Знание и незнание о массивной психической травме: Формы травматической памяти.

Знание и незнание о массивной психической травме:

Формы травматической памяти. 

Знание и незнание о массивной психической травме Формы травматической памяти

Не так давно, на одном из англоязычных ресурсов, мне попалась статья американских психотерапевтов Дори Лауб и Нанетт Ауерхан посвященная переживанию психической травмы, тяжелой и продолжительной, массивной, в их терминологии. Речь пойдет о людях, чья жизнь подвергалась опасности, о тех кто был буквально на грани жизни и смерти. Речь пойдет о жертвах терактов, участниках военных конфликтов и жертвах насилия.

В нынешнее неспокойное время эти люди нередко приходят к нам в кабинет и становятся нашими пациентами.

В статье авторы предлагают взгляд на тяжелую травму не в контексте психических защит, а в с точки зрения знания или не знания о травме. Такой взгляд не противоречит концепции защит, используемых в современной эгопсихологии, но удачно дополняет его.

Тяжелая травма, по мнению авторов, это всегда некий провал в осмыслении, потому что нет ни слов, ни категорий мышления, адекватных для ее представления.  От знания о травме, кроме того, яростно защищаются, поскольку она представляет собой нешуточную угрозу для психической целостности. Однако на каком-то уровне знание, тем не менее, есть, часто в ограниченных и защитных формах.

Формы знания о травме исследуют авторы, выделяя несколько возможных вариантов.

Мои личные наблюдения за жертвами терактов и людьми перенесшими тяжелые, представляющими опасность для жизни заболевания, показывают, что что травма всегда каким-то образом воздействует на семью. Травма может буквально разрушить семейные отношения, разбив вдребезги базовое доверие, вызвав взаимные обвинения и создав барьеры против близости. Травма также часто бывает символически представлена как в сознании, так и в сновидениях жертв, как нарушение функционирования семьи, даже среди тех людей, у кого фактическая семейная жизнь осталась прочной.

Способы, которыми мы пытаемся знать или не знать, являются основными организующими моментами личности: последние могут быть представлены в качестве психоаналитического понятия защитных механизмов Эго.

Первый, наиболее частый способ справиться с травмой

Незнание

В этой форме травматической памяти центр переживания не находится более в переживающем «Я». События где-то происходят, но уже не связаны с сознательным субъектом. Я фрагментируется в «я» и «не-я», и всякая связь между ними двумя разорвана.

«Я не прошла через это. Это было с кем-то другим.» - часто говорят такие люди.

Человек, переживший травму испытывает мучительное состояние повторяющегося осознания обедненного Я и интенсивного переживания, которое отсоединено и «забыто», но тем не менее аффективно пронизывает и нарушает жизненные стратегии адаптации и защиты.

 

Состояния фуги

Эта вторая форма знания о травме есть фактически проживание ее заново (а не воспоминание). Такое перепроживание обычно описывается как вспышки памяти, при которых заново проигрывается все переживание в целом. Чаще всего эту форму травматической памяти являют участники боевых действий в виде синдрома боевой усталости. Эта форма воспоминания о травме контрастирует с предшествующей в том, что известное в состояниях фуги отделено от сознательного я, чтобы предотвратить разрушение последнего. Защитные механизмы Эго работают, хотя и имеют патологическую форму. Переживание всегда сохраняется цельным -либо целиком вытесняется, либо целиком припоминается. 

Фрагменты

Третья форма воспоминания предполагает сохранение кусков пережитого таким образом, что они вынуты из контекста и утратили смысл. У человека есть образ, ощущение или изолированная мысль, но он не знает, с чем она связана, что она значит или что с ней делать.

Трансферные явления

Когда неинтегрированные фрагменты из прошлого проигрываются на уровне объектных отношений, «знание» жертвы травм предстает в форме трансферных переживаний. Эта форма знания означает привнесение травматического опыта в нынешние отношения.. Фрагментарное качество такого опыта отвечает за возникающие в результате абсурдность, несоответствия и искажения в опыте сегодняшнем опыте. 

Ошеломляюшие повествования

 Многие пережившие уход трагический близких сохраняют фантазии о своих последних мгновениях с теми, с кем они были разлучены, и кто был дорог. Эти мысли и фантазии остаются требовательными, затемняющими или заслоняющими собой настоящее. Пересказывая эти воспоминания, люди часто начинают говорить в настоящем времени. Воспоминание вне времени, образ заморожен. Вместо того чтобы взаимодействовать с сегодняшней жизнью, как в предыдущей форме травматической памяти, оно заслоняет или затемняет ее.

Жизненные темы

В противоположность множественности различных трансферов, которые могут произойти из фрагментов опыта, жизненная тема имеет тенденцию быть унитарной, организующим принципом, центром личности. Она принимает форму организующего принципа, вокруг которого находят свое место отношения и чаяния. Она подобна центру притяжения для того направления или курса, которым идет жизнь человека. Человек ограничивает и формирует свою внутреннюю и межличностную жизнь согласно жизненной теме, которая часто не только проигрывается в отношениях (как переносы), но может стать также и когнитивным стилем. Таким образом, жизненная тема составляет уникальную конфигурацию личности, производную от конкретного способа, которым человек воспринял и переработал свое травматическое наследие.

Понимание уровня травматической памяти является крайне важным для того, чтобы решить, на чем сосредоточить терапевтическую интервенцию.

В процессе переживания травматического опыта связи и переходы между травматическим событием, воспоминанием, значением, интерпретацией и структурой характера неизбежно затемняется. Они должны быть восстановлены и проговорены, чтобы прояснилось воздействие травмы на мозаику сил, определяющих развитие формирования характера . Говоря попросту, лечение тех, кто оказался под тем или иным воздействием травмы, предполагает отчасти восстановление отношений между событием, воспоминанием и личностью.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Что же травмируется при психической травме?
  • Первая помощь при травме. Памятка для тех, кто оказался рядом с трагедией.
  • О психологической травме:что происходит и как она проявляется
  • Как менять свою жизнь, используя знания о тонкой психической энергии?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Эта статья для тех, кто уже понимает на своём собственном опыте, что человеку сложно измениться
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Дефицит ресурсов при психической травме
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • Как сохранить в памяти то, что для меня важно
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Был ли в самом деле я или Как многие знания превращаются в многие печали?
  • Непостоянство памяти: как нетравматичные воспоминания становятся травматичными
  • Игры памяти или забытые травмы.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Трансгенерационные процессы при психической травме (2010)
  • Жизнь в мире которого не существует или школа как она есть
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Селективное свойство памяти. Выход есть («?» или «!» или «.»)
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что надо знать про свойства психической энергии, чтобы быть Властелином Силы?
  • Жизнь как она есть... Или - мне не страшно
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Восстановление памяти на события или находка практикующего гипнотерапевта.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь