Нужны ли оценки и дневник в школе?

Зачем кому-то понадобилось отменять оценки и (что еще непонятнее лично для меня) дневники в первом классе? Почему вдруг фраза "Дневник - это документ!" стала паранойей среди учителей и администрации школ?  Эти вопросы беспокоят меня, потому что я замечаю спад учебной мотивации первоклассников, их затянувшийся инфантилизм, несерьезное отношение к учителю и учебе, а у некоторых - резкое снижение самооценки и повышение тревожности.
Вполне предположимый результат. Давайте порассуждаем вместе!

 

 НОВШЕСТВА РЕЗУЛЬТАТ Подготовительные курсы - при школах создаются классы (как бы мы их не называли), в которых дети вечерами или по выходным занимаются с учителями счетом, чтением, письмом, ну и более приятными вещами: музыкой, танцами, рисованием и играми. Иногда детям задают домашнее задание, которое они выполняют тоже по вечерам, когда приходят с сада и многочисленных кружков, куда их отправили заниматься родители, чтобы дети "не ходили по подвалам". В основу курсов порой берутся программы развития дошкольников.

 При общей занятости детей, усиленном развивающем инструментарии, опыте учителей уже очевиден результат - курсы не повышают ни мотивации к учебе, ни интеллектуальный уровень детей. Ну, может, совсем немного развивают - если только ребенок совсем запущенный родителями и не посещает садик. Некоторым детям даже нравится заниматься на таких курсах - вроде бы все по-взрослому и ново, но большинство ребят очень устают, ненавидят домашние задания, не способны заниматься вечерами, не всегда находят общий язык с учителем (ведь, произвольности пока не хватает, чтобы высидеть все занятия, не играя и не разговаривая с соседом). 
Нелюбовь к учителю - страшная вещь! Она способна отравить все 11 лет учебы. При этом ни ребенок, ни сам педагог не виноваты в этой "нелюбви". Просто время для чего-то другого еще не пришло, когда, дожидаясь загадочной и волшебной встречи долгие дни, недели и месяцы (в пересчете на детское время - столетия), ребенок наделит учителя всеми лучшими социальными качествами, которые только могут придти на ум. И состоится импритинг - любовь и безусловное принятие с первого взгляда - как у маленького гусенка, повсюду следовавшего за Лоренцом.
Самые трудные переходы от стадии к стадии у человечества всегда были четко обозначенными, охваченными ритуалами, посвящениями, праздниками новой роли, ответственности и свободы. В страхе перед неведомыми "стрессами" мы постарались смазать границы - стереть четкие переходы от дошкольника к школьнику, от младшего звена - к старшему... Сейчас поговаривают всерьез о слиянии начальной школы с детскими садами. Почему же тогда, если ничего серьезно не изменилось вокруг, должен поменяться ребенок? Откуда у него должна возникнуть новая роль и ответственность? Если вокруг те же люди, тот же класс, делает он все так же... а вокруг все недовольны: по классу ходит, говорит, играет, не слушается...

---------------------------------------------------------------

 Отмена оценок - наверное, я думаю, что должна была быть какая-то причина... Быть может, проблема гетерохронности развития детей была тому причиной. Ведь это школа нас унифицирует, а в первый класс мы являемся все такие разные: кто-то читает, а кто-то говорит с трудом, кто-то побывал во всех концах света, а с кем-то бабушка сидела. И "плохая" оценка может отбить охоту учиться у ребенка, который не способен на что-то не по своей вине.
 Надо заметить, что обидно, конечно, получить "плохую" оценку, но как выразить словами, до какой степени другому ребенку обидно НЕ ПОЛУЧИТЬ "хорошую", которую он заслужил трудом и старанием, нервами своих родителей. Это обиднее сто крат. 
Дети идут в школу, и их спрашивают психологи: "Что ты выберешь за хороший ответ: игрушку, сладости или пятерку?" И глаза загораются надеждой, "Пятерку," - шепчут ребята. За ней они и в школу-то идут. Из-за нее в эту самую школу они играют друг с другом, и каждый хочет быть учителем - властелином "пятерок", их щедрым хозяином.

Я соглашусь, скорее всего, что не стоит в младшей школе ставить "1", "2" и "3". Но не надо жадничать, взрослые! Не разрушайте детские мечты! Оставьте ребятам "пятерки"!
----------------------------------------------------------------

 Отмена дневников. В первом классе дневник не нужен, потому что: а) оценок не ставят, б) домашнее задание не задают, в) дети писать не умеют.
А теперь еще завелись электронные дневники. В них много положительных сторон: родители всегда в курсе успехов ребенка, всегда можно узнать домашнее задание и расписание, да и ученик не может этот дневник забыть, потерять и другими способами стереть с лица Земли.
 Многие взрослые замечают, что до сих пор мысленно отсчитывают дни по "внутреннему воображаемому школьному дневнику", в него же они вносят мысленные пометки и записи. Очень мало людей, которые делают нечто подобное с "внутренним настенным или отрывным календарем". 

Дневник организует, дисциплинирует. Ученик, заполняя его день ото дня расписанием, непроизвольно запоминает распорядок дня (разве приходит кому-то в голову учить наизусть расписание?). Да, конечно же дети не любят вовремя записывать в дневник домашнее задание, но им все равно приходится заставлять себя делать это - чтобы выполнить уроки. И формируется воля, самоконтроль, а у самых "упрямых" - память - надо же доказать родителям, что можно не записывать "домашку" и учиться хорошо.

А оценки, вовремя проставленные ловким учителем, могут поднять самооценку или заставить сосредоточиться, чтобы ярлык "двоечника" не грозил зазевавшемуся школьнику.

----------------------------------------------------------------
 Дневник - это документ! Последний новомодный лозунг министерских проверок... он означает, что все поля должны быть заполнены, соответствовать журналу, утвержденному плану и тетрадям. Ничего лишнего не должно омрачать "лицо ученика", как еще недавно называли дневники наши советские учителя. Зачем это нужно? Неизвестно. Наверное, нас хотят в чем-то уличить и разоблачить - вывести на "чистую воду". Всегда дневник был и остается книжкой для записей, которую придумали для удобства ученика. Чтение этой книжки испокон веков  считалось обязанностью родителей и самих школьников. Учителя же выступали в роли контролера, редактора, соавтора, но не совладельца. Учитель выставлял оценки, писал похвалы и замечания, делал объявления, держа в курсе дел папа и мам.

Отныне дневник - это нечто необъяснимо неприкосновенное. Нельзя сделать пометку, что будет мероприятие, поход в музей или театр, что нужно принести тетрадку или карнавальный костюм, что отменяют или переносят урок из-за болезни учителя. Нельзя назвать дополнительный урок физкультуры (который по закону может быть танцами, шахматами и чем угодно) так, чтобы знать, что лыжи и форму на него не нужно приносить, а надо принести водолазный костюм. 

----------------------------------------------------------------
Меня мучает вопрос - кому стало лучше и удобнее от этих правил?


Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь