Что мы пытаемся заменить в своей жизни работой?

Что мы пытаемся заменить

в своей жизни работой?

Чего мы не хотим видеть, какие свои проблемы не хотим решать и убегаем в работу по 25 часов в сутки без выходных и праздников? Для чего занимаем ей все свое время?

автор статьи Агафонова Людмила Ивановна

Чтобы быть здоровым человеком и функционировать на оптимальном уровне, нам нужны не просто хорошая диета или занятия спортом. Недостаточно просто хорошо высыпаться, принимать витамины и регулярно посещать врача. Это все очень хорошо и важно, но еще больше нам нужны здоровые отношения, здоровая рабочая обстановка, возможность вести творческую жизнь, здоровая духовная и сексуальная жизнь.

То, что изменения индивидуальные должны предшествовать или хотя бы сопутствовать управленческим и организационным преобразованиям, — почти аксиома.
Пытаться осуществить преобразования в организации или изменить стиль управления, не меняя собственную модель поведения, — все равно, что пытаться улучшать навыки игры в теннис, не развивая мышцы. Одно должно предшествовать другому. Нельзя научиться бегать, не научившись ходить, или научиться ходить, не научившись ползать. Так же и стиль управления нельзя изменить, не изменив собственные навыки! Ганди подчеркивал:

«Человек не может действовать правильно в одной сфере жизни,
действуя неправильно в другой. Жизнь — неделимое целое».

Человеческая семья, как и организация уже была описана как эмоциональная единица. Она может быть также описана как «эмоциональное поле». Термин «поле» выглядит весьма подходящим, так как он предполагает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи/организации на разных уровнях взаимодействия. Эмоционально заряженное функционирование членов семьи/организации создает эмоциональную «атмосферу», или «поле», которое в свою очередь влияет на функционирование каждого из них. Здесь можно провести аналогию с гравитационным полем солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой добавляют гравитации в поле, при этом сами они находятся под влиянием того поля, которое было создано с их помощью. Никто не может «увидеть» гравитацию, как никто не может «увидеть» и эмоциональное поле. Но о существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по предсказуемости траектории движения планет и поведения людей при их взаимодействии друг с другом.

Эмоциональная система не формировалась независимо по каждой филогенетической линии в результате естественного отбора, а является, по-видимому, универсальной характеристикой всего живого. Вся жизнь – это системы. Системная организация всегда присутствует внутри отдельных организмов, но также присутствует и между индивидами, когда они находятся в постоянных взаимоотношениях друг с другом.

В процессе эволюции эмоциональная система постепенно усложнялась, но, по всей видимости, не утратила ни одной из своих базовых характеристик. Базовые эмоциональные механизмы, управлявшие еще ранними одноклеточными, сохраняются и в современном человеке. Человеческое поведение подчиняется им в гораздо большей степени, чем это принято считать.

Основываясь на всестороннем сравнении мозга рептилий, низших и высших млекопитающих, МакЛин заключил, что, хотя человеческий мозг существенно развился, он сохраняет родственные черты с мозгом рептилий, а также с мозгом ранних и современных млекопитающих. Эти базовые черты позволяют выделить три формации в человеческом мозге, которые радикально различаются по структуре и химическому составу. Эти три формации и составляют то, что МакЛин назвал «триединым» мозгом.

Три формации мозга описаны МакЛином как мозг рептилии (R-комплекс), мозг древних млекопитающих (лимбическая система), мозг современных млекопитающих (кора головного мозга).

Согласно МакЛину, в нашем мозгу есть три главное части. Первая – символическая часть мозга – находится у основания черепа. Эту часть часто называют рептильным мозгом, потому что она выглядит в точности как мозг рептилии. Это самая древняя и самая примитивная часть мозга, и она контролирует баланс, температуру и дыхание. Она действует на инстинктах и в основном сконцентрирована на выживании.

В верхней части мозга лежит так называемый мозг млекопитающего, у всех других млекопитающих есть такой мозг. Эта часть мозга контролирует эмоции, кратковременную память и реакцию тела на опасность. Здесь находится самая важная часть, про которую мы будем говорить, – это лимбическая система, которая является эмоциональным центром мозга, где как раз и зарождается «животное состояние». Главная задача лимбической системы – это выживание, хотя в том числе она отвечает за злость, отчаянье, счастье и любовь.

Давайте совместим лимбическую систему с механизмом выживания рептильного мозга. Такое сочетание создает то, что мы называем «мозгом животного». Когда наш мозг животного связывает какое-то явление с безопасностью или выживанием, он продолжает выполнять эту программу. И он будет делать это до тех пор, пока мы не умрем, потому что он заботиться не о качестве нашей жизни, а о выживании. И один из важнейших компонентов выживания – это принадлежность или возможность быть как остальные животные, у человека так же.

Безопасность и выживание – это, без сомнения, хорошие вещи, но вот в чем дело – в силу того, что наш мозг животного не заботиться о качестве нашей жизни, он часто будет выбирать то поведение, которое оставит нас в безопасности. С точки зрения выживания распознать опасность более важно, чем ощутить счастье. Именно поэтому в языках больше негативных слов, чем позитивных. Так что если мы понимаем, что бесполезность, невидимость и прокрастинация помогают нам выжить, наш мозг животного будет всегда так себя вести. Он будет бесконечно выполнять программу, потому что знает, что так мы выживем. Опять же, выживание – значит продолжать дышать.

Старые программы будут работать до тех пор, пока мы дышим, пока мы не сможем преодолеть себя и доказать себе, что какое-то другое поведение – не только поможет нам выжить, но и станет более безопасным.

Безопасность, принадлежность и значимость очень важны для нашего мозга и нашей работы. Чем сильнее ощущение безопасности, и ментальной, и физической, тем лучше чувствуется связь с другими людьми, тем сильнее ощущение персональной значимости и возможности что-то изменить и тем больше успех организации, команды и самого человека.

Третья часть мозга – это гомогенетическая кора головного мозга, или неокортекс. Эта часть наиболее развита в человеческом мозге, и самая важная ее часть для нас – это префронтальная кора. Она позволяет нам планировать, изобретать, решать сложные задачи, абстрактно мыслить и думать о будущем. Она позволяет измерять свой опыт, сравнивать его с вымышленным идеалом и меняться, чтобы соответствовать этому идеалу. Префронтальная кора ответственна за социальное поведение, язык и сознание высокого уровня.

Ученые не знают, на что способна эта часть мозга, но все, от квантовых физиков до практиков вуду, знают, что в неокортексе – бездонный потенциал. Поэтому остановимся на нем.

Но что такое - умный? Это IQ, высокие оценки в школе и колледже или умение адаптироваться, быть гибким, проявлять настойчивость, не бояться сложностей, учиться и расти? Это значит быть послушным или гибким и меняющимся?

Если изменим свое сознание, мы можем быть успешными.

Наш мозг выполняет прекрасную и интересную работу, но он не всегда приветствует изменения. Какая-то часть вас может быть заинтересована в теории изменений, вы можете говорить об изменениях и об их преодолении, а еще вы можете описывать, как другие люди должны измениться. Однако настоящие изменения внутри нас самих пугают определенную часть нашего мозга. Эта часть существует, чтобы обеспечивать нашу безопасность.

Большая часть этих внутренних схем – ассоциации, которые возникают у нас – это программы, которые были заложены в первые семь лет жизни. Многие из этих программ были сформированы нашими родителями, дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками, а некоторые – нашими собственными интерпретациями человеческого поведения.

Вот, предположим, вы внезапно слышите ту самую песню, которая напоминает вам о том самом человеке. И вы попали в эмоциональную ловушку – вот так просто. Хорошо это или плохо, но песня повлияла на вашу нейронную сеть и запустила те эмоции, с которыми они ассоциируется. Такие ловушки появляются каждый день, часто бессознательно, и часто они расстраивают вас.

Теперь, когда мы взрослые, вопрос в том, как мы можем переписать наши схемы таким образом, чтобы они помогали нам добиться результата. Потом, уже с точки зрения лидера, можно задуматься над тем, как мы можем помочь другим людям получить тот результат, которого они хотят. Как мы можем использовать это знание, чтобы увеличить нашу способность и возможности нашей команды к исполнению работ, к генерированию новых идей?

Для упрощения разделим все сказанное выше на два состояния – «животного» состояния, когда у нас нет доступа ко всем частям мозга, потому что реализуются программы выживания, и «человеческое» состояние, когда у нас есть доступ ко всем ресурсам.

Сегодня инновации и переход к следующему поворотному моменту зависят от того, управляет ли команда «человеческим» состоянием. Те управленцы, которые полагаются на страх, чтобы заставить людей работать, просто вводят их в «животное» состояние, и они ничего не придумывают, а просто используют старые схемы поведения. Нам нужно, чтобы члены нашей команды все время находились в «человеческом» состоянии, в котором они могут создать новые схемы поведения – и для успеха, и для провала.

Давайте посмотрим на распространённый пример того, как «животное» состояние берет верх над «человеческим» состоянием и ведет к прекращению деятельности. Такое случается, когда люди теряют доступ к ресурсам, оказавшись в сложной ситуации. Предположим, сотрудник с высоким потенциалом заходит в кабинет руководителя и не может говорить, хотя и владеет информацией. Или временный руководитель начинает бубнить на встрече директоров, хотя все знают о его способности ясно мыслить. Или менеджера, который только что спас компанию, попросили сделать презентацию, объясняющую, какие действия он предпринял, а он плавает в материале. Все это примеры того, как «животное» состояние берет верх над «человеческим» состоянием.

Другой клиент начал паниковать, когда его попросили выступить перед группой (под группой я имею в виду количество людей более одного). Еще один клиент вдруг стал вести себя как ребенок перед новым членом правления. Еще один – хотел финансирования, но специально саботировал все новые возможности. Всё это – эмоциональные ловушки, прекращение деятельности, и это происходит чаще, чем вы думаете. По мнению доктора Ховарда Ранкина, наше «животное» состояние часто берет верх над «человеческим» состоянием, обычно в течении одной двадцатой секунды!

Когда случается такой стопор, наше «животное» состояние пытается помочь нам, используя старые, уже когда-то сработавшие программы. При этом старые схемы поведения запускаются автоматически.

«Животное» состояние всегда побеждает состояние «человеческое». Выживание всегда будет первостепенным. Ваша цель – усилить чувства безопасности, принадлежности и значимости. Когда мы это делаем и учим команду таким вещам, мы учим людей выбирать, они могут меняться и начинают изобретать.

Организации состоят из отдельных людей. И хотя мы пытаемся проявлять больше дисциплины в профессиональной жизни, мы неизбежно привносим в организацию свои личные склонности. Мы и здесь продолжаем искать быстродействующих средств устранения острых болезненных симптомов, вместо того чтобы оздоравливать саму систему.

Хронические проблемы людей становятся хроническими проблемами организаций, когда «критическая масса» работников каждый день приносит их с собой через ворота предприятия и когда общественные ценности побуждают добиваться немедленных результатов и быстрых решений для глубоких и трудных проблем.

«Если мы хотим снова разжечь интерес к изобретательству, мы должны очеловечить работу, т.е. выйти из животного состояния». Однако же «животное» состояние бывает полезно, и мы можем использовать его в критических ситуациях. Мы также можем использовать его для эмоциональной вовлеченности.

Но если мы хотим иметь доступ к ресурсам, я дам вам пару советов. Первый метод – научить свою команду сигналу, который позволяет объяснить феномен «животного» состояния и будет оповещать о том, что кто-то находится в нем. Мы собираемся использовать вашу руку, чтобы показать ваш мозг с помощью техники доктора Дэниэла джей Сигера.

Итак, поднимите руку с открытой ладонью и согните большой палец, как на рисунке

 Основание ладони изображает ствол мозга. Ладонь – это ваш мозг млекопитающего, а большой палец – лимбическая система. Теперь загните пальцы поверх большого пальца и сделайте кулак.

Обратная сторона ладони и пальцы – это неокортекс, а часть от суставов до кончиков пальцев – префронтальная кора. Сжатый кулак символизирует полный доступ ко всем частям мозга. Это ваше «человеческое» состояние, когда вы можете делать выбор, придумывать, вы эмоционально вовлечены и готовы работать.

Теперь вспомним ваш последний тяжелый день – когда вы вошли в «животное» состояние. Вот каким был ваш мозг.

Ваше «человеческое» состояние было задвинуто состоянием «животным». При этом ваше поведение управлялось не вашим сознанием, и у вас не было доступа к ресурсам. Лобные доли словно изо всех сил старались ввести вас в «животное» состояние и заставить нервничать (мы не говорим, что это хорошее или плохое состояние, потому что у каждого состояния есть свои плюсы и минусы, но всё-таки это нежелательно, когда вам нужно решить проблему и двигаться дальше).

ТЕПЕРЬ ЕЩЕ РАЗ СОЖМИТЕ РУКУ В КУЛАК, КАК ПОБЕДИТЕЛЬ!

Как мы уже говорили, это символизирует полный доступ к ресурсам вашего мозга. Помните, доступ к лобным долям позволяет вам планировать, решать сложные задачи, представлять будущее и любить – то есть быть в «человеческом» состоянии.

Когда я действительно нервничаю, я показываю ладонь.

Когда я на встрече и хочу, чтобы все работали, я показываю кулак.

Источники:

  1. «Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика.» - Редакторы Кэтрин Бейкер, Анна Варга, 2012 г
  2. «Лидерство, основанное на принципах» - Автор Стивен Кови, 2016г.
  3. «SmartTribes. Как команды становятся успешными вместе» - Автор Комафорд Кристин, 2015г.
  4. «Командовать или подчиняться?» - Автор Литвак Михаил, 2004г.


Просмотров: 433
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • «Булимия» мозга, или что делать, когда информации слишком много?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мозг - это биокомпьютер. Какую программу в него поместить, то и будет в вашей жизни.
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?
  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь