Какие вопросы неплохо бы задавать себе чаще всего

Эрик Берн создал систему психотерапии Транзакционного анализа, обессмертившую его имя, и оказавшую помощь тысячам и тысячам мужчин и женщин во всём мире, после того, как заметил, что в повседневной жизни человек может вести себя одним из трёх возможных способов:
а) как эмоциональный Ребёнок;
б) как гневный или заботливый Родитель;
в) как думающий Взрослый человек.

Когда взрослый ведёт себя как Ребёнок.
В этом состоянии нам свойственны такие вещи как интуиция и вытекающая из неё - способность к творчеству, чувство любви, способность доверять, радость, интерес, но при этом и весь букет отрицательных эмоций и чувств: гнев, вина, стыд, обида, горе, печаль, страх, тревога и так далее. Вот только способности здраво рассуждать (то есть думать) в этом состоянии нет вообще.

Все сильные эмоции погружают нас в детское состояние. "Русский бунт - бессмысленный и беспощадный", который упоминает А.С.Пушкин в "Капитанской дочке" - это описание по сути лучшая метафора для «бунтующего ребёнка»: мозгов нет, здравого смысла нет - только гнев. Эйфория (например, от успеха) - это тоже состояние «дитя», в котором напрочь отсутствует способность здраво рассуждать.
Главная задача Дитя - добиться, чтобы его любили. И когда в нас включается Дитя, мы начинаем добиваться того, чтобы нас любили, подчас совершенно немыслимыми и бесперспективными средствами, нередко ещё и несущими нам серьёзные потери.

Когда взрослый ведёт себя как Родитель.
Чаще всего это бессознательное автоматическое воспроизведение моделей поведения наших родителей или иных родительских фигур из нашего детства. В этом состоянии мы помним о всех предрассудках, моральных правилах, шаблонах, эталонах, с которым мы в этом же состоянии автоматически сравниваем себя и всех окружающих и выносим оценки себе и другим (положительные или отрицательные). При отклонении от этого усвоенного нами эталона поведения кого-либо из тех, кого мы наблюдаем, мы испытываем гнев, превращаясь в «критикующего родителя».

Но этому же состоянию свойственны и родительские модели поведения заботы о потомстве - модели поведения «заботливого родителя». Многие социальные паразиты, которые тянут из нас соки, используя нас в своих интересах, активно играют на наших родительских инстинктах, включая в нас «заботливого родителя» и превращая нас тем самым то ли в Маму Чоли (из мексиканского сериала "Просто Мария") то ли в Мать Терезу, - мы начинаем «избавительствовать», «спасать» кого-то, выполняя чужую работу, которую эти социальные паразиты вполне могут выполнить сами, однако не хотят, так как им выгоднее вынудить к этому нас "безвозмездно, то есть даром".

Смысл «Родителя» защищать установленные ценности и заботиться. Только из этого Я-состояния отдаются приказы и раздаются требования и поручения. Чаще всего именно это «Я-состояние» реализует функцию «спасения» и «защиты» других.

Когда взрослый ведёт себя как Взрослый.
Именно так называют того человека, который руководствуется здравым смыслом — то есть разумом. Это единственное состояние, которое делает человека тем самым «homo sapiens», поскольку человека из живой природы выделила именно способность думать.

Я не ставлю тут целью детально описать каждое из Я-состояний: для этого есть книги Берна, Харриса, Гулдингов, Штайнера, Литвака, Макаровых и многих других. Единственная причина, почему было написано то, что написано выше, чтобы объяснить смысл тех контрольных вопросов, которые было бы неплохо каждому ставить каждый день, несколько раз в течение дня.


Вот эти вопросы:


1. Как кто я себя сейчас (в данный момент) веду? 
Как критикующий или заботливый Родитель?
Как капризный или восторженный Ребёнок?
Как думающий Взрослый?

2. Как кто сейчас себя ведёт мой партнёр по общению?
Как критикующий/заботливый Родитель?
Как капризный или восторженный Ребёнок?
Как думающий Взрослый?

Наивно ждать от Ребёнка или Родителя способности думать и вникать в ситуацию. В этих Я-состояниях нет разума - в них нет способности к здравому смыслу. Так что дискуссии с человеком, который залез в эти Я-состояния, не получится - только полемика. Это касается и меня и моего партнёра по общению.

Если хочется в чём-то разобраться или о чём-то договориться, то надо включить в себе и в своём партнёре по общению Взрослого. Вот один из способов: можно это сделать (включить Взрослого) задав себе, когда нужно включить это состояние в себе самом, или партнёру по общению, когда надо его «привести в чувство» - то есть во взрослое состояние, определённые открытые вопросы
.

Именно открытые вопросы, на которые невозможно ответить "да" или "нет" дают шанс включить мышление, то есть Я-состояние Взрослого человека. Какие открытые вопросы задавать? Да хотя бы вопросы: «Ради чего?» и «Как?»:

- «Ради чего мы сейчас ведём эту беседу?»
- «Чего мы хотим от этого нашего взаимодействия друг с другом?»
- «Чего я хочу?»
- «Чего хочет мой партнёр по общению?»
и
- «Как мне или нам этого достичь?»

Какие вопросы неплохо бы задавать себе чаще всего


 



Просмотров: 570
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как проявляется в нас трехглавый дракон - Родитель, Взрослый и Дитя?
  • Притча про то, как Родитель, Дитя и Взрослый в "Поле Чудес" играли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • "Включить" в себе женщину-это как??...
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Сказать твердое "нет" Или как заставить уважать себя
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."Почему?!
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает..."
  • " Лаборатория созависимости или Любовь- как состояние души"
  • Мой муж как ребёнок!..или...Как не путать психологическое состояние жены и матери?
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Мы хотим чтобы нас любили, или - восхищались, или - ужасались, а если нет - то ненавидели и презирали
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь