Детские способы справиться с психической травмой, которые пугают взрослых

Травмы искажают развитие ребёнка. В его психическом пространстве возникают примитивные отношения с внутренними объектами.

Для того, чтобы выжить, чтобы справиться с травматическим событием в психике ребёнка начинает создаваться нереальность, с которой самость ребёнка создаёт новый тип объектных отношений. Появляются воображаемые друзья и целый мир, где ребёнок чувствует себя защищённым. Это проявляется на очень ранних этапах развития, так как Эго ребёнка ещё слабое и не может проработать травматическую ситуацию без фантазий.

Воображаемый друг становится настоящим другом. Это очень важно! И очень важно понять, как ребёнок взаимодействует с ним, о чём ребёнок хочет сказать через этого сказочного героя и с какой травмой на самом деле пытается справиться ребёнок. Иногда можно просто быть рядом с ребёнком, наблюдать и отслеживать свои реакции, помогать ребёнку в укреплении Эго, в проявлении эмоций. Здесь важно не закрепить новые объектные отношения в новой психической реальности.

При невозможности своими силами проработать травму, ребёнок задерживается на стадии формирования нереального мира. И его понимание себя, действий, событий проходит через призму этой внутренней реальности. Объекты внутренней реальности вплетаются во внешний мир и ребёнок говорит об этом.

Бывает, что ребёнок вместо воображаемого друга придумывает себе целую воображаемую семью. Сегодня это королевская или знатная семья, завтра это семья путешествующая, или эта семья заботящаяся о бабушке из воображаемой деревни и т.д. Всё это как компенсация того, чего не хватает ребёнку в обычной жизни – значимых сильных фигур, которые помогают справиться с травматичной ситуацией.

Родители же, воспринимают фантазию ребёнка как патологическую лживость. Наказание за ложь становится дополнением к той травме, с которой ребёнок пытается справиться. В результате, ребёнка закрепляют наказаниями в его внутренней реальности. Для него она становится постоянным домом.

При психической травматизации внутренние границы Эго размываются. Возникает диффузия личности ребёнка и бессознательный вопрос «Какой я?». Дети не способны пока задать это вопрос вслух, в силу своей незрелости. Однако, они показывают этот вопрос телом: клоунадничают, ищут ситуации, в которых проявление агрессии родителя с аффективно заряженным посланием скажут о том, кто есть ребёнок: «Исчадье ада» или «Дворник» или «Придурок» или кто-то ещё. Родители в этот момент перечисляют роли. Ребёнок же хочет знать ответ на один-единственный вопрос – кто он есть в этом мире, каково его место в данной семье, кто он в этой семье.

Ребёнку в условиях примитивного контроля и требований, агрессивности и невозможности родителей выдержать натиск эмоций ребёнка, в условиях нарушенных объектных отношений очень трудно сформировать целостный образ себя – «Какой я, когда меня любят?», «Какой я, когда не нравлюсь?» Он чувствует, что бы он не делал, как бы не пытался достичь внимания к себе, всё равно его отвергают, ведут себя практически одинаково. Всё что делает хорошего, не приносит такого эмоционального аффекта со стороны родителей и воспринимается ими как должное.

В то же время родители бессознательно блокируют у ребёнка агрессию, с помощью периодического задабривания: покупка шоколадок, игрушек, укладывание с собой в постель, спонтанное разрешение прыгать и шуметь, баловство и т.д., но ребёнок всё равно чувствует себя не принимаемым.

Родитель, бессознательно ставит запрет на проявление агрессии со стороны ребёнка, что, безусловно, не даёт возможности разделить внутренний мир от внешнего, фантазию от реальности. В результате у ребёнка развивается лишь одна сторона личности. Развивается, как вариант, синдром Аспергера, когда очень высокий интеллект у ребёнка сочетается с невозможностью отличить собственные эмоциональные состояния (спонтанные примитивные эмоции). Приведу пару примеров: Например, ребёнок развит не по годам, умный, но при этом эмоциональная жизнь его настолько примитивна, что родители сталкиваются с замечаниями от учителей – не умеет держать себя в руках, агрессивен к другим детям, не контролирует свои желания, когда проявляет эмоции остановить невозможно и т.д.. Либо эмоциональная жизнь блокируется настолько, что ребёнок не в состоянии проявить какую-либо эмоцию, боится своих эмоций и эмоций других людей. И такой ребёнок становится холодным и бесчувственным к себе и другим.

Ребёнок снова и снова проигрывает травматичное событие. Так много в нём заряда аффекта, связанного с травмой, что их новый опыт попадания в травму, только подкрепляет потребность её получить, даже путём доказательства – в прошлый раз случилось, а в этот раз не будет. А в этот раз может быть ещё тяжелее и более сильные последствия. Например, это касается случаев физического насилия (пережил сам или был свидетелем). Очень часто, те дети, которые пережили физическое или сексуальное насилие (пережил сам или был свидетелем), сталкиваются с ним снова и снова на протяжении всей жизни, в разных проявлениях.

Телесных способов справиться с травмой у детей не так много:

− Анорексичное поведение (закладывается на ранних стадиях детского возраста).

− Антисоциальное поведение (можно рассматривать как страх границ и способ борьбы за свои, когда-то разрушенные границы).

− Соматизация (потребность в заботе или наказании).

− Покупка друзей (задобрить атакующие изнутри фигуры – атака объектов внутреннего мира на психику ребёнка похожа на паническую, но отличается тем, что ребёнок может с ними «договариваться» с помощью подарков. Ребёнок как идеализирует атакующие объекты. Однако подарки реальные, и на них ребёнок крадёт деньги у родителей).

− Сближение (дети, которым трудно понять, что такое настоящая душевная близость, бегают из секции в секцию, из одного кружка в другой, занимаются всем подряд и поддерживают интерес, чтобы не чувствовать пустоту).

− Хроническая суицидальность (потребность жить в постоянном риске. Эти дети, рискуя своей жизнью, прыгают с гаражей и крыш, цепляются за трамваи и поезда, получают неожиданные порезы, переломы, ожоги, испытания тела на прочность с помощью порезов и употребления веществ).

 

Хорошие и плохие объекты во внутреннем мире травмированного ребёнка, не могут интегрироваться. Существует постоянная расщеплённость внутреннего мира на старый (до травмы) и новый (созданный в результате способов справиться с травмой), расщеплённость Эго, которая мешает ребёнку ощутить «Кто Я?». В результате ребёнок становится неспособным к вербализации и символизации. Такие дети не могут образно мыслить. Проявляется это в том, что ребёнок не может представить себе образы прочитанного материала учебника. Читая математическую задачу или параграф истории, у такого ребёнка в голове пусто. Страдает абстрактное мышление.

Со временем, если с зарядом травмы ребёнку не помогли справиться, в преподростковом возрасте, подростковом или уже у взрослого человека аспекты травмы начинают осознаваться. Появляются воспоминания о ситуации и её новое проживание. Возникает агрессия, а затем открытая ненависть к самой травматичной тогда ситуации, и её участникам. Проявляется по-разному. Есть и мстительность, и обида, и ненависть и желание отомстить. То есть психика разблокировала ту агрессию, которая ранее родителями контролировалась.

Проработка агрессии открывает новый пласт – горевание по себе. Здесь наступает период слёз. Человеку горько, что рядом никого не было, чтобы пережить травму, никто не помог. Внутренних хороших родительских объектов, которые могли бы поддерживать, в психике нет. Они давно заменены на вымышленный мир. И человек осознает, что этот мир вымышленный. От этого ему становится ещё более горше. И терапия с этими состояниями требует уже больших усилий, чем, если бы терапию вовремя получил ребёнок.

Итак, главным критерием переживания психической травмы ребёнком можно считать: диссоциацию, фрагментированную самость, диффузию идентичности.

Оговорюсь, что диффузия идентичности по Эриксону, формируется к подростковому возрасту. В книге Эриксона «Идентичность и кризис» говорится о том, что при нарушении идентичности отсутствует способность создавать целостный образ себя, так и целостный образ значимых людей в своей жизни.

 О видах страхов у детей и подростков здесь: http://www.psyoffice.ru/article/68045/

Об отличиях детской и взрослой психологической травме можно прочитать здесь: http://www.psyoffice.ru/article/60377/



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Как понять, что ребёнок пережил психологическую травму?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Безнадёга… «Это мой собственный ребёнок!» И что дальше?
  • Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?
  • Вопрос к психологу. Мой ребёнок гиперактивный, как его успокоить?
  • Что делать, если ребёнок ревнует к другим детям?
  • Шизофрения Излечима, или Ребёнок, Который Должен Сам для Себя Стать Мамой
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что может делать ребёнок в 8-9 лет?
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Кто должен бояться: родитель или ребёнок?
  • Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.
  • Что хочет сказать ребёнок своим плохим поведением?
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Что делать, если ваш ребёнок боится?
  • Хороший ребёнок – послушный ребёнок?
  • Что делать, если ребёнок часто болеет?
  • Кто важнее - я или ребёнок?
  • Муж, как ребёнок: что в роду притягивает к нему?
  • Кто в доме главный - я или ребёнок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь