Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике

Метафорические ассоциативные карты Руки в психологической практике



Автор проективной методики – метафорические ассоциативные карты «РУКИ»: Бородулькина Татьяна, кандидат психологических наук, доцент, практический психолог (Украина).

Авторские права защищены.

В набор входят: 150 карт; инструкция.

Об идее создания

Необходимость в отдельном наборе метафорических ассоциативных карт (МАК) с изображениями рук осознавалась автором постепенно в ходе групповой и индивидуальной психологической работы с использованием различных метафор и, в частности, различных наборов МАК. Наиболее отчетливо идея о создании авторских МАК с изображениями рук стала оформляться с декабря 2015 года при подготовке к метафорическому тренингу,  «Образ вальдорфской школы» для педагогов и родителей экспериментального учебного учреждения всеукраинского уровня СШ №66 (г. Запорожье), в которой на данный момент под нашим научным руководством экспериментально внедряется вальдорфская педагогика.  В одном из упражнений участники должны были, работая в микрогруппах, составить из норвежских метафорических карт «Реки» и «Дороги» пути развития школы. Также задание предполагало описание действий педагогов, родителей и других внешних и внутренних «сил», с целью дальнейшего обсуждения влияния этих «сил» на развитие школы. Для данной процедуры очень хорошо должны были подойти карты с изображениями рук. Единственный известный нам на тот момент набор метафорических карт, полностью построенный на изображениях рук, «Колесо жизни» Елены Тарариной, не подошел, т.к. все фотокарты включали в себя, кроме изображений рук в разных комбинациях и положениях, различные слова и аффирмации, что придавало им слишком определенное значение, делая невозможным их использование в качестве проективного материала в данном упражнении. Благодаря тому, что во многих существующих наборах МАК присутствуют отдельные карты с изображениями рук, нам удалось для групповой работы из разных наборов МАК подобрать около двадцати изображений, чтобы задуманное упражнение состоялось. Но, для полноценного использования возможностей метафоры руки в психологической практике считаем недостаточным наличие нескольких изображений руки в разных наборах МАК. Смысловая многозначность и многомерность символа руки дала нам возможность разработать отдельный набор авторских МАК, полностью состоящий из различных изображений рук.

Проведенный нами теоретический анализ научной литературы, обобщение и систематизация разнообразных исследований символики и значений руки, обобщение опыта использования изображений руки в практической психологии (на материале диагностических методов и разнообразных МАК), а также собственный опыт психологической практики позволяют нам считать метафору руки важным проективным материалом в работе психолога и необходимым содержательным наполнением такого психологического  терапевтического инструмента, как МАК.





 Апробация МАК «РУКИ»

Тестовая версия авторских МАК с изображением рук была апробирована в авторском метафорическом тренинге «Метафора жизненного пути», где с помощью изображений рук участникам необходимо было ответить на вопросы: «Кто/что оказывает влияние на мой жизненный путь? Как это сказывается на мне и моей жизни?». Свою эффективность тестовый набор МАК также подтвердил в работе с образом-Я и образом значимого Другого, с актуальными психическими состояниями человека, с проблемами взаимоотношений и др. Как показала наша практика, образ руки оказался благоприятным для ассоциирования с внутренними и внешними действиями человека, с жизненными препятствиями и ресурсами.

Тестовый вариант МАК «Руки» был представлен: на нашем мастер-классе «Метафора жизненного пути» на XI Международной научно-практической конференции «Психолингвистика в современном мире – 2016» (20-21 октября  2016 г., Переяслав-Хмельницкий); 26 мая 2017 г. на мастер-классе в формате вебинара «Возможности использования метафорических изображений рук в психологической практике» (II  Обучающий Online Марафон по метафорическим ассоциативным картам и метафоре "МАКовый день" (22-28 мая 2017 г.); на Международной научной конференции “Актуальные проблемы психолингвистики, психологии языка и речи” (COPAPOLS 2017) (29-31 мая 2017 г.;  Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк) во время доклада на тему «Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога».

 Об изображениях в наборе МАК «РУКИ»





В авторский набор метафорических ассоциативных карт «Руки» входят  живописные изображения рук, визуальным материалом для которых стали фотофрагменты наскальных изображений (пещера Шове, Франция; пещера Рук, Аргентина), образцов древнеегипетского искусства, картины известных художников прошлых веков (Джотто ди Бондоне; Таддео Гадди; Фра Беато Анджелико; Беноццо Гоццоли; Карло Кривелли; Андреа Мантенья; Франческо дель Косса; неизвестный художник 15 века; Томаззо Мазолино; Сандро Боттичелли; Пьетро Перуджино; Чима да Конельяно; Альбрехт Дюрер; Рафаэль Санти; Микеланджело Буанарроти; Аннибале Карраччи; Микела́нджело Меризи да Караваджо; Рени Гвидо; Геррит ван Хонтхорст; Никола Пуссен; Ян Брейгель (Младший); Рембрандт Харменс ван Рейн; Геррит Доу; Матиа Прети; Альберт Кёйп; Ян Вермеер;  Джованни Баттиста Тьеполо; Генрих Фридрих Фюгер; Джордж Фредерик Уотс; Адольф-Вильям Бугро; Эдуард Мане; Эдвард Бёрн-Джонс; Лоуренс Альма-Тадема; Чарльз Бартон Барбер; Виктор Васнецов; Поль Гоген; Винсент Ван Гог; Эдмунд Лейтон; Джон Сингер Сарджент; Джон Уильям Годвард; Михаил Нестеров; Густав Климпт). Все задействованные в нашей методике произведения искусства в настоящий момент являются общественным достоянием, что является основанием для свободного их использования.

В набор входят 150 карт с изображениями рук людей  разного возраста и пола, пребывающих в разных эмоциональных состояниях; совершающих разные действия. На каждой отдельной карте представлены как изображения одной руки, так и изображения нескольких рук, что позволяет легко использовать МАК «Руки» не только в работе с метафорами действий и состояний отдельного человека, но и в работе с темами взаимодействия и взаимоотношений различных людей. Учтены как объективные характеристики руки, так и символические.

 Направления психологической работы с МАК «РУКИ»

На основе проведенного теоретического исследования и опыта практической работы нами разработана рабочая модель направлений психологических запросов, в работе с которыми психолог может использовать МАК «Руки», учитывая очевидные и символические характеристики руки. Отметим, что, более глубокое понимание значений и символики руки необходимо психологу не для того, чтобы навязывать  клиенту те или иные фиксированные смыслы, объяснять символику и т.д., а для того, чтобы расширить возможности использования метафоры руки в своей работе. Ориентируясь в различных значениях руки, психолог может более осознанно задействовать данную метафору при работе с самым разным кругом проблем, создавая необходимые для этого условия, например, своими вопросами клиенту в работе с тем или иным проективным изображением. Т.е. известное специалистам по МАК условие, что «хозяином» истории и возникающих образов и ассоциаций по метафорической карте является сам клиент, сохраняется.

Задействование в психологической практике очевидных (объективных) характеристик руки позволяет работать с:

- проблемами физического здоровья и самочувствия, образом тела и его принятием, психомоторным тонусом (различные физические состояния руки как органа тела человека; «активные» свойства рук как органа движения, действия);

- проблемами возрастного развития и старения, личностной зрелости (изображения рук людей разного возраста);

- проблемами взаимоотношений: парных (изображения рук мужчин и женщин); детско-родительских (изображения рук взрослых и детей) и др.;

- проблемами социализации, социального и профессионального статуса (изображения рук «богатых» и «бедных», представителей разных профессий).

Задействование в психологической практике символических характеристик руки позволяет работать с:

- проблемами власти (субъектами власти можно рассматривать Бога, время, судьбу, провидение, другого человека, предмет и т.д.) и подчинения; насилия; покровительства, помощи, защиты и наказания; проблемами обладания кем-либо или чем-либо;

- проблемами, связанными с предметной и непредметной (психическая деятельность; социальные и межличностные отношения) деятельностью человека, разными видами активности, трудом  и работой, творчеством и т.д.;

- травматичным опытом; выработкой методов совладания со стрессом, стратегий преодоления кризисов; ресурсами и препятствиями; поиском источника жизненных сил и энергии;

- проблемами гармонизации и балансирования разных сторон жизни;

- проблемами психического и психологического здоровья, психическими состояниями; образом «Я»; субличностями; самооценкой и т.д.;

- проблемами удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных; мотивацией;

- развитием навыков самопрезентации и коммуникативных способностей;

- экзистенциальными, нравственными и ценностно-смысловыми вопросами (дихотомия рук на правую и левую позволит, например, выйти на обсуждение проблем добра и зла в жизни человека; через обсуждение дающей функции руки можно выйти на тему Служения в жизни человека).

   МАК «Руки» применимы как в индивидуальной, так и в групповой психологической и психотерапевтической работе. МАК «РУКИ» можно задействовать в упражнениях и формах работы разработанных для портретных колод «PERSONA» и «PERSONITA», для карт «COPE», «TANDOO», «ОH» и др., описанных в специальной литературе по МАК. Набор МАК «РУКИ» не разрабатывался специально для работы с детьми, но может быть применим и в работе с ними, учитывая понятность изображения руки даже детям дошкольного возраста.



В данной статье использованы авторские тексты инструкции к МАК "РУКИ" и статьи: 

Бородулькина Татьяна. Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога/ Татьяна Бородулькина // East European Journal of Psycholinguistics. (2017). Lutsk: Lesya Ukrainka Eastern European National University. Vol. 4, No 1. – Pp. 17-30. [Электронный ресурс]. 

Специалисты, работающие с метафорой руки в своей психологической практике, приглашаются в информационную группу в социальной сети «Фейсбук» «МЕТАФОРА РУКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА»:

https://www.facebook.com/groups/metafora.ruki.MAK.RUKI/

ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К АВТОРУ Татьяна Бородулькина



Просмотров: 900
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От «Я не ОК» к «Я ОК»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 2)
  • От «Я «не ОК»» к «Я «ОК»»: МАК «Руки» в работе с психосоматическими проблемами (Часть 1)
  • МАК «Руки Небесные или Земные» как проективный инструмент в работе психолога
  • Для тех, кто переходит из рук в руки, или почему в 40 лет жизнь только начинается
  • Метафора руки как проективный материал в работе практического психолога
  • Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике
  • МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина)
  • Алгоритм упражнения с МАК «Руки дающие и принимающие»
  • "Какими руками..." (упражнение с МАК "РУКИ")
  • Притча о работе: падающее в руки яблоко
  • Плохие руки или программа разрушения. Про детей для родителей.
  • Мойте руки перед едой! Статья о психологической гигиене или об отравлении лозунгами
  • Кружок для взрослых «Умелые руки»
  • Метафорические карты в руки
  • Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»
  • Из чьих рук рук съесть красную таблетку, или как выбрать психолога.
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Как победить тревогу при помощи маленькой бумажки и одного движения руки
  • Как не опустить руки или где моя мотивация?
  • Депрессия и как взять себя в руки…
  • Что делать, когда опускаются руки и все летит к чертям?
  • Что делать, когда опускаются руки?
  • Что делать, когда опускаются руки
  • Что делать, когда не доходят руки
  • Опускаются руки, как разобраться в чем причина?
  • Депрессия и как взять себя в руки (продолжение)
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?
  • Как взять свое СЧАСТЬЕ в свои руки? - Практика
  • Не бери его так часто на руки – избалуешь
  • Самогипноз при помощи левитации руки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь