Поколение «Как бы» (психологическое эссе)

Обувь от Christian Louboutin здесь совсем не причём.

 Мир стремительно меняется. Вслед за рухнувшими идеалами Страны Советов «о всеобщем равенстве и братстве», в образовавшемся вакууме проросло нечто уродливое и фальшивое. Классовое расслоение общества, где имущественный ценз стал индикатором успешности, формирует у молодых людей ложные представления о счастье.

Мы живём в эпоху социальных сетей, где уже не столь важно кто ты есть на самом деле. Умение «себя продать», т.е. – красиво наплести о себе в резюме, а вовсе не фактические знания и опыт, становится определяющим для успешного трудоустройства «специалиста». Взгляните на странички соцсетей! Там не найти обычных людей: студентов, простых мальчиков и девочек. Сплошь креативные фотографы, гламурные писатели, «руководители стартапов», концептуальные художники или, на худой конец, организаторы свадеб, дизайнеры причёсок, визажисты и создатели «хенд-мейд бижутерии».

Все и всё - «как бы»! Фальшивые сумочки Louis Vuitton, контрафактные айфоны, фото с дорогими чужими авто, позирование на фоне чужих же интерьеров… Имитация собственной «успешности». Ложь и игра, подрывающие веру в себя тех, кто ни распознавать чужую фальшь, ни «красиво врать о себе» - не научился.

Сегодня наш собеседник – Виктор Владимирович Слугин, доцент кафедры психологии, руководитель психологической службы МГУ им Н.П. Огарёва. Разговор будет о ложных системах ценности, неуверенности в себе и ненужных поступках.

Виктор Слугин:

- Это – лишь вершина айсберга. Истинные причины неуверенности в себе, чувства собственной ущербности и несостоятельности лежат гораздо глубже. Они – в самой сути общества и самоощущении молодыми людьми собственного места в «табели о рангах» на этой ярмарке тщеславия.

В социальной психологии известен закон «относительной депривации»: это переживание человеком чувства несправедливости, ущемлённости. Человеку плохо не когда он чего-то лишён, а тогда, когда он лишён этого по сравнению с другими людьми. Скажем, во время войны были трудности и лишения, но они коснулись подавляющего большинства, и потому у людей не было глобальных причин друг другу завидовать. Напротив: существовала определённая временная перспектива улучшения жизни для каждого. Потому-то люди всей страной с надеждой смотрели в завтрашний день.

Сейчас люди, особенно молодые, находятся в процессе постоянного критического сравнивания себя с другими. На первый план выходят желания признания, самоутверждения, самореализации и новых впечатлений. Чем хуже удовлетворены эти потребности, тем менее стабильно психологическое состояние человека. Практически сформирован тип потребителя. И если оно не такое комфортное, как у другого, возникает чувство неуспеха, ущербности. И процесс жизни, человеческое бытие для такого несостоявшегося потребителя начинает утрачивать свою ценность. (Мама не купила мне телефон как у друга, значит, я в его глазах неудачник. Как с этим жить?)

Самое страшное, когда молодой человек, задавая себе вопрос, «Кто я среди людей?», - отвечает: «Никто». И, вместо того, чтобы исправить положение, идёт самым лёгким и эгоистичным путём, решая навсегда оставить этот мир.

К сожалению, система ценностей у многих людей изменена. Успешность свою они определяют возможностью потребления неких материальных благ. И чем больше человек может себе это позволить, тем успешнее он считает себя. Но есть, к счастью, и другая молодёжь.

Приведу пример: скоро весна и на наших улицах появится много молодых людей, которые станут убирать дворы, красить ограды, разгружать вагоны и т.д. Они устраиваются на работу сами. И рассчитывают на свои силы. Многие из них не сравнивают себя с теми, кто «проедает» деньги родителей, сидя «у них на шее». Они трудятся, а не «оплакивают»  свою неудавшуюся жизнь. Им некогда думать о глупостях, а свой успех они измеряют не «количеством айфонов и лабутенов», а реальными собственными реальными достижениями. Они не потребители, а созидатели.

На мой взгляд, наше общество, в первую очередь, страдает от отсутствия идеологии и общей системы истинных ценностей. Сегодня не существует единого портрета современной молодёжи. Расслоение общества очень велико, и для одних детей их родители выстелили «золотую дорожку», другим же приходится рассчитывать только на себя, что далеко не всегда может привести к желаемому результату. Ведь ни для кого не секрет, что для детей из небогатых семей, не имеющих личных связей с «нужными людьми», почти нереально получить бесплатное (тем более платное) образование, рассчитывать на достойное место работы и более-менее сносную жизнь.

Ролан Быков, известный актёр и режиссёр, в 2000 году сказал о детях нуворишей: «Серость перестала быть серостью. Более того, она ведёт себя достаточно агрессивно». Глядя на них, то есть на тех, у кого вся дальнейшая жизнь уже предопределена и расписана вне зависимости от их способностей, знаний, умений и навыков, у остальных детей, возможно, более талантливых и образованных, но не имеющих достаточных возможностей самореализации, начитает «рвать крышу».

Я призываю родителей и самих молодых людей присмотреться к себе и друг другу…

Вот несколько проявлений, которые должны вас насторожить: 

Демонстративность –  стремление человека быть на виду, стремление к любой известности, славе. Актёрствование  - игра в некие «личности» образы, роли напоказ. Эпатажное поведение, стремление к необычному имиджу, поведению.

Уникальность – видение себя человеком, выделяющимся из толпы, неповторимым, ярким, с необычными свойствами личности.

Максимализм – перфекционизм (человек считает себя достойным только успеха), первого места во всём, и очень тяжело переживает, когда этого не происходит.

Аффективность – преобладание эмоций над интеллектом, т.е. человек сначала действует, потом думает. В некоторых ситуациях «подумать потом» для таких людей становится физически невозможным...

Социальный пессимизм – отношение к миру и окружающим людям как к враждебным, несущим в себе угрозу, опасность, противодействие.  

Слом культурных барьеров – происходит подмена ценностей жизни культом смерти. Интерес ко всему, что с ней связано.

Отсутствие временной перспективы – неясное будущее, отсутствие цели в жизни, фатальное представление о грядущем.

Нужно понимать: человеку, будь то молодому или старому, одинокому или семейному, нельзя оставаться один-на-один с окружающей, для многих – суровой, действительностью.

Опираясь на исследования специалистов современной России, США и других стран, могу сказать, что для любого человека очень опасно выпадение из системы социальных связей. С самого раннего возраста у ребёнка нужно вырабатывать чувства коллективизма, взаимопомощи, поддержки.  Дети, не чувствующие себя членами общества, коллектива, группы, могут оказаться в группе риска (по самым разным основаниям).   

В советской системе образования была заложена прочная система социальных связей: ребята занимались в кружках, секциях, вели общественную (пионерскую и комсомольскую) работу, помогали ветеранам и т.д. Кроме того, у каждого ребёнка была совершенно чёткая и ясная временная перспектива. Каждый бесплатно мог получить желаемое образование, медобслуживание и крышу над головой, устроиться на работу и т.д. Были мечты, а не тревога о завтрашнем дне, отсутствовали социальный пессимизм и другие негативные проявления нестабильной личности.

На мой взгляд, основной задачей любого государства, заинтересованного в здоровой нации, является обеспечение социальной защищённости для всех категорий граждан. Я имею в виду доступное образование, медицину, рынок труда и уверенность молодых в завтрашнем дне.



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Один ответ на много писем (для людей, небезразличных самим себе)
  • Для тех, кто считает себя Некрасивыми
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Будь умнее. Для себя, или для них?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Статья для тех, кто не хвалил себя уже больше недели
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Цветок как символ. Для тех кто хочет лучше понимать себя.
  • Умереть, чтобы жить. Для всех кто болен раком и для тех, кто работает с такими людьми.
  • Пугающая похвала. Статья для тех, кто не хвалил себя уже больше недели Ч.2.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • «А как я к себе отношусь?» — Практика для лучшего понимания себя
  • Нарциссическое расстройства личности: Кто они? Как распознать в себе нарцисс?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Взросление. Почему для молодых людей так важна психотерапия?
  • Как избавиться от проблем. Для тех, кто любит себя
  • Мать и сын, кто они друг для друга?
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№2
  • Сегодня я это сделаю!(или полезные советы для себя самой)№3



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь