Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре

Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуреРоль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре

В «Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025 года» уделено внимание «увеличению доступности детской литературы для семьи, …популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей», «формированию патриотизма, чувства гордости за свою Родину», «знакомству с лучшими образцами мировой и отечественной культуры». Большое внимание уделено поликультурному воспитанию в ФГОС ДО.

Детство – это, то чувство, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. Поэтому, от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит, мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих людей, знать свою историю, быт, культуру своего народа, усваивали духовные ценности накопленные веками, были толерантными к традициям и культуре других народов. Всё, что усвоено в детстве является фундаментом для развития личности. Именно книга является источником информации, занимает главное место в формировании юнного гражданина своей страны. Книга позволяет нам в доступной форме познакомить дошкольников с историей и культурой своего народа, многообразием культур, поможет воспитать позитивное отношение к культурным различиям народов. Работу надо начинать с раннего возраста, со знакомства с устным народным творчеством – это богатейший материал для поликультурного воспитания. Потешки, приговорки, пословицы, поговорки, … не только забавляют, успокаивают, но формируют любовь к традициям своего народа, способствуют развитию личности в духе патриотизма. Но важно учитывать возрастные особенности детей, то, что приемлемо в старшем дошкольном возрасте, младшими детьми может не восприниматься.

 

Скачать: Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре (полный конспект)

Знакомясь с народными сказками, малыши узнают быт народа, его домашнюю жизнь, его нравственные понятия, красоту природы. Совершая путешествие, по народным сказкам у ребят появляется желание самим приступить к сочинительству. Подражая героя сказок, они видят себя в своих «сочинениях» справедливыми, смелыми, любящими свою семью, страну, защитниками слабых и обиженных.

В декабре 2013 года в нашем саду стартовал проект «Книга — лучший друг» (о проекте можно прочитать в журнале «Обруч» -№5, 2015 и российской «Учительской газете» -№13, 2015). Этот проект помогает нам решать задачи и поликультурного воспитания. Педагоги совместно с детьми и родителями создают рукописные книги на разные темы:

«МОЯ СЕМЬЯ», «ДОМ В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» -семейные мини исследования, «ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД», «УЛИЦА НА КОТОРЙ Я ЖИВУ», «МОЙ РАЙОН», «МОЙ ГОРОД», МОЯ РОДИНА», «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ», «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ», «ПОТЕШКИ И ПРИБАУТКИ» — мини книжки в подарок малышам, «О НАШИХ ЗАЩИТНИКАХ», «СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА». «ОЛИМПИАДА», «СУВЕНИРЫ ИЗ РОССИИ», «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ», «НАШИ СОСЕДИ», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ», … Из рукописных книг создана библиотека.

Одной из первых мы создали книгу «Моя семья». Ведь чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поликультурное воспитание мы начинаем с прикосновения к истории своей семьи, которая является хранительницей национальных традиций. Надо, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи (знали, за что воевали на войне их прадеды и деды, за что они получали медали, чем занимались их предки). Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного и жизнью всех людей — это важно для воспитания патриотических чувств. Вся семья принимала участие в создание книг, что помогло сблизить всех членов семьи. Побудило ребёнка задавать вопросы и вступать в диалог со взрослыми, дало малышу возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, способствовало эмоциональному и духовному сплочению старших и младших поколений в семье.

Слушая книги о родном городе, Родине, создавая книги «Мой город», «Моя Родина» ребёнок понимает, что город частица Родины поскольку во всех местах, больших и маленьких есть много общего. Это вызывает сильные личные эмоции у каждого ребёнка, так же прививает любовь к Родине

Кроме создания книг мы проводим:

«Авторские встречи» — маленькие авторы со своими книгами приходят в другие группы детского сада и знакомят сверстников со своими книгами (на темы которые ранее были перечислены). Можно провести это мероприятия в другом детском саду или сходить в гости в школу и выступить перед учениками начальной школы

«Бабушкины сказки» — бабушки воспитанников приходят в гости к детям и читают сказки народов мира, рассказы о других странах, народах, об истории России, …

«Фримаркет», «Буккроссинг» — книгообмен по поликультурному воспитанию среди родителей. Книгообмен идёт в течение всего года в удобное для родителей время.

«Волшебная шкатулка» -- шкатулка (сумочка или рюкзачок) передаётся из группы в семью для чтения дома. Кроме книги для чтения по поликультурному воспитанию в шкатулке находиться книга с чистыми, страницами в которой ребёнок совместно с родителями рисует рисунки по содержанию или записывают отзывы, свои истории. Так шкатулка совершает необычное путешествие из одной семьи в другую.

«Книжная ёлка» — дети украшают рукописными мини книжечками новогоднюю ёлочку и узнают о том, как принято встречать Новый год у разных народов.

Работая все вместе над книгами, наши дети проявляют самостоятельность, инициативность, креативность, приобретают знания. Бок обок трудятся дети разных национальностей, учатся общаться между собой, уважать достоинства других, возникает сплочённость, потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимообогащении. Но это всё возможно в том случае, если работа будет осуществляться в тесном контакте с семьями воспитанников. Важно возродить семейное чтение.

Полноценное поликультурное воспитание должно проходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Мы маленькими шажками уверенно идём вперёд. Рукописные книги детей разнообразны, в каждой книжке своя история, свой неповторимый характер. Надо не забывать взрослым, что личный пример учит лучше всякого нравоучения! Мы надеемся, что наши будущие школьники научатся принимать стратегические решения, будут толерантны, знать и беречь историю и культуру своего народа. Нельзя забывать прошлое. «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Надеюсь наш проект «Путешествие с книгой по истории, культуре и быту России и других стран» будет интересен педагогам.

ПРОЕКТ: «Путешествие с книгой по истории, культуре и быту России и других старн»

АВТОР: учитель-дефектолог высшей категории Мамаева Светлана Викторовна ГБОУ “Школа 1212 “, здание № 5

ПРОБЛЕМА: подрастающее поколение плохо знает историю, быт, культуру своего народа, чаще стали возникать конфликты на национальной почве, у людей теряется интерес к книгам, чтению.

ИДЕЯ: поликультурное воспитание и воспитание любви к книге, к чтению с раннего возраста совместными усилиями родителей и педагогов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА:

по составу: взросло — детский

по виду: творческий

по типу: познавательно – развивающий

по сроку реализации: долгосрочный

УЧАСТНИКИ:

дети

педагоги

родители, братья, сестра, дедушки, бабушки воспитанников

библиотекарь

школьники

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Учить детей относиться к книге – как к источнику знаний об истории, традициях, культуре своего народа и помощнице в усвоении духовных ценностей накопленных веками. Учить быть толерантными к традициям и культуре других народов. Развитие любви и бережного отношения, интереса к книге. Пробуждение интереса к чтению книг. Повышение педагогической компетенции родителей в поликультурном воспитании детей. Возрождение семейного чтения.

П -педагоги, С-семья, Д- дети, Б -библиотекарь, Ш- школьники, У- учителя

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы надеемся, что наш проект поможет детям в обучении в школе, научит быть толерантными, повысит педагогическую компетенцию родителей в поликультурном воспитании детей и вовлечет их в целенаправленный процесс познания прекрасного, воспитанию высоких нравственных качеств, доброты, терпимости, взаимопонимания, уважению достоинства других, взаимопомощи и взаимообогащению. Дети научатся принимать стратегические решения, быть патриотами своей страны, быть толерантными к традициям и культуре других народов. Привьёт любовь к чтению, книге!

БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

Педагог заранее обговаривает с бабушкой, воспитанника, какую книгу будет она читать, составляется план ее действий, сюрпризный момент. Бабушки читают детям в детском саду книги по поликультурному воспитанию

АВТОРСКИЕ ВСТРЕЧИ

Могут проводиться, как внутри дошкольного учреждения, так и вне стен сада (библиотека, школа, другие детские сады…). Участвуют от двух до пяти авторов (количество детей зависит от содержания книги). С авторами заранее проговаривается план действий. Дети со своими книгами приходят в гости и знакомят со своим трудом (детей младшего дошкольного возраста), с содержанием книги, а старших -- с «литературной кухней» и содержанием. Книги могут быть подобранны по теме: «Моя семья», «С чего начинается Родина», … или юный книгоиздатель знакомит со всеми своими книгами. Надо только отслеживать, чтобы все кто создавал книги имели возможность в течении года «выступить» перед аудиторией. Очень интересно будет проходить это мероприятие, если старшие дети пойдут в гости к ученикам из начальных классов и во внеурочное время пообщаются друг с другом, школьники в ответ познакомят со своими книгами.

ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА

Для реализации необходимо приобрести большие красивые шкатулки (можно заменить красивой коробкой, необычной сумочкой, рюкзачком, мешочком), в ней должна умещаться книга для чтения и книга с чистыми страничками. Шкатулка педагогом передается из группы дошкольного учреждения в семью для чтения книги дома. В «чистой книге» родители совместно с ребенком рисуют иллюстрации по содержанию, оставляют отзывы. Так шкатулка совершает необычное путешествие из одной семьи в другую. Периодически содержимое шкатулки меняется Важно отслеживать, чтобы предлагаемая литература соответствовала возрасту ребенка, его интересам, его индивидуальным особенностям. Постепенно соберется немало заполненных «чистых книг», которые можно использовать на конкурсах, викторинах — «Угадай к какому произведению эти иллюстрации?», «Откуда этот герой?»

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК ИСТОРИЙ

Эту всем давно известную игру можно использовать и при знакомстве с книгой. Только мешочек должен быть размера не маленького. Для реализации нам необходим красивый мешочек, книги, игрушки, атрибуты для инсценировки, настольный или кукольный театр, настольные игры (есть по сказкам). Педагог в игровой форме обыгрывает появление чудесного мешочка, читает книгу, а далее действует в зависимости от содержания и дополнительного материала, который находится в мешочке.

БУККРОССИНГ

Для реализации необходимо иметь плакаты с эмблемой буккроссинга, афаризмами, пословицами и поговорками о книгах; книги для обмена, меченные эмблемой буккроссинга; полки; книга регистрации и отзывов.

Родители совместно с детьми выбирают заинтересовавшую их книгу по поликультурному воспитанию, оставляют свою, регистрируются, оставляют отзывы в специальной книге. Книгообмен идет в течение всего учебного года. Родители приходят в удобное для них время. Постоянных участников этой акции легко отследить по книге регистрации. Их ждут бонусы – надо пройти квест с картой (на которой план дошкольного учреждения и территории сада), выполняя определенные задания. Семья отправляется в увлекательное путешествие по территории образовательного учреждения, на пути они ищут подсказки (количество вы определяете сами) и благодаря своим способностям находят клад – книгу с подарком. Задания подбираются по поликультурному воспитанию.

ФЛЕШМОБ

Его часто называют” уличным театром”: есть сценарий, сцена, актеры (мобберы), и ничего неподозревающие о своей роли зрители.

Внезапное появление в общественном месте и с серьезным видом выполняющие заранее оговоренные дейтвия мобберы и одновременно расходящиеся в разные стороны участники вызывают у зрителей шок — это помогает достижению нашей цели, внимание привлечено к книге, чтению книг о Родине, истории и культуре своей страны!!!

1. “Читать – это модно”

Продумать план действий, нарисовать плакатики с высказываниями: Человек читающий – человек успешный

Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – в библиотеку иди!

Как не крути, в образовании без книг — нет пути!

Книга учит жить, книгой надо дорожить!

Читай, книгочей, не жалей очей

Книга для ума, что теплый дождик для всходов и т.п.,

воздушные шарики с изображением раскрытой книги (рисунок на желтом шарике можно нарисовать маркером).

Просмотров: 734
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Пашукова Ксения Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лэпбука для родителей воспитанников ДОУ «Читать книги-хорошая привычка»
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Пыстина Татьяна Леонидовна. Книжный рюкзачок проект по продвижению книги и чтения
  • Лах Ильмира Ильясовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Редактор. Шаг навстречу книге или как приобщить ребёнка к чтению (Рыбкина Елена Анатольевна)
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Слабодчикова Светлана Владимировна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги для индивидуальных занятий с воспитанником средней группы 4-5 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
  • Бабасиева Наргиз Аседуллаевна. КВН «Книга в кругу семьи» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Давыдова Любовь Евгеньевна. План-график прохождения учебного материала по физической культуре для дошкольников в течение года
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь