"Пространство пола" как один из аспектов этнопсихологии

В истории человечества известны случаи существования самых разнообразных видов брака как моно-, так и полигамных. Их возникновение обусловлено многими причинами, одной из которых может быть названо "пространство пола" (ПП). Положение индивида в этом пространстве во многом определяет его самооценку, предпочтения при выборе социальных ролей, направленность полового влечения. Концепция ПП позволяет дать удовлетворительное объяснение очень многим случаям отклонений полового поведения. Поэтому представляется вполне закономерным привлечение этой концепции в качестве инструмента для этнопсихологического рассмотрения семьи.

Какие же измерения имеет ПП? Первую группу измерений можно назвать "половостью". Это некие точки зрения, способы мировосприятия и мироощущения: мужское, женское, бесполое, двуполое. Вторая группа измерений представляет собой место, в котором проявляются измерения первой группы: половая конституция (ПК), половое самоопределение (ПСО), социальная роль (СР), направленность влечения (НВ). Пересечение этих измерений выявляет 16 ячеек, каждая из которых имеет по 5 градаций. Таким образом, получается четырёхмерное "пространство пола", насчитывающее 80 состояний. Из них 20 вариантов ПК, 20 – ПСО, 20 – СР и 20 вариантов НВ.

Каждый индивид имеет хоть какую-то половую конституцию, так или иначе определяется в своей половой принадлежности, играет вполне определённую социальную роль и его влечение на что-нибудь направлено. Эти четыре составляющие есть у каждого человека. Они являются постоянными величинами в формуле "половой таковости". "Половость" же величина переменная и место человека в "пространстве пола" будет зависеть от того, какие переменные окажутся в формуле. Сочетаний ПК, ПСО, СР, НВ, в которых нет внутренних противоречий, имеется всего 20. Во всех остальных случаях обнаруживаются внутренние противоречия разной степени напряжённости, которые в крайних своих проявлениях могут приводить к нервно-психическим расстройствам даже при благоприятных внешних условиях.

К настоящему времени установлено на материалах многочисленных исследований, что ПСО складывается у большинства людей уже ко второму году жизни. СР определяется к 10-11 годам, а НВ формируется в 14-17 лет. В итоге складывается довольно-таки устойчивое психическое образование, которое и предлагается назвать "половой таковостью" человека (ПТ).

Поскольку обычаи (в том числе институт брака) несут на себе следы прошлого опыта народа, они закрепляют часто уже отжившие нормы и неизбежно вступают в противоречие с ПТ конкретных людей. Они либо подстраиваются под существующие нормы, либо бунтуют, но в обоих случаях невротизация общества возрастает.

Делается предположение, что определённые географические, исторические, экономические условия могут благоприятствовать некоторым вариантам "половой таковости", что затем закрепляется в обычаях, правах, моральных кодексах и т.п. Это приводит к абсолютизации ценностей одного из возможных способов общественной жизни, а ценности всех других вариантов порицают как недостойные, аморальные и т.д. Складываются определённые "жизненные сценарии", в соответствии с которыми люди строят свои отношения, оценивают свои поступки, оценивают поступки других. Складываются вполне определённые ожидания, представления о само собой разумеющихся реакциях на явления социальной действительности (чем возмущаться, чем восхищаться, чем огорчаться, чему радоваться).

Если человек принимает одобряемые обществом нормы и искренне пытается им следовать, а ПТ его этим нормам противоречит, у человека возникает внутреннее напряжение, которое необходимо как-то разрядить. Чаще всего эти "грозовые разряды" происходят в кругу семьи в виде угроз, оскорблений, в виде вспышек раздражения, иногда приводящих к тяжким телесным повреждениям. Причём часто человек сам не может объяснить почему же он так поступил.

Решение подобных проблем видится в своевременности учёта "половых таковостей" вступающих в брак лиц; в смягчении общественных норм, касающихся брака; в признании права на существование других "жизненных сценариев", предполагающих иные формы социального и полового поведения.



Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Как выйти замуж?" ч. 2. Мужское и женское, зрелость и "священный брак"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Почему современные "браки"/союзы так не прочны" - часть вторая
  • О "ловцах мерзавцев" - кто они и как с ними "бороться"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь