Как растить ребенка уверенным в себе

Как растить ребенка уверенным в себе

Уверенность в себе – такое простое и сложное качество одновременно! Кажется, что оно должно быть легко доступно ребенку, если у него все получается не хуже, чем у других, и, если перед ним открыты различные возможности. И даже когда не все удается, то кажется, что он просто не хочет поверить в свой будущий успех и поработать над ним. Как просто: действуешь, стараешься, не сдаешься – и вот он, успех!

На самом деле, тут, к сожалению, нет никакой прямой связи. От неуверенности в себе часто страдают достаточно успешные дети, которых хвалят родители и поддерживают педагоги. Такой ребенок словно бы не ценит все то, что удалось ему, все те слова похвалы, которые он ежедневно слышит от окружающих. Стоит только проиграть в игре или совершить ошибку, как его охватывает приступ отчаяния: я не могу, у меня не получилось!

Неуверенность появляется по разным причинам, их все крайне сложно перечислить и описать даже в книге, не только в короткой статье. Но, тем не менее, есть общие условия, которые способствуют появлению неуверенности.

Во-первых, это неудачная базовая позиция родителей (тревожная, гиперопекающая, критическая, недоверчивая, слишком требовательная).

Во-вторых, это несоответствие слов взрослых и их эмоций. Например, совет «чаще хвалить и подбадривать ребенка» иногда понимается буквально. Ребенка хвалят и подбадривают практически в любой ситуации: «ты молодец!» или «в следующий раз у тебя получится» - говорит мама, а про себя думает: «о ужас, это безнадежно!».  Дети чувствуют эмоции родителей, в этот момент ваши неискренние слова только дополнительно расстраивают ребенка. Вывод отсюда прост: старайтесь говорить только то, что соответствует вашим переживаниям. Например, в вышеописанной ситуации лучше прозвучат слова: «Я тоже огорчилась, что так все сложилось неудачно, но давай будем пробовать снова».

В-третьих, установка на то, что следует конкурировать с другими детьми и стараться стать лучше всех. Даже если никто не говорит этого вслух, она бессознательно транслируется взрослыми, так как ею пронизано все наше общество. Именно она часто делает таким мучительным проигрыш в игре или вполне достойный результат, когда кто-то смог лучше. Получается, что все в порядке только у одного человека – у того, кто «первый» или «самый», все остальные «проиграли». Пусть в сторону от неё начинается тогда, когда вы стараетесь осознанно относиться к её проявлениям в собственной жизни и не забываете – процесс (игры, познания, творчества) не менее важен, чем результат.

Также не очень конструктивными являются стремление оценивать все вокруг. Похвала – это «хорошая» оценка, утратить её не хочется, поэтому тревога возрастает, даже если вы самому ребенку ставите только «хорошие» оценки, а критикуете других детей или взрослых. Очень важным является умение родителей выражать свои чувства без оценок. «Я рада» вместо «это хорошо»; «мне интересно» вместо «как правильно ты говоришь»; «я расстроена» вместо «это плохо».

И, наконец, важно не стесняться того, что дети увидят ваши ошибки. Особенно тяжело принять свой неуспех сыну или дочери Идеальной Мамы. Такая мама никогда не злится, не расстраивается, ничего не забывает и не путает, всегда вовремя выполняет свои обязанности, не ленится и т.д. Для того, чтобы соответствовать её уровню, ребенку нужны титанические усилия и обычно они не оправдываются. Потому что любой ребенок злится, ошибается, увлекается, чувствует нежелание работать, когда надо. Вы скажете, что Идеальной Мамы не бывает? Но именно так склонны дети видеть маму, которая просто не сообщает о своих истинных переживаниях и старается всегда быть ласковой и веселой – что бы ни случилось.

Вот установки, которые помогут ребенку чувствовать себя по-настоящему уверенно:

  1. Я многое могу сам (по возрасту: одеться, нарисовать что-то, решить задачу, познакомиться с детьми на площадке и т.д.) (многое – но не все, быть самостоятельным не значит не нуждаться в помощи).
  2. Мои достижения достойны уважения (даже если для взрослых эти действия – простая банальность).
  3. Я могу получить помощь тогда, когда чувствую нужду в этом, и отказаться от неё, если она мне не требуется (можно обратиться за помощью или сказать «нет» и мои близкие не рассердятся и не обидятся).
  4. Мои слова, чувства и мысли имеют значение для моих близких (все, что я переживаю внутри себя, а не только мои достижения и поступки)
  5. Я нужен моим близким просто так, потому что я есть (а не потому, что я молодец). Мои близкие просто любят меня.
  6. Я могу не соглашаться, ошибаться, вести себя плохо, но не утрачу ни любви, ни уважения, ни права на помощь
  7. Моя помощь ценна для моих близких (я могу что-то делать не только для себя, но и для других, в том числе, для взрослых).

Заметьте, что эта самооценка не содержит установок: «я лучше других», «я лучше всех» или «мои желания важнее, чем желания других людей». Эти установки не делают ребенка увереннее, они настраивают его на конкуренцию и подрывают его способность к сопереживанию.

Поддерживающие удачные установки (и неудачные тоже) и соответствующее отношение к себе и другим в очень малой степени создается словами. В основном, такое самоощущение выстраивается помимо речи, бессознательно. В ребенке укореняются чувства, вызванные поступками взрослых, а не их словами. Например, мама говорит хорошие правильные слова: «Ты можешь сказать мне все, делись со мной, я не буду тебя ругать». Но на самом деле чрезмерная самостоятельность ребенка её расстраивает, а его ошибки выводят её из себя. И поговорить об этом мама не готова. Тогда получается, что её слова не соответствуют действительности, не поддерживаются её чувствами. В этой ситуации дети часто ощущают, что их высказывание не принято в полной мере, что им нужно чего-то стыдиться. Мама готова принять и выслушать какого-то другого ребенка (хорошего; такого, который не ошибается). Сигнал, воспринятый им помимо маминых слов такой: «такие, как ты не должны открывать истину о себе».

Сказанное вовсе не значит, что пока вы не готовы быть «правильными», следует подавлять свои чувства или молчать, пока вы не достигнете совершенства. Просто ваши слова должны соответствовать вашим переживаниям. В вышеприведенном примере маме лучше будет сказать: «Мне хотелось бы, чтобы между нами складывалось доверие. Давай мы вместе постараемся его найти».

Принятие собственных эмоций и внутренней реальности позволит и вам, и ребенку чувствовать себя комфортнее и увереннее.



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Про проекции или как вернуть себе ощущение, что со мной все в порядке?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что делать, если ты не такой как все?
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь