Адаптация к школе. Как помочь ребенку?

Родители часто говорят дошкольникам: «Вот вырастишь – пойдешь в школу». Ребенок начинает воспринимать школу как образ взрослого. Когда дошкольники говорят, что «хотят учиться в школе», они не понимают в полной мере что это значит. Поэтому, когда дети рисуют школу, часто изображено только здание школы, т.к. им не совсем понятно, как устроен школьный процесс.

Поступление ребенка в школу меняет весь уклад жизни ребенка. Если раньше его любили просто за то, что «Вася Пуговкин», то теперь ребенку нужно «зарабатывать» оценки, подстраиваться под нормы и правила школы. Ситуация меняется и дома: ребенок, живший в атмосфере полного принятия открывает для себя значимость школы в глазах взрослых, ответственность и новые обязанности.

Принятие новой роли школьника является одним из главных приобретений первоклассников. Учебная деятельность является общественно значимой и ставит школьника в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, перестраивает взаимоотношения в семье. Школьники учатся выполнять новые правила: вовремя приходить в школу, готовить домашнее задание, собирать портфель, преодолевать трудности в учебной работе. Выполнение школьных обязанностей формирует характер ребенка, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие их способностей.

Личность учителя имеет огромное влияние на школьников. Его позиция отличается от воспитателя в детском саду, который частично выполняет материнскую роль. Отношения с учителем деловые, сдержанные и подчиняются правилам школы. Педагог является более авторитетным для детей, чем воспитатель так как использует оценки. Замена отметок на картинки солнышек и тучек не меняет суть оценивания. Оценка может быть и устной «Молодец» или «Плохо старался». Полноценное деловое сотрудничество с взрослыми сформируется у ребенка только к концу начальной школы.

У маленьких школьников меняются отношения со сверстниками и теперь дети оценивают друг друга еще и по оценкам учителя. Например, «Коля двоечник – он плахой, а Аня отличница, значит хорошая». Дружба школьников обычно строится на основе случайных интересов: сидят за одной партой или живут в одном доме, например.

            Родители могут помочь своему ребенку легче пережить адаптацию к школе:

  • Все школьные принадлежности, рабочее место и т.п. организуются с участием ребенка. Ребенок осознает – его мнение важно, оно учитывается, теперь он носит гордый статус «Школьник».
  • Хорошо помогают психологические сказки. Их сейчас очень много, на любой вкус. Например, «Лесная школа» коррекционные сказки М. Панфилово мягко учит поведению в школе. Не стоит анализировать и подталкивать ребенка к определенным выводам после прочтения сказки. Весь смысл сказок в том, что дети в ненавязчивой форме самостоятельно сделают правильные выводы.
  • Ваши теплые отношения с ребенком не должны определяться школьной успеваемостью. Иногда при поступлении ребенка в школу все разговоры в семье сводятся к оценкам. Такое поведение родителей опасно тем, что у ребенка складывается представление, что «он хороший, только если оценки в школе хорошие». Такой подход создает сильную стрессовую ситуацию для ребенка, а когда мы в стрессе, волнуемся, боимся не оправдать надежд, результаты ухудшаются.
  • Сделайте утро своего юного школьника самым чудесным временем суток. Будите ласково, включайте музыку, обнимайтесь по утрам, готовьте ароматные завтраки, заготовьте достаточно времени на сборы.
  • Провожая ребенка в школу, скажите ему что-то приятное, не связанное с учебой, пожелайте хорошего дня, скажите, что любите и т.п. Варианты предостережений типа «Смотри двойку не получи!» или «Ничего не натвори!» повышают напряжение ребенка, а не настраивают на победы.
  • Встречая ребенка из школы, не следует сразу расспрашивать про школьные дела и оценки. Дети как правило устают от школы и не хотят сразу о ней говорить. Дайте ребенку самому начать. Старайтесь не оценивать чувства ребенка. Просто слушайте. Если он рассказывает что-то, что Вас пугает, старайтесь виду не подавать, критику сразу не высказывать. Ваша задачи как родителя – быть в курсе всех переживаний вашего ребенка. Поэтому слушаем, а потом спустя время, спокойно думаем, как поговорить об этом с пользой и так, чтобы в следующий раз ребенок вам опять доверился.
  • Расширьте границы свободы ребенка. Семилетки протестуют не против родителей, а против «закрытых правил», тех, которые когда-то установили родители. Ребенок претендует на отношение к нему как ко взрослому. Давайте ему такую возможность. Например, в правиле убираться в своей комнате появляется дополнение – когда тебе будет удобно. Ребенок сам выбирает время.
  • Прислушивайтесь к мнению ребенка. Даже если оно кажется неправильным, выслушайте, не торопитесь критиковать. Только после этого в доброжелательной форме договоритесь с ребенком.
  • Дети тратят до 30% всей энергии организма на познание нового, поэтому очень важно, чтобы родители создавали доброжелательную и доверительную обстановку дома.

Если Вы столкнулись с проблемами адаптации Вашего ребенка и настроены решать их при помощи профессионального детского психолога - приглашаю ко мне на консультацию. 

Ваш детский психолог, Татьяна Отт.



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Утренние сборы ребенка в школу – это ваш кошмар? Несколько рекомендаций
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Как подготовить ребенка к самому первому дню в детском саду и школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь