Схема тела и ее отображение в рисунке человека

Понятие о схеме тела присутствует даже у таких «примитивных» животных, как насекомые, членистоногие, моллюски, это представление у них довольно механизировано и жестко задано.

У более разумных животных оно складывается в результате опыта использования собственного тела и может быть откорректировано. В случае, если размеры тела меняются, требуется время, чтобы адаптироваться к ним. Однажды моя сильно беременная такса пыталась пролезть в промежуток между завитушками ограды и застряла там. Надо было видеть, сколько недоумения было в ее взгляде, когда она оглянулась на меня. Она решительно не понимала, почему вдруг это не получается.

Автомобилисту нужно время и тренировка, чтобы привыкнуть к габаритам и новым «телесным ощущениям» нового автомобиля, чтобы чувствовать себя в «своей шкуре». Автомобиль в данном случае является расширенной схемой тела. Опытный автомобилист чувствует свою машину, как продолжение себя. Хороший всадник теряет границы собственного тела, сливаясь с конем воедино, как настоящий кентавр. Судя по всему, конь испытывает то же самое, чувствуя единение со "своим" наездником.

Если речь идет об утрате конечности или ее функции, человеку или животному тоже требуется время и тренировка, чтобы адаптироваться и перестроить схему собственного тела.

Иногда происходит так, что понятие о возможностях тела сформировано в процессе воспитания ошибочно. Например, сверхзаботливая мать с высоким уровнем тревожности не позволяет ребенку исследовать мир с помощью рук: трогать предметы, засовывать их в рот, производить какие-либо действия руками, а предпочитает лучше все сделать за ребенка. Сама сталкивалась в жизни с врачом-педиатором, который на полном серьезе настоятельно советовал прибинтовать к рукам моего мальнького сына шины, чтобы тот не мог засовывать пальцы в рот. В результате подобных действий руки как бы исчезают из сознания ребенка, они фактически есть, но отсутствуют или лишь частично присутствуют в схеме тела. Так и вырастают люди, у которых «руки не из того места растут». В их схеме тела руки отсутствуют, либо атрофированы. Рисунок человечка показывает это со всей очевидностью.

                                                 Схема тела и ее отображение в рисунке человека

 Очень информативно, когда человек (ребенок) рисует себя безо рта, без глаз, без ушей, а иногда вообще без лица. Если в рисунке имеются искажения пропорций, отсутствуют части тела, это служит указанием направления работы. Приходилось встречать рисунки человека, где была изображена только одна голова, тело отсутствовало полностью или изображение себя в виде точки в углу листа.

                                               
Этот рисунок принадлежит женщине 79 лет, иностранка, долго живет в чужой стране, но изъясняется с трудом, когнитивные нарушения, искусственные тазобедренные суставы, передвигается самостоятельно с помощью ролятора.

Нет никакого смысла указывать клиенту на «недостатки» его рисунка и просить их исправить. Первоначальный смысл любой терапии состоит в том, чтобы человек сам увидел свои проблемы. Для этого, опираясь на рисунок, но ни в коем случае не критикуя его, можно обсудить возможные первопричины возникших телесных проблем и особенности среды, в которой эти дефициты культивируются. Очень наглядным и информативным для клиента является сравнение «человечков» до и после работы над проблематикой.

Меня заинтересовало, как реабилитационные мероприятия влияют на изменение схемы тела. В клинике кроме медикаментозного лечения проводились различные виды терапии, использующие двигательную активность и улучшающие функциональные возможности поврежденных конечностей: гимнастика, тренажеры, эрготерапия, физиотерапия, массаж. В арт-терапии большое внимание уделялось осознаванию собственного тела: работе со схемой тела, телесными ощущениями, локализацией эмоций в теле.

Ниже представлены рисунки "Человек", нарисованные вскоре после поступления в клинику и незадолго до выписки (примерно через 3-4 недели) в хронологическом порядке, иногда делались промежуточные тесты. Задание всегда было одинаковым: «Нарисуйте человечка так, как сможете». Надо принять во внимание, что первые изображения соответствуют времени, когда пациенты чувствовали себя еще неуверенно в незнакомой обстановке, а более поздние – когда они уже не боялись проявлять себя. Это выражается еще и в том, что часто первый рисунок существенно меньше по размеру, чем последующие.

Работая в реабилитации, где многие пациенты имели проблемы с подвижностью конечностей, можно было наблюдать, как в рисунке отображаются дефициты функций тела, но только при условии, что проблема достаточно старая. Если нарушение функции произошло недавно, это может не отображаться на рисунке "человек", ведь новая схема тела еще не простроилась. Одно время это было загадкой для меня, почему одни колясочники рисуют себя без ног, а другие – со здоровыми ногами, пока я не обратила внимание на сроки, как долго пациенты уже находятся в этом состоянии обездвиженности. Тогда вопрос сразу снялся. Требуется некоторое время, чтобы была простроена новая схема тела. Вот пример такого пациента, относительно недавно потерявшего способность к самостоятельному передвижению.

Мужчина, 76 лет, очень серьезные проблемы с позвоночником, в том числе в шейном отделе. Тетрапарез, васкулит, обширные нарушения кожных покровов, пневмония. Экстремальная длительная психотравма в детском возрасте.


Три рисунка, расположенных в хронологической последовательности, показывают динамику изменения восприятия тела. У первого человечка нет лица, он обнажен (беззащитен), широко расставленные руки и ноги помогают держать равновесие. У второго уже появилось лицо, одежда и опора под ногами, «пол» выглядит ненадежным и скользким. Положение тела очень неуверенное, под наклоном. Стоять самостоятельно человечек не может. Третий рисунок показывает уже более уверенное положение тела, «скользкий пол» приобрел немного более стабильные очертания. Исчезли кисти рук или они спрятаны за тело. И в самом деле, в состоянии кожных покровов, особенно на руках, наблюдалось ухудшение: кисти рук представляли собой сплошную рану.
Пациент вновь учился ходить в прямом и переносном смысле. Параллельно с физическими тренировками шла серьезная психотерапевтическая работа. Пациент был очень мотивированным и делал большие успехи настолько, насколько он мог в своем тяжелом физическом состоянии.
Следующие два рисунка нарисовала женщина 87 лет. Депрессия, сердечная недостаточность, болезнь Паркинсона, самостоятельное передвижение.
                         

Линии настолько прерывистые и неровные из-за болезни Паркинсона, но из общения с пациенткой выяснилась еще одна ее проблема – страх. Страх держал ее в тисках, женщина была очень закрыта в общении. Человечки выглядят так, как будто их трясет от страха. Первый рисунок был очень маленький. Особых успехов в терапии не было заметно, хотя пациентка старательно выполняла все рекомендации. Появилось немного больше уверенности в себе.
Вот рисунки 83-летней пациентки. Коронарная болезнь сосудов, болезнь Паркинсона, почечная недостаточность, медиастинит, пневмония, депрессия. Передвижение с ролятором.
                                 

Пациентка сделала очень большие успехи в терапии, как в физическом плане, так и в преодолении психологических проблем.
Женщина 78 лет. Коронарная болезнь сосудов, поражение клапана аорты, инсульт, парез левой части тела (гемипарез), депрессия, в клинику поступила после тяжелой операции (онкология), искусственный выход из толстого кишечника, большая слабость.
            

Женщина была настоящий боец. Она собирала себя по частям, вытаскивая из очень тяжелого психо-физического состояния. Во многом она опиралась на свою женскую сущность. Она тщательно и со вкусом одевалась, делала красивые причёски. Это очень хорошо просматривается на ее втором рисунке. В руке фигурка держит цветок.

Я обратила внимание, что люди с гемипарезом часто рисуют себя в профиль, повернув к зрителю здоровой стороной. Иногда, правда, бывает инверсия право-лево.

Женщина 81 год. Гипертония, сердечная недостаточность, фибрилляция предсердий, депрессия, операция на тазобедренном суставе. Перемещалась в коляске, училась ходить с ролятором.
                          

Очень активная пациентка , которой терапия помогла существенно восстановить двигательные функции и заметно стабилизировать эмоциональное состояние .
Следующие два рисунка пациентки, недовольной результатами пребывания в клинике. 80 лет, сердечная недостаточность, почечная недостаточность, стеноз позвоночного канала, межпозвоночная грыжа.
                                        

Рисунок при приеме в клинику выражает больше радости и открытости, чем рисунок при выписке. Размер изображения тоже уменьшился. Исчезли пальцы на руках, как возможный признак увеличения ощущения своей беспомощности.

Возможно, читатели заметят особенности, которые ускользнули от моего внимания. Буду благодарна, если Вы поделитесь своими открытиями в комментариях. 

Это маленькое исследование не претендует на научность. Надеюсь, оно будет полезно для специалистов, работающих в модальности арт-терапия.

Буду рада, если Вы оцените мой труд, поставив лайк.



Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Как я учила скороговорку, или еще раз про память тела и возможности.
  • Что же это за реальность «ВНЕ ТЕЛА»?
  • ВСД – это заболевание тела или невроз?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Не болит голова у дятла. Или танцевальная терапия для тела и души
  • Шепот собственной души и тела, или "почему же совершенно нет сил"
  • Предательство тела: Когда тело "сходит с ума"...
  • Панические атаки и ВСД, болезнь тела или души?
  • Что закопано под "лишним" весом тела?
  • Как изменить настроение при помощи тела?
  • Привычки тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя
  • Человек 6-ой расы. 32 Системы физического тела
  • Внимание: SMS тела!
  • То, как мы думаем - формирует наши контуры лица и пластику тела.
  • Тайны сексологии. Мужские и женские секреты либидо. Важность связи тела и сознания. Тестируем себя
  • Зеркало. Как отражение вашего тела может вредить вам
  • Когда работа мешает жить, или о важности осознования тела
  • Гармония души и тела. Или как наслаждаться жизнью!
  • Диалог Яны и её тела или как внимательное отношение к себе дает силы
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • Я без тела
  • Травмы тела или как связать отсутствие аппетита со страхом высоты



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь