Смысл жизни: искать или создавать самому?

Данная статья может быть интересна (и хотелось бы верить) будет полезна всем тем, кто хотя бы однажды задавался подобными вопросами:

 - насколько актуален для вас этот вопрос – смысла жизни?

- как вы относитесь к такой постановке вопроса, как он прозвучал в названии статьи? И нужно ли человеку вообще задаваться  вопросом смысла жизни – ну, живешь себе и живи дальше, не заморачивайся?

- ищите ли вы его в литературе, трудах мудрецов и великих мыслителей или же, имея от природы способность к наблюдению за тем, что происходит в вашей жизни и вокруг, а также рефлексии, т.е. способности анализировать и делать выводы,  создаете и конструируете смысл жизни сами?

- что дает человеку осознание своего смысла? Как это влияет на его судьбу?  

       Вопрос о смысле человеческой жизни из области метафизики, и люди задаются этим вопросом издавна. И интересное наблюдение состоит в том, что, если человек хочет узнать смысл жизни, это означает, что он его не знает. На обычном мирском уровне скольких бы трагедий можно было избежать, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях – и внешних (объективных), и внутренних (личностных) - построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в реальности.

      Многие психологи и философы полагают, что стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и оно же является основным двигателем поведения и развития личности. Для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл – если не жизни, то смерти», в противном случае он не смог бы шевельнуть и пальцем для того, чтобы реализовать свой замысел.

      Как показывает мой опыт консультирования, отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума (бессмысленности существования). Необходимым же условием психического здоровья, на мой взгляд,  является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны. При этом разделение на «плохие» или «хорошие» смыслы психологи не проводят. Корень вопроса содержится в этике, морали, в том, что каждый человек для себя и общество в целом считают дурным или благим. И все же последнее слово, как говорится, остается за самим человеком, если он является Причиной по отношению к событиям своей жизни, т.е. ее хозяином.

      То есть, сама постановка такого вопроса, как, скажем, «каков смысл моей жизни», свидетельствует о том, что он не является хозяином своей жизни.  И в этом случае, скорее всего, намного важнее постараться понять, как и почему человек не является хозяином своей же жизни? Это более актуальный, точнее сказать,  главный вопрос для него.

      В принципе, постижение смысла доступно любому человеку, обладающему сознанием, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и… религиозных убеждений. Однако этот смысл доступен ему на определенном уровне. Изменения в жизни его личной и жизни общества будут, естественно, влиять на понимание и принятие смысла. А изменения в смыслах, соответственно, будут в той или иной мере оказывать влияние на характер жизни данного человека.

      Однако вопрос нахождения смысла – это вопрос не познания, а осознанного выбора. И этот момент стоит подчеркнуть особо. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку (каждому из нас) приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями.  

Пути, позволяющие человеку сделать свою жизнь осмысленной:

С помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей деятельности и творчества)

С помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей –в упрощенном виде  - что мы считаем злом, а что добром)

Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить (например, пол, физиологию, родителей, кризисы внешние – финансовые,  война, инвалидность, стихийное бедствие, ограничение свободы и т.п.).       

Приоритет, на мой взгляд, принадлежит ценностям творчества, деятельности, труду, созиданию. И «правильной» постановкой вопроса является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный конкретный момент, ибо каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является персонифицированным. И задача состоит в выборе «наилучшего» из нескольких альтернатив. Например, смысл посещения психологической группы (а я такую веду) и участие в ней в определенный конкретный момент будет отличаться для каждого из участников. Для кого-то – он состоит в поиске своего смысла жизни на данном его отрезке, для кого-то - во встрече с друзьями, для кого-то - в преодолении скуки или усталости от будней, для кого-то - в произведении впечатления на группу или переложении ответственности на психолога за решение своих проблем и т.д.

      Когда человек задает вопрос о смысле жизни то, скорее всего, имеется в виду конкретная жизнь человека. Именно того человека, который задает вопрос. Значит, человек задает вопрос о смысле своей жизни.  Интересно здесь то, что разве не должен сам человек лучше других знать смысл своей жизни? Ведь это же его жизнь. Разве он не должен тогда знать лучше всех остальных, что происходит с его жизнью и, более того, каков смысл его  жизни?  Разве может посторонний человек лучше знать важные аспекты, желания, взгляды, планы, информацию и так далее о жизни другого человека?!

      Испокон веков, чему свидетельством история человечества вообще и история религий, в частности, существовали и сейчас существуют люди, которые считают, что смысл жизни известен и дан нам, и его только нужно объяснить другим, «незнающим». Они объясняют людям, в чем смысл их жизни. Но мне еще ни разу не удалось встретиться с теми, кому их «вразумления» улучшили состояние жизни.  А человек продолжает задавать вопрос о смысле. И он это делает потому, что он до сих пор не получил ответ.

      Что подсказывает опыт? Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется. Гештальт - подход трактует восприятие смысла как осознание возможности на фоне действительности, осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации. Это все тот же пресловутый выбор, от которого никуда не деться.

      Однако найти смысл – это полдела, необходимо еще осуществить его. И человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Кто-то скажет – перед Богом, кто-то – перед своим внутренним богом – своей духовной сущностью, совестью, своей системой ценностей.

      Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя. Так называемая самоактуализация является поэтому побочным продуктом осуществления смысла. Кто-то этого смысла не видит, живет себе и живет, не задумываясь, а для чего он делает или не делает определенные вещи. И его жизнь, как правило, «изобилует подарками случая», тем, что не зависит от него самого.  

       "Каждый человек, каждое растение и каждое животное имеет единственную врожденную цель - реализовать себя" – полагал Ф.Перлз. А В. Франкл (родоначальник логотерапии) считал, что «жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл всегда может быть найден». Более того, утверждал он, «человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена внешними обстоятельствами».

      В. Франкл определял человека как существо, которое постоянно решает, чем он является и чем будет в следующий момент. Человек решает за себя, любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя. Практически в унисон ему Леонтьев вторил: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».

      По отношению к реализации смысла жизни уместно употребить формулу «быть - делать - иметь». При этом, «иметь» подразумевает довольно широкий диапазон – личностных качеств, духовных принципов, силы и вдохновения, счастья чувственного, материальных благ и т.д.

      В определенной степени смыслом жизни человека можно рассматривать условно «успешное» (нормальное) прохождение им возрастных циклов. Т.е. разрешение вызова, связанного с прохождением периодов: детства, школьного, юности, молодости, среднего возраста, зрелого возраста, для каждого из которых актуальны свои специфические задачи, например, научиться взаимодействовать с людьми, найти себя в группе, приобрести профессию, завести семью и детей, поднять их, заниматься творчеством, раскрыть свои таланты, послужить отечеству, человечеству и т.д.

     Говоря о смысле жизни, некоторые авторы, в частности Ж. Славинский, приводят свою иерархию реализации смыслов. Это мотивы, побуждения или потребности человека. Всего их восемь, начиная с наиболее общей, первой, и до высшей восьмой.

♦ Первая - побуждение к существованию как личности. В сущности, это стремление к самосохранению, выживанию.  

♦ Вторая - побуждение к существованию в виде сексуальной активности и выживанию с помощью семьи, включая воспитание детей.  

♦ Третья - побуждение к существованию в составе групп индивидуумов (школы, клуба, общества, города, нации, религиозной группы и т.д.).  

♦ Четвертая - побуждение к существованию как части человечества.  

♦ Пятая - побуждение к существованию царства всех живых существ - растений, животных и им подобных.  

♦ Шестая - побуждение к существованию в виде физической вселенной, которая состоит из материи, энергии, пространства и времени.  

♦ Седьмая - побуждение к существованию в форме духовного бытия - атмана, души и так далее.  

♦ Восьмая - побуждение к существованию в форме бесконечности или бога. Она также называется божественной движущей силой.  

В жизненной игре, по утверждению Ж. Славинского, ни одна из движущих сил не является единственно активной; они перекрываются. «В значительной степени человек должен использовать низшие движущие силы, то есть разыгрывать игры на их уровнях и реализовывать их цели прежде, чем он сможет перенести своё внимание в основном на высшие движущие силы и их цели». Если он достигает успеха с первой движущей силой (а это означает, что он усвоил жизненные уроки, которые приобретаются в пределах данной темы), то может перейти к следующей. Если же человек не поднимается по лестнице всё возрастающей причинной связи и ответственности, он испытывает значительно большие трудности, чем это необходимо, и, вероятно, потерпит неудачу. Например, если он стремится только к мистическим состояниям сознания, пренебрегая всем остальным, то он, почти наверняка, встретится с хаосом во всех нижних уровнях (размолвки с семьей и окружением, чувство обиды, неудовлетворенность и конфликтная ситуация), который вызовет сомнения и навязчивый вопрос: «Что же я делаю плохого, если желаю истины и только истины, и, тем не менее, со мною такое происходит?».

Серьезные неудачи с движущими силами приводят к компенсации с обратным эффектом. Неудача с первой движущей силой вызывает чрезмерную сосредоточенность сознания на восьмой. Личная жизнь религиозных фанатиков чрезвычайно скудна, и почти бессодержательна. В сущности, её у них нет. Многие «преуспевающие» в любовных связях, абсолютно никчемны в профессиональном плане, и наоборот.  

       Для прояснения позиции самого человека по отношению к смыслу его жизни можно использовать следующее упражнение. Оно выполняется в группе (личностного роста или терапевтической).

Упражнение в парах: В чем смысл моей жизни? И как я его нашел (или не нашел пока). Как ищу?

Участники разбиваются на пары и по очереди проговаривают с партнером выше озвученные вопросы о своем смысле жизни, настолько, насколько считают возможной для себя степень открытости. Вторые номера слушают, повторяют, что они услышали и как поняли, задают уточняющие вопросы, если им что-то непонятно в рассказе партнера. На каждого отводится 7-10 мин. Затем партнеры меняются местами.

Шеринг по итогам упражнения.

Вопросы для шеринга:

Насколько трудно или легко было предъявлять смысл своей жизни перед другим человеком? Что вам  стало более понятно про свой смысл в ходе выполнения упражнения? Что бы вы хотели изменить или скорректировать? Какие сходства между собой и партнером вы заметили? Что вы могли бы взять себе для обдумывания на заметку из того, что он рассказал?  

При подготовке статьи были использованы работы В.Франкла, Ф. Перлза, Ж.Славинского, И.Ялома.

 

 



Просмотров: 684
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Опасный смысл: нужно ли искать смысл жизни и предназначение и к чему это может привести
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Что должен понять мужчина, что бы обрести смысл жизни
  • Как найти предназначение или в чем смысл моей жизни?
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Почему человек теряет смысл жизни?
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что стоит за поиском смысла жизни? Шаг к обретению себя...
  • В чем смысл жизни? Для чего мы живем?
  • Для чего я живу? В чем смысл жизни?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • 50+. Смысл жизни или жизнь со смыслом.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Почему концепция «Смысла жизни» не работает для всех и чем её заменить
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь
  • Как понять кто Я и в чем смысл жизни.
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 1
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 2
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни. Часть 3
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • 4 вопроса для определения смысла жизни и жизненного предназначения
  • Как найти свой смысл жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь