О целях психотерапии и стадиях психического развития

О целях психотерапии и стадиях психического развития
Что является главной целью как в психотерапии, так и в личностном развитии? «Гармоничная» личность? Это какая? «Максимально адаптированная» личность? Это как? «Индивидуация»? Этот термин юнгианской психологии не менее смутен и необязателен, нежели остальные ее понятия. Не сильно проясняет его и модификация Ассаджиоли – «интегрированная личность». «Автономная» личность? Это которая на грани изоляции или уже за ней?

Все практические психологи, т.е. психологи-консультанты, психотерапевты знают насколько велика значимость детского опыта для формирования здоровой личности. Или личности той или иной степени порушенности. К детству обратил внимание уже психоанализ, который, в своем фрейдовском варианте, выделил несколько стадий психического роста, правильное прохождение ребенком которых способствует его правильному развитию, а фиксация на которых способствует появлению неврозов различного типа. В ходе становления личность, по Фрейду, должна периодически разрешать конфликты психосексуального характера.

Эриксон затем несколько модернизировал эту схему, снизив значимость сексуального элемента за счет элемента социального – то есть, личность, по его мнению, вырастает из результатов раз­решения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития, например, при кормлении в младен­честве, или при обучении каким-то умениям в детстве. И, разумеется, при контакте ребенка с матерью и другими значимыми фигурами.

Одна из разновидностей когнитивно-поведенческого подхода – схема-терапия, в лице своего создателя Дж. Янга определила конкретные мыслительные схемы, которые у человека возникают в результате неправильного разрешения тех или иных конфликтов. Всего Янгом было выделено пять кластеров таких вероятных нарушений: разрыв связей и отвержение, нарушение автономии, нарушение границ, сверхориентированность вовне (на других), сверхбдительность и подавление эмоций. Эти кластеры включают конкретные «схемы» (ментально-поведенческие алгоритмы), которые у человека в результате того или иного нарушения и формируются.

В общем и целом, все классификации исходят из представления о «базовой тревоге», присущей человеку, которую он соотносит с миром, и с которой каким-то образом справляется. Кто-то хуже, кто-то лучше.

В этом случае, правильную или желанную цель как нашего развития, так и психотерапии можно сформулировать не в категориях идеальных состояний («гармоничный», «интегрированный», и пр.), а в виде тех же «схем» (представлений, убеждений, когниций, как угодно).

Тогда выстроенная в обратном порядке последовательность этапов развития и результатов терапии с наиболее желательными состояниями ума и психики на каждом из них может выглядеть следующим образом:

  • «Мир – далеко не безопасное место, но в нем, несмотря ни на что, есть много хорошего, а с его негативом я в состоянии совладать».

Это то, к чему мы, по-хорошему, должны прийти в своем развитии. Или в результате терапии. Это взрослое представление, присущее зрелой личности, которая разрешила большую часть конфликтов приемлемым образом. Обратный результат: невротическое расстройство, эмоциональное расстройство или их комплекс.

Предшествующее наиболее желательное представление, которое должно было быть сформировано:

  • «Мир, он разный, но преимущественно – замечательный и комфортный, и в нем найдется для меня место».

Это представление должно у нас сложиться примерно в подростковом возрасте (11 – 18 лет), «генитальная стадия» по Фрейду, «отрочество и юность» по Эриксону. Или стать задачей терапии в этом же возрасте. Здесь решаются конфликты собственной идентичности и целей. Риски при нарушении правильного прохождения этапа: необретение значимых смыслов, чувства пустоты и тупика, депрессивность.

Следующий предыдущий этап этого движения:

  • «Мир в основном – прекрасен, хоть иногда и довольно тревожен. Я – могу в нем жить».

Период от 6 до 11 лет, «латентная стадия» по Фрейду и Эриксону. Здесь разрешаются конфликты приспособления. Риски при нарушении прохождения этапа: тревожность, импульсивность, обсессивность.

И самая начальная стадия:

  • «Мир – прекрасное безопасное место».

От рождения до 6 лет (оральная, анальная, генитальная стадии по Фрейду и Эриксону). Решаются конфликты базового доверия и автономии. Риски при нарушении: депрессивный характер, генерализованная тревожность.

Другими словами, психическое развитие личности должно идти от идеализации ко все большей прагматике, причем, степени первой должны уменьшаться постепенно и сообразно со стадией, равно как и возрастать – степени второй. Неврозы – следствие нарушения этой последовательности и сообразности. Наличие личностной порушенности той или иной степени может быть зафиксировано, в том числе, через состояние базовой схемы того или иного этапа, то есть, её собственную порушенность. Сама же она в своем "целостном" виде может выступить терапевтическим ориентиром.



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Как меняется личность в результате психотерапии
  • Фазы психосексуального развития. Латентная и генитальная стадия
  • Мир - безопасное место или нет?
  • В 36 лет: Людмила Прокофьевна или Людочка? Как меняется представление о возрасте
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как работает "серьёзная психотерапия", и каким образом изменяется личность.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как то все не так.. или Мир наоборот.
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Рука так и тянется к сладкому. Или при чем здесь привычка экономить на себе.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Весь мой мир - это ты! Это близость или зависмость?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Нет сильных и слабых мужчин и женщин,есть сильная или слабая личность.
  • Личность человека: структура или хаос?
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • К чему относится НЛП - к науке или псевдонауке? Это метод психотерапии или метод зомбирования людей?
  • Хрустальная туфелька, или все по Фрейду.
  • Смена фамилии женщины при замужестве или при разводе
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Вредные советы или "Как сформировать невротическую личность"
  • О выборе терапии при ВСД: длительная или кратосрочная.
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь