Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

На днях позвонила подруга – учитель биологии в средней школе. Опытная, компетентная и очень спокойная женщина, она была крайне взволнована:

- Представляешь, из-за неожиданного увольнения коллеги дали под классное руководство 7-й класс! Ужас!

- Ага, представляю.

- Козлячий возраст! Самые тяжелые в школе – это седьмые и восьмые классы. Все какие-то вредные, шумные, проблемные, даже здороваться с учителями перестают! Какие-то вычурные, обидчивые, резкие! А рисковые….!!! Девчонки – кто красится, кто какие-то гульки начинает,  парни дерутся, открыто курят, сквернословят. Начинаются ссоры в классе, постоянно какие-то распри, пересуды, как будто и не учились раньше вместе. И родители-то все на нервах – не могут их дома построить! Господи, дай мне сил!

 - А что, девятые классы для тебя проще?

 - Ну да, как-то взрослее становятся, спокойнее, собраннее. С ними значительно легче, предсказуемее, понятней. Перебесились.

 - А шестые?

- Ну эти вообще еще дети. Хоть уже и чувствуется, что в переходном возрасте, вполне можно сладить. Вменяемые, поддаются, так сказать, педагогическому воздействию.  А вот седьмые – это, конечно, испытание.

       Волнение подруги выглядело для меня справедливым и обоснованным. В развитии детей между 6-м и 7-м классом, а у кого-то и раньше словно проходит водораздел. До этого подросток, может быть временами ершистый, может быть где-то обидчивый и раздражительный, но в целом понятный и предсказуемый, вдруг становится буквально невыносимым.
         «Ты знаешь, -  говорит другая моя подруга, -  я даже помню день, когда это произошло с моей Ксюшей. Приходит из школы – и как подменили. Хватает с полок одежду, вырывает у меня из-под утюга любимую футболку и объявляет, что уходит из дома, так как мы ее достали и у нее есть вторая (!) семья. И ведь реально ушла (коза какая!) на три дня, за которые я похудела на четыре килограмма.

На счет «дня, когда это произошло», мама Ксюши немного преувеличивает, все-таки эта граница не так четка,  при этом остальное в ее  словах – внезапность, вычурность, острота проявлений подростка – правда, которая может стать реальностью для семьи семиклассника. Почему так?

                               Козлячий возраст или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

       Подростковый возраст сложен в своем протекании.В ходе отрочества в человеке качественно меняются, преобразуются буквально все системы – и физиологические и психологические. И случается так, что делают они это не одновременно и с разной скоростью. И подобно тому, как рост внутренних органов отстает от вымахавшего в длину корпуса и это может вызывать ощутимые боли и сбои в работе пищеварения или кровообращения, так и в психике – возросшая интенсивность эмоций, переживаний может опередить развитие способности контролировать и сдерживать себя, что, в случае Ксюши (не скажу что стало основной причиной но..) много способствовало побегу из благополучного дома от нормальных родителей.

          Если мы сравним между собой 6-классника и 7-классника, то заметим, что у второго «больше проблем». Несмотря на то, что за последний год в его жизни не произошло никаких радикальных изменений, жизнь стала острее чувствоваться и вызывать больший эмоциональный отклик. «Плачу из-за любой ерунды», «всё бесит», «удушил бы младшего брата, который все время лезет» - так подростки называют это на консультациях. И я им верю, потому что знаю, что сейчас их мозг физиологически работает по-другому – в нем достоверно снизилась активность лобных долей, - зон, отвечающих за контроль и способность сдерживать себя, планировать свои действия и регулировать свое поведение. Эти отделы примерно в середине подростничества «закрываются на ремонт», на тщательную физиологическую перестройку, которая снижает эффективность выполнения их прямых функций. В 6-м классе этот ремонт был еще не начат, а к 9-му уже завершен. Поэтому спонтанность поведения очень характерна для «козлячего» возраста и требует от сопровождающих его взрослых прежде всего – эмоциональной стабильности и уверенности в том, что что бы ни случилось -  я смогу это преодолеть и улучшить ситуацию, найти способы справиться.

          Физиологические изменения в работе репродуктивных систем и меняющийся примерно к середине возраста (7-му классу) баланс половых гормонов в организме влияет на уровень агрессивности мальчиков (она становится выше) и слезливости у девочек (она тоже становится выше). Меняющаяся работа еще одного отдела мозга, отвечающего за эмоциональную жизнь – лимбической системы - обусловливает высокую эмоциональность и тех и других.

         Признание этих объективных особенностей работы растущего организма, от которых ни одному подростку не спрятаться и не убежать, помогает воспринимать происходящее с ним не как попытку «козлить» и портить всем окружающим настроение, а как повод для взрослых задуматься над тем, как можно помочь подростку не становиться рабом своей физиологии, а учиться контролировать и сдерживать себя, формировать в себе характер и укреплять волю, чтобы оставаться в этот «козлячий» период человеком.

       И в основе этих приобретений лежат в свою очередь конкретные и развиваемые вещи – понимание своих сильных и слабых сторон, освоение навыков управления стрессом и эмоциями, приобретение способов развивать и поддерживать хорошие дружеские связи. И родитель может идти к этим приобретениям разными путями – беседуя, обсуждая фильмы, предлагая участвовать в тренингах, подкладывая хорошие книги и организуя совместные для компании подростков мероприятия, консультируясь с психологом или классным руководителем. Важно, чтобы  родитель, какой бы путь он ни выбрал, сохранял внутри веру в своего ребенка и прочное ощущение того, что он  - хороший человек, несмотря на свои, порой очень проблемные, проявления.

Всего светлого,
Ирина Буровихина



Просмотров: 641
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему все так? За что мне это?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Он постоянно психует и обижается на меня. Может, я что-то делаю не так?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Почему меня все время бросают? Что со мной не так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь