"Ученический суицид: работа "до" и "после".

Научно-практическая конференция.

 

 

 

 

 

 

 

Д О К Л А Д

 

УЧЕНИЧЕСКИЙ  СУИЦИД:

работа «до» и «после».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог МБОУ СОШ №22

Петенко Надежда Ивановна

 

Мытищи 2012

Содержание:

Введение.

1.     Психология суицидального поведения.

2.     Психолог образования в условиях суицидального риска.

3.     Понимание феномена: ученический суицид в мифах и реалиях.

4.     Переживание самоубийства: внутренняя позиция психолога при работе с суицидентом.

5.     Ученический суицид: причины, специфика, предвестники, оценка степени суицидального риска, диагностика, профилактика

6.     Основы построения диалога с потенциальным суицидантом.

7.     Учитель, как включённое звено в ситуации ученического суицида.

8.     Рекомендации по работе с педагогами и школьниками в фазе постсуицида (дебрифинг).

9.     Список литературы.

 

 Этой проблемой занимались многие известные русские врачи:  Бехтерев, Сикорский, Корсаков, Хорошко, Баженов; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Андреев, Мережковский, Розанов; юристы, педагоги, публицисты.

      Разумеется, столь широкий подход к проблеме, попытки рассмотреть самоубийство с самых различных точек зрения готовили почву для последующего  становления суицидологии как самостоятельной науки. Исследовались причины самоубийств, их статистика, влияние самых различных  социальных, демографических, экономических, политических и других факторов. 

      Во всем мире интерес  к этой проблеме не угасает, ежегодно выпускаются  специальные суицидологические журналы, проходят международные симпозиумы, создана международная  ассоциация по предупреждению самоубийств.

     Проблемами суицидального поведения  в нашей стране активно занимается группа ученых НИИ Суицидологии под руководством профессора А.Г.Амбрумовой в Москве, известный своими многочисленными  публикациями профессор Ц.П.Короленко из Новосибирска, есть институт суицидологии в Екатеринбурге,  профессор Н.Е Бачериков на Украине и др.

Сегодня очевидно, что суицидальное поведение (суицидальные мысли, суицидальные приготовления, суицидальные попытки и собственно суицидальный акт) – проблема междисциплинарная и должна изучаться специалистами различного профиля. Врачи, философы, социологи, психологи изучают эту проблему специфическими методами своих наук, расширяя  наши знания по отдельным ее аспектам.

      В докладе мы попытаемся всесторонне рассмотреть психологию суицидального поведения: условия, способствующие развитию суицидального поведения, мотивы суицидального поведения, индивидуальные,  социально-демографические факторы суицидального риска.

          Общим для всех форм самоубийства является то, что отречение от жизни совершается сознательно, что сама жертва знает о результате своего поступка, каковы бы ни были мотивы, приведшие ее  к совершению данного поступка.  Дюркгейм дал следующее определение: «… самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах»

Концепция суицидального поведения.

     В России широкое распространение получила концепция суицидального поведения А.Г.Амбрумовой, согласно которой, суицид есть следствие  социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

     1. Суициданты представлены тремя основными категориями:

- больными психическими заболеваниями

- пограничными нервно-психическими расстройствами и

- практически здоровыми в психическом отношении лицами.

Количественное соотношение трех названных категорий составляет: 1,5  :  5  :  1.

Следовательно, суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону вариаций – от психической нормы, до выраженной патологии.

      2. Существуют объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.

Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего окружения, ограничением возможности справляться со своими функциями или патологической трансформацией поведения.

Субъективным выражением является психоэмоциональные сдвиги от психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда) до клинических синдромов (астений, депрессии, дистрофии и т.д.).

     Следует выделить две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиционная фаза не сопровождается  суицидальным поведением. В суицидальной фазе, начинающейся с момента зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся вплоть до покушения на жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему «конечному  пути», сводящему к нулю все исходные уровни.

Во всех диагностических  категориях решающее значение для перехода  предиспозиционной фазы в суицидальную имеет конфликт.

    Конфликт образуется из двух разнонаправленных тенденций:

- актуальная в данный момент потребность человека;

-  тенденция, препятствующая ее удовлетворению.

Конфликт может быть  внутриличностным  (например, долг и страсть, желание и возможность) или межличностным  (запрет, приказ, требование и т.п.).  Существенные дополнительные характеристики  конфликт получает от той сферы деятельности, где он по преимуществу развивается: витальной, личной, интимной, семейной,  профессиональной, бытовой, фантастической (при патологии).

      Предиспозиционная фаза является лишь предпосылкой суицидального акта. Она может быть обусловлена разными причинами:

- реальными (у практически здоровых людей);

- субъективными, заключающимися в дисгармоничной структуре личности (при пограничной патологии);

- психотическими (при патологических переживаниях: аффективных, бредовых, галлюциногенных).

     Но в любом случае конфликт для человека имеет характер реальности, сопровождается переживанием напряжения и стремлением его ликвидировать.

     Суицидальная фаза конфликта представляет процесс его устранения за  счет саморазрушения субъекта.

Предиспозиционная фаза переходит в суицидальную  через, так называемый, критический пункт, имеющий  следующие характеристики:

а) значительное ограничение (сведение к нулю) количества известных субъекту вариантов разрешения конфликта.

б) субъективная оценка знаемых вариантов решений как неэффективных или неприемлемых.

     Вследствие этого конфликт приобретает характер неразрешимости, и резко возрастает вероятность возникновения суицидального поведения.

1)      Принятие суицидального решения предполагает необходимый этап личностной переработки конфликтной ситуации.

      Суицидальное поведение всегда опосредованно личностными характеристиками субъекта и особенностями его взаимоотношений с окружающей социальной средой.  То есть, даже в случаях глубоких психических расстройств конфликтная ситуация преломляется через основные установки личности, что и определяет выбор того или иного варианта поведения (пассивного, активного, суицидального, агрессивного и др.).

           В суицидологическом Центре Московского НИИ психиатрии разработана классификация суицидальных проявлений, которая используется  в практической работе по предотвращению самоубийств. На основе классификации были созданы две типологические схемы  применимые как  к внутренним, так и к внешним формам суицидального поведения.

 

    Первая типология основана на категории цели и дает возможность отличить истинные суициды от демонстративных.

     Целью истинных самоубийств является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть.

     Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью имеет не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. Иногда такая демонстрация оканчивается завершенным суицидом из-за неучета  реальных обстоятельств.   Проведение анализа суицида  затруднено искажениями, которые возникают при субъективном воссоздании состояний сознания человека.

      Вторая типология основана на категории  личностного смысла.

     Личностный смысл суицидального поведения может быть представлен следующими типами поведения: протест, месть; призыв; избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ.

       Надо помнить, что подростки не всегда адекватно оценивают причины своих поступков и часто выдвигают в качестве объяснений лишь непосредственные поводы, ближайшие события.

 

       Целесообразно классифицировать мотивы и поводы суицидальных поступков на следующие группы (данные коллектива суицидологического Центра и Академии МВД СССР) :

1)    Лично-семейные конфликты могут включать:

несправедливое отношение (оскорбление, обвинение) со стороны родственников и окружающих; ревность, развод родителей; препятствие в выполнении актуальной потребности; неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых других»; одиночество, социальная изоляция; неудачная любовь; недостаток внимания, заботы; половая несостоятельность.

2) Состояние психического здоровья может включать:

реальные конфликты у психически больных; патологические мотивировки; постановка психиатрического диагноза.

3) Состояние физического здоровья может включать:

соматические заболевания, физические страдания;  уродства.

4) Конфликты, связанные с антисоциальным поведением подростка, в том числе:

опасение судебной ответственности; боязнь иного наказания или позора; самоосуждение за неблаговидный поступок.

5) Конфликты в профессиональной или учебной сфере, в том числе:

несостоятельность, неудачи на работе или учебе; несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.

6) Материально-бытовые трудности.

7) Другие мотивы и поводы.

 

     Анализируя классификации суицидальных проявлений и их мотивов, мы пришли к выводу, что немаловажную роль в данной проблеме играют и социально-демографические факторы суицидального поведения.

1)    Пол.

2)    Возраст

3)    Семейное положение.

4)    Образование и общественно-профессиональный статус.

5)    Отклоняющееся, противоправное поведение, алкоголизация.

6)    Средовые факторы суицидального риска (в т.ч. сезонность).

     Таким образом, данная классификация показывает, что огромную роль в формировании суицидального поведения, наряду с личностными качествами, играют физиологические, демографические факторы и социум, окружающий человека.

 

Индивидуальные факторы суицидального риска.

    Для более точного предсказания суицидологического прогноза требуется тщательный анализ индивидуальных факторов.

     Индивидуальные факторы личности, имеющие суицидологическую направленность, подразделяются на предиспозиционные, позиционные, статусные и интенционные.

 

1) Предиспозиционные  суицидогенные факторы представляют собой «слабые» механизмы  психической деятельности, которая складывается из: мотивации, ориентировки в ситуации, ее оценки, суждения о ней, формулировки цели и задач, принятия  решения.  Опасной в отношении суицида является совокупность следующих условий: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам; своеобразие интеллекта (максимализм, незрелость суждений); неблагополучие, неполноценность коммуникативных систем; неадекватная (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка; слабость личностной психологической защиты; снижение или утрата ценности жизни. Сочетания всех названных  условий могут быть  названы предиспозиционными суицидогенными комплексами. Методами их диагностики являются клиническое наблюдение, беседа и психологическое обследование.

 

2) Позиционные суицидогенные факторы – это «проигрышные» суицидоопасные позиции, которые личность занимает в ситуации конфликта.

    Риск возникновения суицидальных поступков возрастает, если субъект занимает в ситуации конфликта одну из следующих «проигрышных позиций»:

«никто меня не понимает», «все против меня», «нет справедливости»; «я никому не нужен», «за что вы меня так мучаете?»; «дальше будет еще хуже», «деваться некуда»; «никогда не прощу себе»;  «никогда не вернуть того, что было», «все потеряно».

     Нетрудно заметить, что пять вариантов формулировок суицидоопасных позиций личности  соответствуют пяти  смысловым типам суицидального поведения: протесту, призыву, избежанию, самонаказанию, отказу – и независимы от многообразия причин и содержания конфликтов. В этом их диагностическая ценность для суицидологии.

 

3) Статусными суицидогенными факторами являются те психические состояния и реакции, которые несут в себе угрозу суицида. Суицидоопасные патологические состояния – это аффективные, аффективно-бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы.  Что же касается лиц практически здоровых, а также занимающих промежуточное положение между нормой и пограничной патологией, то возникающие у них в конфликтных условиях  состояния следует выделять в особый класс.

    Этот класс представлен акцентированными характерологическими реакциями. В ситуации конфликта суицидальное поведение у одних лиц возникает  на фоне своеобразных характеристик сознания и самосознания; у других – при ведущем  влиянии эмоциональных переживаний; у третьих – вследствие доминирования идеи, подрывающей жизнестойкость человека; у четвертых – в результате «трезвого» взвешивания всех «за» и «против». Встречаются также смешанные и переходные варианты.

 

4)  Интенционые суицидогенные факторы включаются с момента зарождения суицидальных тенденций и проявляются в степени их активности, вероятности реализации, а также истинности и серьезности намерений.

    Оценка вероятности завершенного самоубийства уточняется, как правило, в постсуицидальном периоде. Такой анализ имеет практическое значение в отношении прогноза повторных суицидов (Д.Пирс, 1977). При его проведении необходимо обращать внимание на три момента:

а) обстоятельства попытки; б) субъективные сведения суицидента; в) медицинские критерии серьезности покушения.

 

На первом месте из проблем, характерных для молодежи, находятся отношения с родителями, на втором месте – трудности со школой, на третьем месте – проблемы со сверстниками, в основном противоположного пола.   Попытки суицида у подростка рассматриваются как отчаянный призыв  о помощи, как последняя возможность привлечь внимание родителей к своим проблемам.  Существенную роль в суицидах имеет сохранность семьи в целом – ведь около половины  подростков совершивших самоубийства, выросли в неполных семьях.

     Существует несколько социально-психологических типов семей. Наибольший интерес в плане суицидологического диагноза представляют две группы.

К первой группе  относятся типы семей, оказывающие сдерживающее, антисуицидальное воздействие на членов семьи.  «Эти члены не только не создают  почвы для возникновения  суицидоопасной ситуации в семье, но и препятствуют  формированию суицидальных тенденций у индивида, спровоцированных вне семьи».  Сюда относятся интегрированные, гармоничные и альтруистические семьи.

Вторую группу образуют типы семьи, характер и принцип общения в которых таят в себе угрозу появления суицидогенных конфликтов. Это дезинтегрированные, дисгармоничные, корпоративные типы семей.

 

     Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью, плохими отношениями с учителями, реже отношениями в классе. Одной из основных  психологических проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость  от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации  плохих отношений с родителями. Часто бывает, что отношения становятся настолько значимыми, что любое охлаждение в привязанности воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая дальнейшего смысла жизни.

 

    Среди мотивов суицидов у подростков выступают следующие причины:  показать близким как тебе плохо – 40%; заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался – 30%; показать, как ты любишь другого  - 25%; повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение – 25%; призыв, чтобы пришла помощь от другого – 18%.

 

     Потеря прочных связей с родителями ведет к проблеме одиночества ребенка. С одной стороны происходит определенный дефицит общения со взрослыми. Но, оказывается, между собой у подростков происходит так называемое псевдообщение. Нет диалога. Выливается это не только  в рост самоубийств, но и в поведение, близко связанное с ним.

Это явление называется аутодеструкцией: жесткое,  саморазрушающее поведение по отношению к самому себе. Саморазрушение  происходит на неосознанном уровне. Сюда относятся явления алкоголизма, наркомании, токсикомании. Происходит уничтожение собственного здоровья, и делается это якобы для удовлетворения, показа себя, демонстрации независимости.

Здесь часто встречается  определенный тип личности, имеющий высокую степень риска самоубийств – это социально-ведомые подростки. Этот тип личности имеет определенную криминогенную направленность, социальные отклонения, большой риск исполнения намерения уйти из жизни.

Форма поведения человека в это время отражает индивидуальный подход к самоубийству, что позволяет выделить ряд личностных стилей суицидентов:

1.     Импульсивный - внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний.

2.     Компульсивный - установка во всем достигать совершенства и успеха часто бывает излишне ригидна и при соотнесении целей и желаний с реальной жизненной ситуацией может привести к суициду.

3.     Рискующий - балансирование на грани опасности («игра со смертью») является привлекательным и вызывает приятное возбуждение.

4.     Регрессивный - снижение по разным причинам эффективности механизмов психологической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной зрелостыо, инфантильностью или примитивностью.

5.     Зависимый - беспомощность, безнадежность, пассивность, необходимость и постоянный поиск посторонней поддержки.

6.     Амбивалентный - наличие одновременного влияния двух побуждений — к жизни и смерти.

7.     Отрицающий - преобладание магического мышления в силу чего отрицается конечность самоубийства и его необратимые последствия, отрицание снижает контроль над волевыми побуждениями, что усугубляет риск.

8.     Гневный - затрудняются выразить гнев в отношении значимых лиц, что заставляет испытывать неудовлетворенность собой.

9.     Обвиняющий - убежденность в том, что в возникающих проблемах непременно есть чья-то или собственная вина.

10.           Убегающий - бегство от кризисной ситуации путем самоубийства, стремление избежать или уйти от психотравмирующей ситуации.

11.           Бесчувственный - притупление эмоциональных переживаний.

12.           Заброшенный - переживание пустоты вокруг, грусти или глубокой скорби.

13.           Творческий - восприятие самоубийства как нового и привлекательного способа выхода из неразрешимой ситуации.

 

Существуют общие черты, свойственные всем без исключения самоубийствам. Они были впервые описаны американским суицидологом Э. Шнейдманом [Шнейдман Э., 2001].

1. Общая цель всех суицидов — поиск решения. Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. В этом смысле ему свойственна своя непогрешимая логика и целесообразность. Он является ответом, причем единственно доступным, на труднейшие вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?» И так необходимо запомнить, что суицид является способом решения проблемы!!!

2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания.

Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве выхода из ситуации. Этому способствуют душевное волнение, повышенная тревога и высокий летальный потенциал - три составные части суицида [Три взгляда…, 1993]. После этого возникает инициирующая искра и разворачивается активный суицидальный сценарий.

3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Никто не совершает суицида от радости; его не может вызвать состояние блаженства. Боль всегда угрожает жизни.  В клинической суицидологии хорошо известно, что если снизить интенсивность страдания, даже незначительно, то человек сделает выбор в пользу жизни [Шнейдман Э., 2001].

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид не следует понимать как бессмысленный и необоснованный поступок — он кажется логичным совершающему его человеку на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем. Он является реакцией на его фрустрированные психологические потребности. Встречается множество бессмысленных смертей, но никогда не бывает безосновательных самоубийств [Полищук Ю.Н., 1994].

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность—безнадежность, В суицидальном состоянии доминирует чувство беспомощности—безнадежности: «Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства), и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)». Гнев, как и другие сильные эмоции, например стыдили вина, встречаются во время суицида, однако за ними всегда находится базисное чувство внутренней опустошенности, беспомощности—безнадежности [Основы психотерапии, 1999].

Эта генерализованная эмоция проявляется смятением и тревогой. При работе с подростком в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо неэффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции.

Снижение их интенсивности достигается непрямым воздействием путем уменьшения эмоционального напряжения [Гулдинг М., Гулдинг Р., 1997]. Психотерапевт или консультант в отношении пациента в этой ситуации играет как бы роль опекуна, защищая его интересы и благосостояние. Целью вмешательства становится снижение давления травматических жизненных обстоятельств, вызывающих у человека эмоциональное напряжение [Перлз Ф., 1998]. Чтобы уменьшить интенсивность суицидальных тенденции, следует снизить эмоциональное напряжение.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Амбивалентность представляет собой наиболее типичное отношение к суициду: чувствовать потребность совершить его и одновременно желать (и даже планировать) спасение и вмешательство других.

7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы. Суицид далеко не всегда бывает проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания с ограничением использования аффективных интеллектуальных возможностей [Кениг К., 1998]. Сознание становится «туннельным»; варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека, резко ограничиваются. Состояние паники доводит сознание до дихотомического мышления: либо какое-то особое (почти волшебное) разрешение ситуации, либо прекращение потока сознания; все или ничего.

 При этом системы поддержки личности, например значимые люди, не столько игнорируются, сколько не помещаются в рамки «туннельного» сознания.  Следовательно, любая попытка спасти или помочь должна обязательно учитывать патологическое сужение когнитивной сферы суициданта.

8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Оно отражает намерение человека уйти из зоны бедствия. К его вариантам относятся, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы или дезертирство из армии [Шнейдман Э., 2001]. В этом ряду поступков суицид является предельным, окончательным бегством.

9. Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о намерении.

Человек обычно информирует окружающих о грядущем самоубийстве не враждой, яростью или уходом в себя, а именно сообщением о своих намерениях. Печально, что это сообщение далеко не всегда бывает услышано!!!

10. Общей закономерностью суицида является его соответствие общему стилю поведения в жизни. При столкновении с самоубийством поначалу сбивает с толку то, что оно является поступком, которому нет аналогов и прецедентов в предшествующей жизни человека. И, тем не менее, ему можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения человека на протяжении его жизни. Необходимо проанализировать состояния душевного волнения, способность переносить психическую боль, тенденции к суженному или дихотомическому мышлению, а также использовавшиеся парадигмы бегства [Формирование личности…, 1987].

Таким образом, суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами .   

Но статистика говорит о том, что лишь в 10% имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное поведение — это "крик о помощи". Неслучайно 80% попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т. е. крик этот адресован к ближним прежде всего [Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С., 1980].

 

 

 

     Надо подчеркнуть, что в суицидологии определяется вероятность не только первичных, но и повторных суицидальных поступков. Риск повторной попытки наиболее высок на протяжении первых 5-6 месяцев, и определяется неразрешенностью первичного суицидологического конфликта. Из совершивших суицидальную попытку каждый четвертый повторяет ее, а каждый десятый  погибает вследствие завершенного самоубийства.

     Следовательно, наличие суицидальной попытки является одним из наиболее значимых факторов риска повторного покушения и завершенного самоубийства. Тем более необходим дифференцированный подход, определяющий тактику ведения суициданта после попытки самоубийства.

Основной целью психологической помощи является поиск жизненного ресурса и формирование антисуицидальных факторов личности. 

 

          Антисуицидальные факторы личности – это установки и переживания, препятствующие реализации  суицидальных намерений. Антисуицидальные факторы складываются в определенную систему:

эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; чувство долга, обязательство; концентрация внимания на состоянии собственного здоровья; зависимость от общественного мнения, представления о греховности суицида; наличие творческих планов, замыслов; наличие эстетических критериев мышлении.  Чем большим количеством действующих антисуицидальных факторов обладает субъект, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятна реализация суицида.  Выявить антисуицидальные факторы можно в процессе направленной беседы.

 

     Следует учитывать, что подавляющее большинство из перечисленных факторов (за исключением лишь пола) в той или иной степени подвержено изменениям в течение жизни человека: меняются ситуации, уровни адаптации, позиции  и реакции личности, мотивы поведения, возраст, семейный и профессиональный статус и т.д.    Поэтому диагностированный у конкретного индивида уровень суицидального риска не может быть перенесен на будущее!!!

 

 

 

Статистические данные.

 

Завершенные суициды у детей в возрасте до 5 лет не наблюдаются, в возрасте до 12 лет достаточно редки, хотя угрозы и попытки представляют не столь уж и необычное явление. У подростков число суицидов существенно возрастает: так, в возрастной группе от 15 до 19 лет на протяжении последнего времени оно утроилось [Исаев Д.Н., 1992; Рязанцев С., 1994].

 

Социально-психологические факторы играют важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. И здесь на первое место выдвигается семейная дезорганизация.

"Семейные" проблемы послужили причиной при демонстративном и аффективном суицидальном поведении в 51—52% и только в 13% — при истинных покушениях на самоубийство.

"Сексуальные" проблемы оказались в основе истинного суицидального поведения в 61%, а при аффективном в 28% и при демонстративном — в 24%. При истинном суицидальном поведении речь шла, как правило, вовсе не о неудачной любви, а о переживании своей сексуальной неполноценности.

"Школьные" проблемы в наших условиях занимают сравнительно небольшое место: 29% аффективного, 26% демонстративного и лишь 12% истинного суицидального поведения было связано с ними. Угроза наказания за делинквентность толкнула на демонстративные действия в 12%, на аффективное суицидальное поведение — в 4% и ни разу не побудила к истинным покушениям [Личко А.Е., 1999]. Юноши совершают суицидные попытки в 5 раз чаще, чем девушки; однако последние чаще демонстрируют суицидальное поведение. У молодых людей "развязывающим" фактором для суицидального поведения может послужить алкогольное опьянение. При истинном и аффективном суицидальном поведении алкогольное опьянение имело место в 26—27%, а при демонстративном — в 16% [Рязанцев С., 1994].

При демонстративном суицидальном поведении 50% оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого, гипертимно-истероидного типов, в 32% — эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного типов и лишь в 18% — были представители всех других типов, причем шизоидных, циклоидных и сенситивных индивидов не было вовсе.

При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%), на втором месте были другие варианты истероидного типа (23%), по 18% пришлось на сенситивный и конформно-неустойчивый типы и лишь 4% — на эпилептоидный.

Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов. Обращает внимание чрезвычайно низкая суицидальная активность шизоидов [Иванов Н.Я., Личко А.Е., 1994].

 

Суицидальность свидетельствует о кризисном характере психического состояния человека; она, как правило, отражает его серьезные и существующие проблемы. Среди людей, совершавших суицид, нередко выявляются такие, кто в раннем детстве был отлучен от родителей, а также страдающие от отношения к ним со стороны родителей, нередко физического и эмоционального насилия. У многих из них выявляется депрессия, опустошенность, чувство одиночества, ощущение собственной никчемности [Формирование личности…, 1990].

 

Таким образом, практический психолог должен уделять повышенное внимание тем подросткам, которые имеют высокий уровень склонности к суицидальному поведению в виде аутоагрессии, депрессивности, тревожности, чувстве одиночества. Следует также внимательнее относиться к вопросу акцентуации характера, которая зачастую является индикатором возможности аутоагрессивного поведения в форме самоубийства.

 

Профилактика

     Служба социально-психологической помощи направлена на предотвращение трагического исхода. Главная особенность  социально-психологической службы состоит в том, что она представляет собой не разрозненные звенья, а систему, основные элементы которой (телефон доверия, кабинеты социально-психологической помощи, кризисный стационар) находятся во взаимосвязи и координируются центральным звеном – Суицидологическим центром, - что позволяет осуществлять преемственность в ведении пациентов, обратившихся за помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1)    Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: методические рекомендации. – М., 1980. – с.45

2)    Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения. – М., 1976. – с.70.

3)    Бердяев Н.А. О самоубийстве. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

4)    Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как предотвратить самоубийство. – М.: ТОО «Гало», ТОО ТПО «Евроинвест», 1994.

5)    Булацень П.О. Самоубийство с древнейших времен до наших дней. – СПб., 1987.

6)    Вагин Ю.Р., Трегубов Л.З. Эстетика самоубийства. – Пермь: КАПИК, 1999.

7)    Вассерман Д. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2005. – с.310

8)    Герман Е. Суицидальные тенденции в клинике психических заболеваний. Автореф. канд.псих.наук, - М., 1968.

9)    Джеймс Х. Самоубийство и душа. – М.: Когито-Центр, 2004. – 272с.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – М.: Мысль, 2000.



Просмотров: 680
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Комплекс Александра Матросова* или героические грани суицидального поведения
  • Мотивы суицидального поведения
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • На тему суицидального поведения подростка
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Что является хорошим результатом психологической работы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь