Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?

Автор статьи: Елена Верхозина

Ряд исследований, проведенных при изучении нарушений пищевого поведения, подтвердили ведущую роль в формировании отклонений

  • особенностей воспитания в детстве,
  • пониженной устойчивости к стрессу,
  • склонности к эмоционально-аффективным реакциям.

Действительно, во многих семьях пища начинает играть доминирующую роль и становится главным источником удовольствия. Любое приятное событие, успешное завершение дел, встреча со старыми друзьями традиционно связываются с походом в кафе, ресторан или семейным застольем.

Случается и так, что неопытная мать воспринимает любой физический или эмоциональный дискомфорт малыша как голод. Постепенно ребенок разучается отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний, например – отличать голод от тревоги.

Кроме того, взрослые часто вырабатывают у детей определенные стереотипы поведения, например: «все, что положили на тарелку, нужно съесть», или оказывают скрытое давление: «если ты все скушаешь, мамочка будет счастлива», или пытаются вызвать у них подражательное поведение «смотри, твой братик уже все скушал». Навязанное пищевое поведение может в итоге подавлять у человека адекватную физиологическую реакцию насыщения.

Нередко в семьях закрепляется стереотип: «когда мне плохо, я должен поесть». Ребенок упал, ударился, обижен, чтобы утешить его, близкие предлагают конфетку, яблочко. Ребенок привыкает успокаивать себя едой. Когда член семьи попадает в больницу, как правило, мы чаще озадачиваемся, чем бы вкусненьким его побаловать. Такой способ совладания с жизненными трудностями с помощью еды расцветает пышным цветом в зрелом возрасте.

Проблемы с неадекватным отношением к еде возникают и в тех семьях, где в результате глобальной занятости матери, у нее остаются две главные заботы: одеть и накормить ребенка. Привлечь внимание такой мамы ребенок может только с помощью голода. Процесс приема пищи становится заменой других проявлений любви и заботы. Повышается символическая значимость еды.

Привычка решать все свои эмоциональные проблемы с помощью такого приятного и доступного заменителя закрепляется, становится неосознаваемой и уверенно шагает с нами по жизни.

Необходимо заметить, что переедающие люди значительно чаще переживают гнев, но тормозят и контролируют его выражение. При переедании человек переживает фрустрацию и соответственно, испытывает гнев, однако это чувство теперь не направлено на других. Агрессия, направленная на себя, способствует увеличению веса.

Помимо эмоциогенного, часто встречающимся видом нарушения пищевого поведения является экстернальное. Оно связано с повышенной чувствительностью к внешним стимулам. Человек ест не в ответ на внутренние стимулы (голод), а в ответ, например, на обонятельные стимулы (аппетитный запах еды) или зрительные стимулы (привлекательно выглядящая еда).

И при эмоциогенном, и при экстернальном типе пищевого поведения голод не причастен к приему пищи. В одном случае человек заедает проблемы, тревогу, раздражение, страх, скуку, а в другом - вовлекается в процесс, получая удовольствие, балуя вкусовые рецепторы.

Психологические техники позволяют осознать, какие внутриличностные конфликты провоцируют человека на переедание; понять какая вторичная выгода от лишнего веса не позволяет окончательно решить эту проблему. Первым шагом в работе с нарушениями пищевого поведения является умение отличать чувство голода от аппетита. Важно научиться распознавать признаки эмоциогенного и экстернального поведения и подобрать им достойную замену.

Работа с нарушениями пищевого поведения влечет за собой изменения стиля жизни, стиля мышления и стиля реагирования. А это в свою очередь предопределяет позитивные изменения во всех сферах жизни человека.



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Принимать себя или меняться? (работа с нарушениями пищевого поведения)
  • Особенности Пищевого Поведения и Эмоциональный голод
  • Вербальная составляющая пищевого поведения: разговоры о еде и во время еды
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Диетические проблемы и нарушения пищевого поведения
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Как любят едой? Техника работы с нарушениями пищевого поведения.
  • Как замотивировать себя на изменения пищевого поведения и похудение (работа с НПП)
  • Крик, а в ответ тишина. Вина преконтакта, как одна из причин нарушения пищевого поведения
  • О формировании пищевого поведения человека
  • Как питаться при расстройствах пищевого поведения.
  • Кушайте с удовольствием! (работа с нарушениями пищевого поведения)
  • Некоторые аспекты проблемы нарушений пищевого поведения
  • Нарушение пищевого поведения у детей при сахарном диабете 1 типа.
  • О психологических феноменах пищевого поведения и лишнего веса
  • Я съем свою маму или мама съест меня? Психоанализ нарушений пищевого поведения.
  • Осознанное питание при расстройстве пищевого поведения
  • С чего начать при расстройстве пищевого поведения?
  • Желаю стать ангелом. (Заметка о случае по проблеме нарушения пищевого поведения).
  • Роль психотерапии в лечении нарушений пищевого поведения (НПП)
  • Назло маме отморожу уши! О контрзависимости (работа с нарушениями пищевого поведения)
  • Заметки о людях с нарушениями пищевого поведения
  • Нарушения пищевого поведения. Причины анорексии, булимии, компульсивного переедания. Что делать?
  • Про обесценивание-идеализацию и эффект «Какого черта!» (работа с нарушениями пищевого поведения).
  • Экзистенциальная ситуация людей с нарушениями пищевого поведения
  • Блокирование Негативных Мыслей при Борьбе с Расстройством Пищевого Поведения
  • Эффективность гипноза при расстройствах пищевого поведения: научные данные
  • Программа индивидуальной работы с клиентами с нарушениями пищевого поведения.
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь