Как познакомить детей с садо-мазо: Айболит против Бармалея; Мама, роди меня обратно

Продолжение...

___________________

Айболит против Бармалея
____________________

Как познакомить детей с садо мазо Айболит против Бармалея Мама роди меня обратно

C появлением Айболита и его оппонента Бармалея в картине мира автора и маленьких читателей определяются два плюса, две антагонистические фигуры мазохистического и садистического характера. Они связаны сказочной судьбой и не мыслимы друг без друга.

Идею положительного героя Чуковский заимствует из английской истории про доктора медицины Дулиттла, который любит животных, не очень любит людей и, потеряв клиентуру становится ветеринаром. Он отправляется на черный континент, населенный аборигенами, пострадавшими от английской колонизации и принимает удар на себя. Такая не слишком замаскированная аллюзия на Христа, принявшего муки за грехи человечества.

История оказывается созвучна строю мышления Чуковского, он усиливает мазохистический акцент и напрямую связывает образ отечественного доктора с болью — «Айболит». В отличие от английского прототипа наш доктор жалеет и лечит всех: крестьян, рыбаков, пастухов и дровосеков, животных, птиц, рыб и насекомых. Он воплощение идеального спасителя от страданий.

Доктор холост, маму и жену ему заменяет сварливая сестра, которая ненавидит пациентов доктора и его самого. За это в конце истории она отправляется в изгнание на необитаемый остров. Зловредное женское начало на радость детям удаляется из рассказа, после чего доктор Айболит как древнее божество соединяет в себе заботливое материнское и защищающее отцовское начала.

Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра, которую звали Варвара. 
Со всех сторон к доктору приходили лечиться больные пастухи, больные рыбаки, дровосеки, крестьяне, и каждому давал он лекарство, и каждый сразу становился здоров.

В отличие от волшебных сказок, авторская сказка Чуковского не раскрывает существенной роли негативного женского персонажа. Она просто как обозначение плохого, которое надо убрать с глаз долой и забыть. Между тем Варвара выражает вытесненный доктором принцип реальности, но как раздражающий фактор изображается постоянно раздраженной. 

Из-за этого противного Крокодила многие люди боятся приходить к тебе в дом. Приходят одни бедняки, и ты не берёшь у них платы, и мы теперь так обеднели, что нам не на что купить себе хлеба. 
— Не нужно мне денег, — отвечал Айболит. — Мне и без денег отлично. Звери накормят и меня и тебя. 
Варвара сказала правду: доктор остался без хлеба. Три дня он сидел голодный. У него не было денег. 
Звери, которые жили у доктора, увидели, что ему нечего есть, и стали его кормить. Сова Бумба и свинка Хрю-Хрю устроили во дворе огород: свинка рылом копала грядки, и Бумба сажала картошку. Корова каждый день утром и вечером стала угощать доктора своим молоком. Курица несла ему яйца. 
И все стали заботиться о докторе. Собака Авва подметала полы. Таня и Ваня вместе с обезьяной Чичи носили ему воду из колодца. Доктор был очень доволен. 
А собака Авва лизнула его в щёку и сказала: 
— Абузо, мабузо, бах! 
На зверином языке это значит: "Мы никогда не покинем тебя и будем тебе верными товарищами".

Взрослые узнают доктора Айболита как бессребреника и альтруиста, посвятившего себя другим, а дети видят в нем свое отражение - человека, который пропадет, если за ним не будут ухаживать и перестанут кормить. Мы видим в нем эталонного мазохиста, получающего вознаграждения за страдания.

Далее миссия доктора расширяется на другой континент.

— Если вы не поедете в Африку, все обезьяны умрут. 
— Ах, сказал доктор, — я с радостью поехал бы в Африку! Я люблю обезьян, и мне жаль, что они больны. Но у меня нет корабля. Ведь чтобы поехать в Африку, нужно иметь корабль.

Не проблема, своим подвижничеством доктор уже заслужил корабль. Вылеченный им капитан отдает свой единственный корабль, оставаясь временно безработным. Спаситель и жертва едины навек.

И у себя дома, и в Африке мы видим, что доктор Айболит устает, устает, устает. Но для жертвенной натуры спасителя это не важно. Количество больных увеличивается, они стонут и плачут. Вместе с этим растет слава доктора и чем больше известность, тем больше усталости. Сестра Варвара, Бармалей, морские бури, кораблекрушение, плохие хищные звери, у которых тоже болеют дети и которые вынуждены встать на сторону Айболита. Жизнь доктора это сплошная череда бед и побед добра над злом.

Смотрим подзаголовки истории:

Друзья помогают доктору 
Доктор в беде 
Новые беды и радости 
Беда за бедой 
Новое горе и новая радость 
Доктор спасен

Не болеет, не плачет и не просит помощи лишь воплощение зла, главный оппонент доктора и теневая часть писателя — злой разбойник Бармалей.

В итоге Бармалея поглощает еще большее зло.

Вдруг на поверхности моря показались акулы – огромные, страшные рыбы с острыми зубами, с широко открытой пастью. Они погнались за пиратами и скоро проглотили их всех до единого

Зло уходит в глубину бессознательного. Айболит несказанно рад.

Побежденное зло становится частью добра. Или как в сериале «Бандитский Петербург» добро становится частью зла: криминальный авторитет Антибиотик тоже по-своему лечит — решает проблемы. Во взаимоотношениях добра со злом иначе не бывает.

Нашего доктора в сказке ожидает подарок от обезьян в виде двухголового вечно бодрствующего чуда тянитолкая — воплощения садо-мазохизма. Тянитолкай — тяни и толкай, притягивай и отталкивай, отвергай и страдай от одиночества, нападай и жалуйся, что на тебя напали — очень подходящее название для сказочного образа садомазохизма. Доктор Айболит через подарок обезьян восстанавливает целостность и возвращает отщепленную садистическую часть. Позже мы узнаем, что ненадолго.

— А видел ли он тянитолкаев? - спросила третья обезьяна. 
— Нет, тянитолкаев он никогда не видал, — отвечала Чичи — Ещё не было ни одного человека, который видел бы тянитолкаев. 
— Хорошо, — сказали обезьяны. — Теперь мы знаем, что подарить доктору: мы подарим ему тянитолкая. 
Других зверей вы можете поймать, когда они заснут и закроют глаза. Вы подойдёте к ним сзади и схватите их за хвост. Но к тянитолкаю вы не можете подойти сзади, потому что сзади у тянитолкая такая же голова, как и спереди. 
Когда ему хочется спать, то сначала спит одна голова, а потом другая. Сразу же весь он не спит никогда. Одна голова спит, другая глядит по сторонам, чтобы не подкрался охотник. Вот почему ни одному охотнику не удавалось поймать тянитолкая, вот почему ни в одном цирке, ни в одном зоологическом парке этого зверя нет. 
Тянитолкай — самый редкостный зверь наших африканских лесов.

Тянитолкаи живут лишь в природе, да и то не везде. И уже тем более они не водятся в вольерах человеческого сознания, из которого вытесняется или мазохизм, или садизм. Когда проявляются садистические тенденции, мазохизм спит и, наоборот, засыпающий садизм пробуждает мазохизм.

Тянитолкай это природное совершенство и целостность противоборствующих тенденций. Два в одном, по очереди и одновременно. В отличие, например, от кентавров, у которых помимо животного есть и человеческое начало, тянитолкай это полностью зверь в природной гармонии двух противоположенных инстинктов садизма и мазохизма. 

Как и обещано детям, доктор Айболит дарит им тянитолкая, с которым они становятся неразлучными друзьями. Догадка Чуковского, что в детском сознании отвержение, притеснения и наказания могут восприниматься как проявления любви, толерантность к насилию, являющееся проявлениями мазохизма воспринимается способом сохранения отношений, а садизм с мазохизмом неразличимы и могут бесконфликтно пребывать вместе? Сам же доктор после этого подарка детям снова становится воплощением рафинированного мазохизма.

Не доктор, а тянитолкай решает вопрос с Варварой, просто сбрасывая ее в море, чтобы доктор Айболит жил в своем маленьком домике и все хорошие были счастливы.

Через три года, когда необычное животное полностью одомашнилось зло вернулось в детский сказочный мир Айболита в образе соратника Бармалея беглого пирата Беналиса.

И вдруг кто-то подбежал к Айболиту и сильно ударил его по плечу. Это был разбойник Беналис. 
— Здравствуй, доктор! — сказал он и засмеялся отвратительным смехом. — Что? Не ожидал меня встретить здесь, в этом городе? Наконец-то я разделаюсь с тобой!

Не бывает счастья, без несчастья, светлого без темного, добра без зла. Если история не закончилась, зло должно появиться снова. Беналис нападает на доктора, сжигает дом доктора, чтобы потом утонуть в море вслед за Бармалеем и Варварой. Море как бессознательное принимает в себя все вытесненное из сознания.

В завершении сказки есть оптимистичные ноты:

Доктор Айболит переживает серьезный кризис идентичности через символическую встречу со смертью в холодном колодце и поиск новой хорошей матки — пещеры, в которой должно произойти его повторное рождение.

— Верно, верно! — сказал Айболит. — Но я не горюю. Я счастлив, что все вы остались в живых и никто из нас не пострадал от пожара. А если дом негоден для жилья — что ж! — я уйду на берег моря, отыщу там большую пещеру и буду жить в пещере вместе с вами.
— Зачем искать пещеру? — промолвил медведь. — Идём ко мне в берлогу: там темно и тепло. 
Нет, лучше ко мне, в колодец! — перебила лягушка. — Там и сыро, и прохладно, и мокро. 
Нашла куда звать: в колодец! — сердито сказал старый филин, только что прилетевший из лесу. — Нет, пожалуйста, иди ко мне, в моё дупло. Там немного тесновато, но уютно. 
Благодарю вас, милые друзья! — сказал доктор. — Но всё-таки я хотел бы поселиться в пещере! 
— В пещере! В пещере! — закричал Крокодил и помчался вниз по Вентурийской дороге. 
За ним Карудо, Бумба, Авва, Чичи и Хрю-Хрю. 
— Идём искать пещеру, пещеру, пещеру!

Бобры строят Айболиту новый дом, куда его и приносят еле живым. Здесь доктор набирается сил — "взрослеет" и наконец-то начинает вести себя не как спаситель миссия и мазохист с моральным превосходством над злодеями, но и как обычный взрослый человек, умеющий буднично заботиться о себе.

Временами он просто так без привычного для него поиска страданий и страдающих прогуливается по лесу или в поле. Если бы такое произошло в терапевтическом контексте, то мы бы расценили это как значительный прогресс в терапии — внимание к своим нуждам и обеспечение себе отдыха.

Доктор гладил его пушистую шерсть. На спинку кресла взобрался Карудо и стал рассказывать какую-то историю. История была печальная. Слушая её, Крокодил плакал такими большими слезами, что возле него образовался ручей. Но кончилась история очень весело, так что Джамбо, Робинзон и Чичи захлопали в ладоши и чуть было не пошли танцевать. 
Но об этой истории когда-нибудь после. А сейчас давайте отдохнём. Закроем книгу и пойдём погуляем.

 

 ___________________

 Мама роди меня обратно
____________________

Следующая история о перерождении злого Бармалея является ремейком окончания предыдущей истории, где Айболита выносила пещера, и он родился заново. Судя по продолжению темы, повторное рождение является особенным мотивом творчества К.Чуковского.

Со злым Бармалеем все проще и не так интересно как с Айболитом, садизм примитивнее мазохизма. Единственное, что есть примечательного в этой истории это концентрация всеобщего насилия. От «Айболита» (1917) до «Бармалея» (1925) — годы большевистского переворота и Гражданской войны. Возможно, этим и объясняется зашкаливающий уровень агрессии в этом стихотворении.

Все участники событий, включая родителей и детей, пугают, издеваются, пытаются убить или съесть друг друга. Исключение составляет лишь доктор Айболит. Если надо убрать противника, он доверяет это другому персонажу или стечению обстоятельств.

История начинается с того, что Танечке и Ванечке строго - настрого запрещают ходить в Африку. И именно туда убегают глупые непослушные дети, чтобы проявить себя совершенно бесстрашно и бессовестно.

Нам акула Каракула

Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,

Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!

Испугалася акула
И со страху утонула,-
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
"Ну и брюхо,
Что за брюхо -
Замечательное 

Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт

Далее маленькие насильники сами превращаются в жертв людоеда.

 

Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"

Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:
"Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Айболит, пытаясь спасти детей, попадает в костер и Бармалей его жарит. На счастье мимо проходят горилла с крокодилом, и крокодил по просьбе доктора глотает Бармалея, который хотел проглотить детей и изжарить Айболита. Все кроме Бармалея рады и пляшут, а Бармалей плачет в животе крокодила. Доктору становится жалко своего врага и его освобождают.

Так происходит новое рождение Бармалея, он появляется на свет и его везут в Ленинград. До блокадного голода и людоедства в Ленинграде остается около 20-и лет и бывший людоед не представляет угрозы.

Совершенно чумовое, но очень энергичное по ритмике, заряженное садо-мазохистической энергией стихотворение, ставшее классикой детской литературы. 

Не могу не поделиться выдержкой из умилительной рецензии к «Бармалею»:

Чуковский добился своей цели напугать малышей, родителям при чтении этой сказки важно использовать жестикуляцию и «страшный» голос. Детям эта сказка будет уроком: нужно слушаться родителей и не делать ничего без их ведома. Мы, конечно, знаем, что автор при помощи Бармалея не столько пугает детей, сколько использует художественные приемы воспитания. Сказка написана с юмором и заканчивается прощением всех обид.

Я не смог увидеть юмор, смягчающий садистическую тему, но, очень схожие приемы воспитания детей предлагает автор современных психологических бестселлеров Н.И. Козлов:

Приучайте ребенка вас слушать и слушаться: Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.

Это да, рычагов влияния на ребенка предостаточно, не понял с игрушками, можно лишить ужина, поставить на горох или выпороть. У родителя всегда есть предложение, от которого ребенок не сможет отказаться.

____________________________________________________________________

В начало 

К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки.

Этот мир придуман не нами, Изнасилование на именинах

Далее

Как познакомить детей с садо-мазо: Пробоины Мойдодыра, Несчастная мать.



Просмотров: 203
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Почему болеют дети? Или "Мама - лучший доктор, папа - лучший врач".
  • Доктор Фрейд заплакал однажды или история одного ФЕЙКА
  • Доктор, у меня "N". Что делать?
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Доктор, что у меня с головой?
  • Доктор,загипнотизируйте меня!
  • "Доктор, я сломался": Как человеку починить человека?
  • Когда доктор бессилен, помогает психолог
  • Я чувствую! Что мне с этим делать, доктор?
  • Доктор тоже имеет пол
  • Доктор, проверьте мое зрение! Я много зарабатываю, но денег не вижу!
  • Как познакомить детей с садо-мазо: К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки.
  • Доктор, мне сон был! Часть 1
  • Доктор, мне сон был! Часть 2
  • В реанимации. - Доктор, я буду жить? - А смысл?
  • Доктор, надо мной все смеются! или Как работать со своей самооценкой? Практика
  • Новая немецкая медицина (Доктор Хамер)
  • Доктор, почему я плачу? (случай из практики)
  • Доктор Душевный.
  • Здравствуйте, доктор
  • Ваш доктор - психотерапевт
  • Доктор, мне все лень!!!
  • Я к вам, доктор...Мне плохо...
  • Доктор, я не гипнабелен!
  • Доктор, я схожу с ума?
  • Доктор, а Вы мне поможете?
  • ДОктор, а это больно?
  • Мой душевный доктор
  • Доктор, это нормально?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь