Кто я? Поиск идентичности

КТО Я? Практика поиска идентичности

Кто я. Сложный вопрос, не правда ли? Нас спрашивали: кто ты, как тебя зовут, кем ты хочешь стать... В детстве отвечать было проще: я мальчик, девочка, красавица, лётчик, космонавт, врач, солдат, учёный, художник, гонщик, актриса, певица, милиционер и пр. А где-то в юности вдруг эти же вопросы стали звучать очень остро, и мысли крутились соответствующие: “Да кто я, вашу мать??? И кто все эти люди???” И зачем всё это? (крик подростковой души, готовой к самопознанию и взрослению) Родители тоже подливали масла в огонь встревоженной души: «Тебе нужно понять, кем ты хочешь быть, выбрать вуз, выбрать профессию, определись наконец!» Часто они добавляли к вопросам свои страхи, надежды, истории из студенческой молодости.

Хорошо, что в школе закладывают главное: мы – люди. (Надеюсь, вам это привили с детства, если нет – то признайте и примите это сейчас). И первое, что нужно усвоить и нести с собой по жизни: ты – человек! Не животное, не насекомое, не минерал и не газ. ЧЕЛОВЕК. Это великое слово состоит из двух старославянских корней: #чело (лоб, разум, воля) и #век (вечность, временная система, которая, скорее всего, бессмертна). И человек учится жить по-человечески, имея палитру чувств, муки совести, рефлексию, трудности выбора и создание культурного наследия.

Дальше - сложнее. Гораздо сложнее. Теперь вопрос “кто я” имеет ответ – человек. И что дальше? А что это значит? Как это применять в жизни?

И вот тут мы приходим к самому важному вопросу: а что ты за человек такой? Кто ты?

В психологии есть огромный интересный раздел, который называется "Психология личности". В нём изучаются аспекты человеческого характера, темперамента, способностей, талантов, одаренностей, социальных ролей, а также теории личности в мировых школах психологии. Все эти темы, так и или иначе, дают развёрнутые ответы на вопросы о нашей идентичности. #ЭрикЭриксон характеризует идентичность как чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", при этом в нём идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Идентичность — это состояние, идентификация — процесс его формирования.

Наша идентичность непрерывна и подвижна. Другими словами, «Я – сейчас то-то, а потом – что-то иное, и всё это – Я». Мы коллективные существа, а значит, внутри нас много состояний, процессов, чувств, мыслей. Это так называемая соборность внутри каждого из нас. Наше “Я” многолико и разнообразно, хотя при этом едино как Бог. В разделе психологии смысла (#ДмитрийЛеонтьев_психологиясмысла) также был обнаружен интересный факт: как бы мы ни гнались за определением, что есть смысл сам по себе, и смысл какого-то явления, он будет ускользать. Так как он живёт. Течёт. Как завещал #Гераклит. То же и с чувством идентичности. Опираюсь я на то, что я человек, а дальше по обстоятельствам проявляю грани своих способностей, характера, знаний и умений, обучаюсь новому.

Арнольд Минделл ассказывает о процессуальной психотерапии, которая основывается на текучести, изменчивости состояний и идентичностей в людях. Человек, по Минделлу - это сновидящее тело (dreambody), размером со Вселенную. Работая определенным образом с этим телом, мы как будто мы заглядываем в свой внутренний мир и встречаемся там с мифическими историями, уходящими в сказочные или в былинные дали. Это метафорический слой описания человека и один из ответов на вопрос “Кто Я?”

Недавно читала книгу Ричарда Докинза "Эгоистичный  ген", и там он описывает, что гены живут даже после смерти тела человека. Человека уж нет, а ген блондинки есть. ☺ И так со всеми генами, потому что они бессмертны, пока живёт человечество как вид. Теория жизни генов человека сближает нас с пониманием коллективного бессознательного, открытого К.Г.Юнгом, и очень художественно описанного Иваном Ефремовым в "Лезвии бритвы". Это я к тому, что наше Я безгранично.

Но. Иногда нужно ставить рамки как опоры для осуществления поставленных задач. Я – отец. Я – мать. Я – безработный. Я – политик. Я – учитель. Я – продавец. Сейчас я публицист-журналист-писатель, так как изливаю мысли на бумагу, чтобы донести до читателей идею. А когда закончу писать, перестану быть писателем, стану читателем, прокрастинатором, поваром, дочкой, вязальщицей, матерью, женой, психологом, другом, партнёром и пр. На общепринятых социальных идентичностях строится общественный порядок. И в консенсусной реальности, (consensus reality) выражаясь терминологией процессуальной психологии Минделлов, все люди договорились называть явления и процессы определёнными именами. Поэтому мы существуем в мире как “члены общества”. А внутри нас – мировой океан возможностей, с помощью которых мы познаём и проявляем своё Я. И тут-то частенько встречают конфликты, барьеры. Не дают быть свободными.

Процесс познания собственного "океана" увлекателен. Жизнь часто заставляет быть не тем, кем хотим, а тем, кем надо, чтобы общество продолжало функционировать, винтики продолжали крутиться. Но “винтиков” в такой системе много и они разные. Мы рекомендуем начать узнавать и раскрывать своё “Я”, чтобы ваш “винтик” смог успешно реализоваться.

Галина Гавреева (с)



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Кто есть кто в психологии и с чем все это едят
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • "Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает..."
  • "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."Почему?!
  • Быть "живой". Что это значит?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Размышления и прояснения о внутренней Личности. Кто и Что живёт глубоко у нас внутри.
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь