Родитель говорит - ребенок переводит

Автор статьи: Савчук Олеся

 Для ребенка в общении с нами важно, какие сообщения он от нас получает.

 Родитель говорит  ребенок переводит

 

   Вот, например, что мать сообщает ребенку, когда говорит: «Ты не хочешь делать, как я говорю, не слушаешься меня, значит, ты меня не любишь» или «Ты кричишь, психуешь, ты делаешь мне это назло, потому что не любишь меня»? Она как бы косвенно говорит о том, что любовь условна, что настойчивость в своих желаниях, открытое проявление негативных эмоций отменяют любовь. Ребенок с большой степенью вероятности применит это послание к себе и начнет считывать мамино недовольство или мамины запреты, отказ идти у него на поводу как свидетельство ее нелюбви. Хотя, согласитесь, описанное поведение: проявление родительской воли, удовлетворение своих желаний, то, что мы можем разгневаться, никак не разрушают нашу любовь. Это совсем про другое.

    Или еще расхожая формулировка, которая по сей день присутствует в репертуаре взрослых, воспитывающих детей. «Хорошие дети так (здесь вставляйте любой пример поведения) себя не ведут». Здесь, на мой взгляд, подрываются основы самооценки. Оказывается, чтобы быть хорошим, ребенку нужно что-то специально делать или, как мы это подаем, не делать. То есть мы автоматически, в данной фразе, ему сообщаем, что это вообще-то под сомнением, что он хороший (а, значит, достойный любви, уважения и т.д.). И он сам начинает сомневаться в том, что он достоин, привыкает принимать себя только при наличии каких-то условий. Это очень осложняет жизнь во взрослом возрасте.

   А вот пример очень характерной ситуации, увиденной мной по дороге с работы. Ребенок младшего возраста, ходит еще неуверенно. Толкает перед собой коляску. Ее заносит в сторону пригорка. Малыш с коляской не справляется, шлепается на попу…после секундного раздумья закатывает истерику. К нему подбегает бабушка и с испуганной интонацией несколько раз повторяет фразу «Ну вот! Упала! А я тебе говорила! Кто теперь виноват!».
   Для ребенка: если мне сказали, что я упаду, то это со мной обязательно случится, неважно, что я по этому поводу думаю, верю ли в свои силы. И сверху груз вины, потому что обязательно должен быть кто-то виноват. А, если меня предупреждали, а я посмела попробовать и не справилась, то виновата, конечно, я.
   Заметьте, полезной информации в данном сообщении — ноль. Можно ли взять этот опыт в будущее, как продуктивный? Вряд ли. А ведь взрослый может научить ребенка любой, даже неприятный опыт брать как урок. Например, в данной ситуации для малыша было бы полезнее, если бы его сначала пожалели, с участием отнеслись к его переживаниям. А потом, в спокойном состоянии, объяснили, почему с ним такая неприятность приключилась. И что в следующий раз можно сделать, чтобы был другой результат.
 

  Я привела лишь несколько примеров высказываний, которым я сама была свидетельницей. Очевидно, их гораздо больше (и вы сами вспомните другие).
    В каждой нашей фразе и реакции для ребенка содержится информация о том, как устроен мир и о том, каков он в этом мире. Из этой информации постепенно складывается самоощущение взрослого человека. Оно может быть целостным и поддерживающим, а может быть, наоборот, критикующим и фрагментарным, например.
  Я уверена, если родитель будет постоянно отслеживать экологию своего взаимодействия с любимым чадом, он поможет формированию крепкой основы личности, на которую его ребенок сможет опираться всю жизнь.



Просмотров: 590
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь