"Такой(ая), какой(ая) есть". Почему мы не меняемся?

Однажды некий путник, случайно набредя на селение в горах, решил остановиться в нем на несколько дней, чтобы отдохнуть и пополнить запасы воды. Ежедневно, когда он проходил мимо одного из домов, его взгляд приковывала странная и загадочная картина: на крыльце хибары в креслах-качалках сидели бабушка и дедушка, а у их ног лежала собака и постоянно поскуливала. Это удивило человека, но он не стал нарушать тишину и направился по своим делам.
На следующий день он снова шел мимо дома и увидел престарелую пару и собаку, которая издавала жалобный звук. Странник опять проглотил удивление, но пообещал себе, что если еще раз увидит подобное, то обязательно попросит старичков объяснится. На третий день картина повторилась – все тот же дом, бабушка с дедушкой в креслах, скулящий пес. Его любопытство взяло вверх.

Извините, – обратился он к старикам, – что случилось с вашей собакой?
С ней? – переспросила бабушка. – Она лежит на гвозде.

Смущенный ее ответом человек спросил:

Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?
Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:
Видишь ли, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.


Подобная ситуация, скорее всего, знакома каждому из нас не понаслышке. Ведь часто мы видим в себе качества, которые нам не нравятся, но как бы мы не пытались их трансформировать, все остается как прежде. Изменение не происходит...Почему?
На мой взгляд, так случается тогда, когда готовность к изменениям еще не возникла, и наши психологические защиты работают на полную катушку: "Да, болото, но зато такое родное и привычное!", "Я такая(ой), какая(ой) есть!". 

Вышеупомянутая готовность, в свою очередь, определяется желанием жить по-другому. Желание – это сила, которая сметает с пути любые препятствия, сопротивления, отмазки. Чтобы оно возникло, человеку в первую очередь необходимо перейти из состояния апатии и воспрепятствования изменению
("у меня ВСЕ плохо, я НИЧЕГО не хочу, т.д") в состояние проблемности ("у меня есть конкретная проблема, я знаю ее в лицо, и теперь буду над ней работать"). А дальше уже постепенно работать над достижением поставленной цели, преодолевая сопротивления и трудности. Какие? -  Давайте разберемся с этим далее.

Итак, выделяют следующие причины сопротивления изменению:
  1. Вторичная выгода от проблемы

    Такой ая  какой ая есть Почему мы не меняемся
    Речь идет о ситуациях, когда неприятный симптом (проблема, конфликт) на самом деле приносит больше пользы, чем вреда. Позволяет избегать боли и оставаться в зоне комфорта. Классический пример из практики – клиентка "не может" (читай - не хочет) разорвать тесную связь с матерью, поскольку получает от нее заботу, психологическую и финансовую поддержку. Она спокойна, ведь "сидит на всём готовом", и ей чрезвычайно удобно избегать ответственности за свою жизнь. 
  2. Присутствие двух конфликтующих тенденций

    Добро и зло, правда и ложь, свет и тьма - все это присутствует как во внешнем, так и во внутреннем мире каждого из нас. И если все силы человека уходят на внутреннюю борьбу, ни о каком изменении и развитии и речи быть не может. На них просто не остается энергии. Именно поэтому чрезвычайно важно привести части своей личности в гармонию, обьединить их усилия для достижения общей цели. 
  3. Наличие психотравмирующего опыта

    Просто вообразите, сколько людей отказались от желаемого потому, что однажды у них не вышло осуществить задуманное. Заветные мечты, картины счастья и богатства - все это предается потому, что однажды "не получилось, не срослось". И это неудивительно, ведь воспринимая неудачу как "ошибку" и "провал", а не как обратную связь, мы не сможем извлечь из нее и толики полезного. Если фокус нашего внимания находиться на неприятном, мы получим только негативную установку на будущее - "Если не получилось тогда, значит, не получится и потом". Таким образом, мы игнорируем главное - обучающий полюс неудач и бесценную обратную связь.
  4. Программирование значимых других

    Карты и программы реальности, которые мы получаем от родителей, определяют качество нашей жизни, составляют наш жизненный сценарий. Если их качество посредственно (а так у 99.9% людей), то и жизнь будет такой же - в лучшем случае чередой белых и чёрных полос. В худшем, когда родительские предписания откровенно токсичны ("Не живи", "Не думай") человек заканчивает жизнь либо в тюрьме, либо в психической лечебнице (как писал Э.Берн).
    В случае, если сопротивление изменениям основывается на родительском программировании, то можно обнаружить следующие послания: "Не высовывайся", "Не достигай", "Не делай" (ничего не делай).
  5. Убеждение других и самоубеждение

    На мой взгляд, данный компонент особенно актуален для нашего менталитета, поскольку у нас еще не настолько развита культура посещения психолога. Трудности во внешнем мире считают нормой, а во внутреннем - чем-то из ряда вон выходящим. Обычно, знакомые-друзья отговаривают нас от самопознания и проживания личностных конфликтов, считают это умственной жвачкой. К сожалению, фразы из разряда "У тебя же все есть, чего ты с жиру бесишься уже", "Да не парься ты из-за этой фигни" - норма для нашего общества.
  6. Идентификация с эталоном (с деструктивными личностями)

    Идентификация, без сомнения, является важнейшим элементом становления человека как личности. В детстве мы копируем своих родителей, учителей, и лишь ко взрослости вырабатываем относительно уникальный стиль поведения и мышления. Который, однако, всё равно строится на детском фундаменте. Именно поэтому настолько важен для ребенка позитивный пример, чтобы в ранние годы он мечтал стать космонавтом или учёным, а не неудачником. 
  7. Самонаказание

    Основа самонаказания - чувство вины, которое постоянно сопровождает человека по жизни. Очень часто вина связывается с так называемой лояльностью к роду (когда человек спасает родителя, разделяя с ним его проблему). В качестве примера рассмотрим такую распространённую ситуацию, как венец безбрачия. Дочь, наблюдая за одиночеством матери, решает облегчить ее страдания, разделив  с ней ее проблему и отказавшись от собственного женского счастья. В итоге, она остается с матерью до конца жизни, даже не помышляя о мужчине. Таким образом, она избегает чувства вины за несчастье мамы, ведь она сделала всё, что в ее силах (даже ценной собственных отношений).
  8. ...

Что же, я думаю, что тема сопротивления изменениям еще не исчерпана. Может быть, у вас есть соображения по этому поводу, и вы сможете предложить их в комментариях. Я с радостью прочитаю вашу обратную связь. Спасибо за внимание!

 



Просмотров: 161
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь