Говорить или не говорить ребёнку о смерти родителя?

Говорить или не говорить реб нку о смерти родителя

С таким вопросом я встречаюсь уже не в первый раз. И мне странна сама постановка вопроса. Бытуют такие мнения:

  • вообще уклоняться от вопросов ребёнка, пока маленький;
  • сказать, что родитель уехал далеко, или «ушёл в лучший мир»;
  • сказать о смерти, но не брать ребёнка на похороны, чтобы не видел родителя мёртвым.

 Это то, что вспомнилось мне навскидку. Давайте разберёмся, что происходит с ребёнком в этих случаях.

Если взрослые уклоняются от ответов на вопросы ребёнка и не дают никакой информации, что чувствует ребёнок? – что есть тайна, что он недостоин эту тайну узнать, что взрослый, который остался с ним, виноват в разлуке с утраченным родителем.

Если информация, которую дают ребёнку, звучит как «родитель уехал далеко, или «ушёл в лучший мир». В этом случае ребёнок какое-то время живёт надеждой на возвращение родителя, это может быть довольно долгое время. Жизнь внутри маленького человека превращается в надежду. Все его мысли начинаются с «вот когда вернётся…». Со временем надежда сменяется чувством ненужности, брошенности, покинутости и малыш ищет причины того, что его покинули в самом себе, т.е. испытывает чувство вины. Мысли «если бы я.., то он был бы со мной», «я плохой, поэтому папа (или мама) уехал(а) от меня» и пр. типичны для детей, потому что ребёнок эгоцентричен, в его восприятии мир начинается с него самого и его поступков. С такими мыслями жить ох, как тяжело даже взрослому, а тут - ребёнок. А быть счастливым с этими мыслями – вообще невозможно.

Если ребёнку говорят о смерти, но на похороны не берут, потому как «маленький ещё». Что же получается тогда: малыши ещё не понимают, что смерть – это навсегда и, им сложно понять, что родитель больше никогда не вернётся. И тогда выходит, что ребёнок опять-таки живёт надеждой на возвращение родителя. А позже, когда он подрастёт, он, скорее всего, будет обвинять оставшегося с ним взрослого в том, что ему не дали попрощаться лишили его этого права. И это справедливо, это его право - попрощаться.

 Можно ли что-то сделать, чтобы помочь ребёнку справиться с  этим горем, горем от утраты родителя?

Можно и нужно. В первую очередь – никакого обмана и полуправды. Нет, подробности умирания, особенно, если это были трагические обстоятельства, конечно рассказывать малышу не стоит. Можно просто сказать, что родителя больше нет, что он умер, что так случается, иногда люди умирают. Если родитель болел, то можно сказать, что теперь ему (родителю) уже не больно, он больше не страдает.

Реакция у детей бывает разная. Некоторые дети сразу реагируют очень эмоционально - кричат, плачут. А некоторые, на первый взгляд, остаются спокойными и задают много вопросов типа: «а умер – это навсегда?», «а если я что-то сделаю, он вернётся?» и пр., но это не значит, что им безразлично и они бесчувственны. Каждый ребёнок переживает утрату, каждый испытывает боль. Очень важно, чтобы малыш смог плакать – поддерживайте его, плачьте вместе с ним, пусть он чувствует, что вы разделяете его боль, его утрату. Не обесценивайте его чувства, не говорите, что надо быть сильным – быть сильным в этот момент – НЕ НАДО! Это касается и взрослых и детей.

Так же не стоит избегать разговоров об умершем. Говорите, рассказывайте, спрашивайте, смотрите фотографии. Расскажите, как проходят похороны. Пусть ребёнок будет готов к ним, насколько это будет возможно.

Обязательно дайте малышу возможность присутствовать на похоронах, попрощаться, проводить любимого родителя в последний путь, услышать и сказать прощальные слова. Это очень важно – это завершение реальных отношений. В дальнейшем у ребёнка останутся лишь воспоминания.

Важно помнить, что горевание как у взрослых, так и у детей – это процесс и для того, чтобы он прошёл и завершился нужно время. Поддерживайте ребёнка на этом пути столько, сколько он будет в этом нуждаться. Если это ваша с ним общая потеря – горюйте с ним вместе, это ещё больше объединит вас. И помните – детская психика очень гибкая, она гораздо лучше взрослой справляется с утратами, если дать малышу поддержку и понимание. Пройдёт не так много времени, и ваш ребёнок будет с грустью, но уже без слёз говорить о потерянном родителе, снова начнёт улыбаться и жить дальше полной жизнью!



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Имидж - ни что, если вы по прежнему считаете, что это новое платье!
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь