  • Каталкина Римма Львовна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
  • Смирнова Наталья Сергеевна. Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи, музыкальному творчеству и рисованию в средней группе
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Петрачкова Любовь. Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороне речи. Тема: 'Зимние забавы'
  • Рычкова Светлана Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологий. для детей 5-6 лет — Экскурсия на выставку картин по теме «Зимушка-зима»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Интегрированное занятие по здоровьесберегающим технологиям с использованием развития речи. 'Как победить королеву простуду'
  • Миннибаева Эльвира Рашитовна. Конспект итогового занятия по развитию речи и художественной деятельности. Тема: «Обучаем Незнайку»
  • Дорошенко Ольга Михайловна. Конспект открытого интегрированного занятия: развитие речи /рисование на тему: «Осенний лес»
  • Тесленко Елена Николаевна. Непосредственная образовательная деятельность с детьми по развитию речи на тему «День Победы».
  • Путинцева Татьяна Александровна. Интегрированное занятие по развитию речи во II младшей группе «Мамин день».
  • Горшенкова Ирина Владимировна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Цветик-семицветик»
  • Корнилова Татьяна Владимировна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Осенние фантазии»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь