Экзистенциальный смысл смерти и сценарий жизни

Экзистенциальный смысл смерти и сценарий жизни

"Как может атеист или агностик наиболее конструктивно взаимодействовать с неизбежностью смерти? Есть ли экзистенциальный смысл ...?

 

Он зависит только от того, как вы жили. Если вы жили полноценно, то вы ни о чем не жалеете, потому, что вы сделали все, что смогли. Если вы сделали много ошибок - намного лучше сделать много ошибок, чем не жить вообще. Самыми несчастными из умирающих были те люди, родители которых говорили им, например, что будут счастливы видеть своего сына доктором. Они думали, что они могут купить родительскую любовь, делая так, как мама им сказала. Они никогда не прислушивались к своим мечтам. Они оглядываются назад и говорят: "У меня была хорошая жизнь, но я никогда не жил". По-моему, это самый грустный способ жизни.

И поэтому я говорю людям, и я действительно именно это имею в виду, надо делать только то, что тебя действительно задевает. Такие люди умирают с чувством, что они чего-то достигли, гордые собой, тем, что они смогли сделать это."

"... Оказывается, те, кто прожили жизнь тяжелую, исполненную труда и страданий, кто воспитали детей и нашли удовлетворение в своей работе, принимают смерть спокойно и с достоинством намного легче, чем те, кто амбициозно управляли окружающими, накапливали материальные блага и социальные связи, пренебрегая более важными личностными связями, которые могли бы послужить в конце жизни." (1) (2)

Если перевести на язык трансактного анализа, то получается самые несчастные люди по итогам прожитой жизни – это те, кто жил по навязанному родителями сценарию, кто подавлял свои желания и устремления, кто ничего не сделал из того, что ему по-настоящему приносило удовольствие и удовлетворение. Можно говорить в этом случае о сценарии неудачника, если человек не достиг ничего из того, чего он хотел, о чем мечтал, если даже не попробовал достичь. При выборе родителями профессии для ребенка, он получает предписание «не будь собой» или «не будь значимым». Поэтому в интервью такие люди говорят, что они не жили, можно уточнить – не жили своей жизнью, действовали по чужому плану. В этом случае у родителей имеется некий идеальный, по их представлениям, образ, который они навязывают ребенку. Ребенок в случае принятия такого сценария решает, что поглаживания за адаптивность для него важнее собственных желаний, а сами родители важнее его самого.

Элизабет Кюблер-Росс работала с пациентами в США. То же самое говорили умирающие люди в Австралии, медсестра Бронни Вэр записывала предсмертные откровения в отделении паллиативной терапии:

"Я много лет проработала в хосписе. Моими пациентами были те, кто умирал. Я была с ними в последние недели их жизни. Самое распространенное сожаление было - Я бы хотел иметь мужество, чтобы жить такой жизнью, которая нравится мне, а не той, которую ожидают от меня другие. Когда люди понимают, что их жизнь почти закончена и трезво смотрят на это, легко увидеть, что многие мечты остались неосуществленными. Большинство людей не выполнили даже половину из их мечтаний и должны были умереть, зная, что это происходит из-за выбора, который они сделали в свое время." (4)

Те, кто посвятил свою жизнь амбициям в ущерб личным отношениям, имеют предписание «не будь близким». Возможна и нарциссическая травма. Еще вариант, они реализуют контрсценарий к предписанию «не будь значимым», как компенсацию травматического обесценивания.

"... Я не раз спрашивала в беседах с людьми (медсестрами, врачами, социальными работниками и будущими священниками): "Что бы вы почувствовали, если узнали, что вам осталось жить всего три месяца?" Почти все отвечали: "Первое о чем думаешь - я еще и не начинал жить по-настоящему, а теперь уже поздно. Второе - как же я оставлю своих близких?" "(3)   

Получается, экзистенциальный смысл смерти для не религиозных людей может заключаться в достижении автономности при жизни, в освобождении от негативного сценария, который доставляет мучения не только в течение самой жизни, но и при ее завершении. Разочарование в проделанном жизненном пути приносит сильную боль на финише, если человек жил по сценарию, который был чужд его собственным устремлениям.

Я думаю, такой опыт, полученный от других людей, которые столкнулись с подобными чувствами в конце жизни, может послужить уроком для кого-то и быть импульсом к выходу из своего сценария. Возможно, это позволит другим людям на чужом примере осознать горечь отказа от собственных желаний и пойти дальше своим уникальным путем. Осознание того, что времени для жизни не так уж и много, может стимулировать автономность.

Хочу поделиться своим опытом в осознании ограниченного времени, нам отведенного для жизни. В 2014 году на международной конференции по трансактному анализу в Рязани "Биографии и сценарии" я присутствовал на выступлении Барбары Зупанчич из Словении. Она психотерапевт, аналитик и супервизор в EATA. Так вот, ее лекция включала маленький и очень простой, и одновременно, очень глубокий тренинг. Она предложила каждому из аудитории нарисовать на бумаге отрезок. Этот отрезок символизировал продолжительность жизни человека. После этого нужно было отметить на этом отрезке сегодняшний день. Могу сказать, что все поставили отметку где-то посередине, и никто в конце. Это надежда на будущее, оптимистичное проявление инстинкта жизни. Но насколько это реалистично для всех? Мало реалистично на самом деле. Никто не знает, в каком месте он находится сегодня на таком жизненном отрезке. Этот эксперимент объясняет, почему многие относятся легкомысленно в вопросу конца жизни, почему не живут на все сто. Вся аудитория дала себе магическую фору 30-40 лет жизни (учитывая возраст участников и среднюю продолжительность жизни). Ни у кого не поднялась рука поставить себя в конце отрезка. Никто из присутствующих не был готов задуматься о смерти всерьез в тот момент.

Часто люди думают, что у них еще очень много времени впереди, и поэтому можно что-то откладывать, не жить на 100% своих возможностей, жить, словно писать черновик, думая, что еще будет времени переписать на чистовую. Но, к сожалению, это не всегда так. Планировать жизнь, рассчитывая продолжительность жизни исходя исключительно из биологического возраста, отбрасывая мысли о внезапном конце - это отрицание реальности. Такая оценка исходит из желаний, из Ребенка (в котором есть ощущение бессмертия), но не из Взрослого. Как сказал Михаил Булгаков устами своего героя: "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"

 

Литература:

  1. Элизабет Кюблер-Росс "О смерти и умирании".
  2. ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ЭЛИЗАБЕТ КЮБЛЕР-РОСС (http://www.hospice.ru/?/nid=26&item=57)
  3. Фредерика де Грааф "Разлуки не будет".
  4. Bronnie Ware "Regrets of the Dying".

 

ИСТОЧНИК



Просмотров: 655
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Кто еще хочет обрести гармонию в своей жизни? Гавайская техника "Хоопонопоно"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Ресурсы, что это такое, и "с чем их едят".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Психосоматика. "Что это и с чем её едят".
  • "Я для себя" - что это?
  • 3 "романтические" фразы и что они означают на самом деле
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь