Границы виктимности (поведение жертвы)

Границы виктимности (поведение жертвы).
Виктимность (от лат. Victima - жертва) - тема достаточно исследована разными областями. У нее есть место в юридической сфере, социальной службе и конечно психотерапии. Достаточно известен "Треугольник Карпмана" с его жертвой, агрессором и спасателем. Много статей описывают виктимное поведение и указывают как не быть жертвой. Не будь жертвой!!! Текст прост и понятен, но к сожалению, он не работает. В этой статье, опираясь на свой практический опыт работы с данной тематикой, я опишу одну из граней виктимного поведения. Важным будет описать виктимность с точки зрения личностных границ, учитывая ранние этапы развития ребенка и процессы формирования взаимоотношений с миром. У каждого из нас есть свои физические границы в виде нашей кожи, и психические границы, которые определяют наше взаимодействие с другими людьми. В этом контексте, виктимность является фактическим нарушением границ. Т.е. психологические границы жертвы нарушаются агрессором за счет своей неустойчивости, "рыхлости" и смещения. Ключевым моментом в работе с виктимностью для меня не будет вопрос: "Почему жертва позволяет не только нарушить свои границы, но и часто бессознательно транслирует возможность нападения на нее"? Основной вопрос: "Для чего"? Т.е. что жертве дает такого рода сознательное или бессознательное, поведение и мышление? Какую потребность обеспечивает такое поведение? Защитой от чего оно является?Понимание своих психологических границ происходит еще в раннем возрасте. Ребенок ощущает свои границы, через ощущения границ взрослого, находящегося рядом. Исследования М.Малер (венгерский психиатр, психоаналитик) в области сепарации-индивидуации ребенка, указывают на несколько важных этапов развития в возрасте до трех лет. Этапы: аутистический, симбиотический, сепарационно-индивидуационный (включает в себя четыре подфазы). Получив достаточно привязанности на этапе симбиоза и свободы на этапе сепарации-индивидуации, (на обоих этапах для ребенка важно постоянство взрослого объекта) ребенок получает достаточно опор и формирует свои границы "здоровым образом". При дисфункциональных отношениях в этом периоде, далее может сформироваться созависимая система, в которой нет четкости, есть вина и стыд. Соответственно, уже происходит вторжение в личностное пространство. Одной из составляющей виктимного поведения, может быть мазохистический паттерн, который так же формируется при созависимых отношениях. Нэнси Мак-Вильямс в книге "Психоаналитическая диагностика" пишет: "Термин "мазохизм" используемый психоаналитиками, не подразумевает любви к боли или страданиям. Человек, ведущий себя мазохистично, выдерживает боль в надежде (сознательной или бессознательной) на высшее благо". Т.е. есть некая цель, ради которой человек терпит и страдает. Например: для ребенка жизненно необходимой целью является поддержание отношений с родителями. Если родитель обращает внимание на ребенка только когда ему "плохо", то этот механизм плотно усваивается. Или ребенок терпит что-то, чтоб не быть изгнанником в семье, не быть наказанным и отвергнутым. Далее такой способ распространяется на все сферы жизни, и становится поддержкой иллюзии, что если вести себя как жертва, тебя заметят, или не будут "трогать". Для чего же в отдельных случаях жертва подает бессознательный сигнал агрессору? У нас есть скрытое желание всегда контролировать ситуацию или других людей, так понятно, не вызывает тревоги и неопределенности. Т.е. в детстве ребенок часто пытается угадать намерения родителей, и часто специально вызывает агрессию, для предсказуемости. Он часто может ожидать наказания (сопровождаемого чувством вины), и может первым провоцировать его. Но во взрослом возрасте, этот паттерн сохраняется, и жертва часто бессознательно "думает" что лучше проконтролировать "нападение", чем постоянно ожидать его в тревоге. Так возникает сигнал агрессору. И он постоянно подкрепляется повторением. По этой причине, многие социальные службы удивляются как жертва постоянно возвращается к агрессору (допустим жена к бьющему ее мужу-алкоголику). Для нее это единственный известный способ сохранить привязанность и отношения, который плотно закреплен нейронными связями. Поэтому текст про "не будь жертвой" не работает. Психотерапевтическая работа с виктимным поведением длительная, и включает в себя много аспектов: постоянство встреч клиента и психолога; проживание детского или более позднего опыта клиента; формирование ясных и комфортным границ личности; работа по восстановлению ощущение своей "хорошести" и независимости в отношениях; понимание своих ограничений и опор; формирование новых нейронных связей посредством переживаний в терапевтической работе.
                                                                                                                                                                                                                                                             психотерапевт                                                                                                              Валерий Вовченко



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Сказка для взрослых "Хозяин Жизни или Жертва обстоятельств"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь