Как выйти из шоковой травмы. Опыт психодрамы.

Автор статьи: 404

У многих из нас в прошлом есть болезненные события. Эта рана не дает нам жить полной жизнью. Но исцеление возможно. Корреспондент PSYCHOLOGIES Татьяна Озерская испытала на себе метод психодрамы на мастер-классе Марии Верник.

Классическая психодрама – метод психотерапии, терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека.

Высокая голубоглазая блондинка смотрит на меня ледяным взглядом. Меня пронизывает холод, и я отступаю. Но это временное отступление. Я еще вернусь. Я хочу спасти Кая, растопить его замерзшее сердце.

Сейчас я – Герда. Я участвую в психодраме по сюжету андерсеновской «Снежной Королевы». Ее ведет Мария Верник. Все это происходит на XIV московской психодраматической конференции.

«Мы будем разыгрывать сказку Андересена как развернутую метафору внутренней жизни, – объяснила Мария Верник нам, участникам ее мастерской, собравшимся в одной из аудиторий МПГУ, где идет Конференция. – С точки зрения психологии в сказке показано, что происходит в психике при шоковой травме и что помогает на пути к исцелению».

Нас, участников, примерно двадцать человек. Возраст разный, здесь есть и студенты, и совсем взрослые люди. Есть и ведущие других мастерских (всего на конференции их больше 50), которые пришли познакомиться с опытом коллеги. Я узнаю их по особым бейджикам. На моем написано просто «участник».

Каждая роль в психодраме соответствует одной из частей нашей личности

Сказка как метафора

«Каждая роль – замерзший Кай, отважная Герда, холодная Королева – соответствует одной из частей нашей личности, – объясняет Мария Верник. – Но они изолированы друг от друга. И поэтому наша личность словно разделена на отдельные части». Чтобы мы обрели целостность, наши части должны вступить в диалог. Мы начинаем все вместе вспоминать ключевые события сказки. Ведущая расшифровывает для нас их метафорический смысл.

«Вначале, – объясняет Мария Верник, – Герда плохо понимает, что произошло с Каем. Отправляясь в путь, девочка помнит об утраченной части – о радости и полноте жизни, которая с ней связана... Затем Герда переживает разочарование в замке принца и принцессы, смертельный ужас в лесу с разбойниками… Чем полнее она проживает свои чувства и чем теснее ее контакт с опытом, тем сильнее и взрослее она становится».

Ближе к концу сказки, у лапландки и финки, мы видим Герду совсем другой. Ключевые слова произносит финка: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Мы будем разыгрывать финальную сцену драмы – возвращение Кая, своей утраченной части.


Как выбрать свою роль

«Выберите любого персонажа, – продолжает Мария Верник. – Не обязательно того, кто больше всех нравится. Но того, кем вам сейчас хочется на время стать.

Выбрав Кая, узнаете, что помогает вам оттаивать, какие слова и действия вызывают в вас душевный отклик.

Снежную королеву – узнаете, какие нужны аргументы, чтобы ослабить контроль или защиту, позволить себе почувствовать усталость и отдохнуть.

Герду – узнаете, как входить в контакт со своими чувствами.

Можно выбрать роль Автора и менять ход событий».

Я выбираю роль Герды. В ней есть беспокойство, готовность отправиться в дальний путь и решимость. И вместе с тем надежда вернуться домой, стремление почувствовать любовь, которые я слышу и внутри себя. Я не одинока: еще пятеро из группы выбирают эту роль. Психодрама отличается от театральной постановки. Здесь количество исполнителей одной роли не ограничено. И пол не важен. Среди Каев только один юноша. И шестеро девушек. Зато среди Снежных Королев – двое мужчин. Эти Короли суровы и неприступны.

Небольшая часть участников обращается на время в ангелов, птиц, принцев-принцесс, Оленя, Маленькую разбойницу.

«Это роли-ресурсы, – говорит ведущая. – У них вы сможете просить помощи во время игры».

Исполнителям каждой из ролей отводится в аудитории свое место. Декорации создаются из цветных платков, стульев и других подручных средств. Снежные Королевы делают трон из водруженного на стол стула и голубых шелковых покровов.

Зону Герды мы обозначаем зеленой плюшевой материей, солнечно-оранжевыми и желтыми платками. Под ноги кто-то любовно бросает цветастый платок: напоминание о зеленой поляне.

Выбрав Кая, узнаете, что помогает вам оттаивать, какие слова и действия вызывают в вас душевный отклик

Растопить лед

«Герда входит в покои Снежной королевы», – обозначает ведущая действие. И мы, пять Герд, приближаемся к Трону.

Мне жутковато, по спине бежит холодок, словно я и впрямь вступила в ледяной замок. Хочется не оплошать в роли и обрести уверенность и силы, которых мне так не хватает. И тут я натыкаюсь на пронзительно-холодный взгляд голубоглазой красавицы-блондинки. Мне становится не по себе.

Каи настроены – кто враждебно, кто грустно. Один (его роль исполняет девушка) отвернулся от всех лицом к стене.

«Обратитесь к любому Каю, – предлагает ведущая. – Найдите слова, которые заставят его «потеплеть». Задача представляется мне вполне посильной. В порыве энтузиазма выбираю самого «трудного» – отвернувшегося от всех. Я произношу слова, хорошо знакомые по детскому фильму: «Что ты здесь делаешь, Кай, здесь так скучно и холодно, а дома весна, птицы поют, деревья распустились – пойдем домой». Но какими же жалкими и беспомощными они кажутся мне сейчас! Реакция Кая для меня как ушат холодной воды. Он сердится, мотает головой, затыкает уши!

Другие Герды наперебой уговаривают Каев, но ледяные мальчики упорствуют, и всерьез! Один сердится, другой раздражен, третий машет рукой, протестуя: «А мне и здесь хорошо. Зачем уходить? Здесь спокойно, у меня все есть. Уходи, Герда!»

Кажется, все пропало. Но мне приходит в голову спасительная мысль. «Чем я могу помочь тебе, Кай?» – как можно участливее спрашиваю я. И вдруг что-то меняется. Один из «мальчиков» с посветлевшим лицом поворачивается ко мне и начинает плакать.


Противостояние сил

Наступает черед Снежных королев. Противостояние входит в решающую фазу, и градус чувств на этом витке очень высок. Они дают Гердам жесткую отповедь. Властный взгляд, твердый голос и осанка «актрис» и в самом деле достойны особ королевской крови. Я с горечью чувствую, что все и впрямь бесполезно. И отступаю под взглядом блондинки.

Но из глубины души неожиданно приходят слова: «Я чувствую твою силу, признаю ее и отступаю, но я знаю, что я тоже сильна». «Ты дерзкая!» – неожиданно выкрикивает одна из королев. Меня это почему-то воодушевляет, я мысленно благодарю ее за то, что она увидела в моей отмороженной Герде смелость.


Диалог

Диалоги с Каями возобновляются. «Что с тобой, Кай?!» – полным отчаяния голосом выкрикивает кто-то из Герд. «Наконец-то!» – улыбается ведущая. К моему непокоренному «братцу» подсаживается «тезка» по роли. Она что-то шепчет ему на ухо, тихонько поглаживает по плечам, и упрямец начинает оттаивать. Наконец Кай и Герда обнимаются. На их лицах смесь боли, страдания и мольбы сменяется выражением настоящей благодарности, облегчения, радостью, торжеством. Чудо все-таки произошло!

В других парах тоже происходит что-то волшебное: Кай и Герда ходят вместе по залу, обнимают друг друга, плачут или сидят, не отрываясь глядя друг другу в глаза.

Чтобы человеку, перенесшему шок, вновь обрести здоровье, ему надо вернуть себе утраченную целостность

Обмен впечатлениями

«Пришло время обсудить все, что здесь произошло», – приглашает ведущая. Мы, еще разгоряченные, рассаживаемся. Я еще не могу прийти в себя – такими сильным, настоящими были мои чувства.

Обнаружившая во мне дерзость участница подходит ко мне и, к моему удивлению, благодарит: «Спасибо тебе за дерзость – ведь я ее ощутила в себе, это было про меня!» Я горячо ее обнимаю.

«Любая энергия, которая рождается и проявляется в процессе игры, может быть присвоена любым из ее участников», – поясняет Мария Верник. Затем мы делимся друг с другом впечатлениями. «Что чувствовали Каи?» – спрашивает ведущая. «Чувство протеста: что им всем было от меня надо?!» – отвечает участница, которая выбрала роль мальчика-Кая. «Что чувствовали Снежные королевы?» – «У нас тут хорошо и спокойно, вдруг неожиданно вторгается какая-то Герда и начинает что-то требовать и галдеть, это просто ужас! По какому праву ко мне врываются?!» Интереснее всего прозвучала реплика «моего» Кая. «Я чувствовала страшное раздражение, гнев! Даже ярость! Мне хотелось все кругом разнести! Потому что со мной сюсюкались, как с маленькой, а не как с равной и взрослой личностью». «Но что тебя тронуло и заставило раскрыться навстречу другому?» – спрашивает Мария Верник. «Она сказала мне: давай убежим вместе. И словно гора с плеч свалилась. Это было по-дружески, это был разговор на равных, и это даже был призыв к сексу. Я почувствовала желание слиться с нею!»


Восстановить контакт

Что же было важным для меня в этой истории? Я узнала своего Кая – не только того, который был снаружи, но и того, который скрывается внутри меня самой. Моя сердитая половинка Кай проговорила вслух те чувства, которые я так плохо осознаю в жизни, весь мой подавленный гнев. Неслучайно я интуитивно устремилась к самому сердитому мальчику! Благодаря этой встрече для меня состоялось узнавание себя. Мостик между моими внутренними Каем и Гердой проложен, они могут говорить друг с другом!

«Эта андерсеновскаая метафора – про контакт прежде всего. – говорит Мария Верник. – Настоящий, теплый, человеческий, на равных, через сердце – это место выхода из травмы. Про Контакт с большой буквы – со своими потерянными и вновь обретаемыми частями и вообще между людьми. По-моему, только он и спасает нас, что бы с нами ни происходило. И это начало пути к исцелению для переживших шоковую травму. Небыстрому, но надежному».






Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему все так? За что мне это?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Всего достиг, все есть, но зачем мне это?
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Это все, что останется после меня...
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?
  • Но только не говори мне, что любишь меня!
  • Мне по фигу на всех... что же это значит
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь