Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть I

Меня часто спрашивают Как реагировать на детские истерики  Часть I

Рано или поздно практически каждый родитель сталкивается с детским непослушанием. При этом с одними детками договориться очень легко, а вот с другими сделать это не всегда получается. Во втором случае детки могут стараться добиться желаемого любыми способами: от обычного негодования и капризов до полноценных красочных истерик. Родитель в таких случаях, как правило, задается вопросами: «Почему так происходит?», «Как нужно реагировать?», «Может я делаю что-то не так?» и т.д. Гамма родительских чувств при этом так же разнообразна: от беспомощности до гнева.  Нередки также случаи эмоциональных срывов, которые происходят, в том числе и на детей. И такие ситуации, как снежный ком, накапливаются и ложатся большим грузом на плечи родителей.

Очень часто в ходе душевных разговоров со своими подругами и знакомыми слышу такие признания: «Раньше я думала, что такие истерики устраивают только больные (в контексте психических болезней, - прим. автора) дети».

И действительно, когда появляется свой ребенок, на многие вещи начинаешь смотреть по-другому, но эта трудность так и остается трудностью (я целенаправленно не употребляю термин «проблема»), с «которой надо что-то делать».

В этой статье я хочу обобщить все часто задаваемые вопросы и сориентировать Вас в вопросах, связанных с детским непослушанием и его крайними формами – истериками.

Сразу хочу сделать ремарку и сказать, что я, как и Вы, дорогие родители, читающие эту статью, прошла все те круги родительских эмоций, вызванные детскими истериками. Иногда мне кажется, что моя дочь специально тренирует во мне навык максимальной толерантности, поскольку вместе с ней мы уже прошли и истерики в общественных местах, и «концерты» дома, и самые различные формы реагирования: с её стороны - на мою твердость в принципиальных моментах, а с моей – на её всевозможные формы добиться своего. Поэтому, тема детских истерик мне очень близка и в буквальном смысле мною «выношена».

Итак, начнем. Для начала предлагаю разграничить понятия «каприз» и «истерика».

Каприз (Википедия) — малообоснованное желание, причуда, прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо. Ребенок прибегает к капризам, чтобы добиться желаемого, а желать он может чего угодно, в том числе и невозможного. Капризы, как и истерики, часто сопровождаются разбрасыванием предметов, криком, плачем, топаньем ногами.

 Истерика – состояние крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере самообладания. Детская истерика может сопровождаться целым комплексом поведенческих реакций, подкрепленных раздражением, агрессией, отчаянием: громкий плач, крики, падание на пол, физическая агрессия (царапание, кусание и др.) или аутоагрессия (агрессия, направленная на себя): царапание своего лица, битье головой об пол, кусание. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. В состоянии истерик ребенок не способен адекватно воспринимать Вашу речь, поэтому любые попытки что-то объяснить ребенку во время истерики малоэффективны.

Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.

Наиболее типичны детские истерики в возрасте от 1-1,6 до 4-4,6 лет. Но следует помнить, что это очень размытые границы, т.к. каждый ребенок развивается в своем темпе. 

Причины детских истерик:
1. Физиологические:

- плохое самочувствие (реакция на зубы, погоду, ослабленность организма на фоне болезни и др.);

- перевозбуждение, как следствие недостаточного количества сна (часто возникает на фоне нарушения режима дня);

- чувство голода;

- неврологические (или другие соматические) нарушения в анамнезе (родовая травма, повышенное внутричерепное давление, повышенная нервная возбудимость и др.).

ВАЖНО!!! Если ребенок не состоял с рождения на учете у невролога, и нарушений в анамнезе нет, но Вы замечаете, что: во время истерик ребенок выгибается дугой, синеет, нарушается дыхание, легко возбудим, при этом долгое время не может успокоиться – это повод посетить детского врача-невролога.

2. Возрастные особенности.

Под возрастными особенностями я имею ввиду кризисные периоды – это возраст 1 и 3 лет. Особое внимание по интенсивности проявлений стоит уделить кризису 3-х лет, хотя и возрасте 1-1,5 лет детки тоже могут капризничать «что надо». Еще раз напомню, что 1 и 3 года – это очень условно.  Как правило, у девочек кризисный период может начаться раньше, а у мальчиков позже.

Про кризисные периоды написано очень много, в этой статье я не буду на них подробно останавливаться. Отмечу только, что для кризисного периода характерно проявление бурного протеста, непослушания, и обусловлено это задачами возраста.

В заметке https://www.psyoffice.ru/blog/43772/  можно посмотреть один из основных механизмов детского непослушания, который очень характерен для детей, находящихся в кризисном периоде.  

3. Невозможность вербального выражения своих желаний.

Очень часто можно наблюдать, как детки, не умеющие еще говорить или плохо говорящие, пытаются взаимодействовать с окружающими. Когда их постоянно не понимают, это может вызывать различные эмоции: от раздражения до отчаяния, которое может выражаться очень интенсивно и переходить в истерику.

4. Деструктивный стиль родительского воспитания.

Деструктивный стиль родительского воспитания предполагает использование неадекватных или негативных воспитательных стратегий, препятствующих гармоничному развитию ребенка.  Самые распространенные стратегии - это противоречивость требований, непоследовательность в словах и действиях, неадекватные требования к ребенку или, наоборот, гиперопека и вседозволенность.

Деструктивный стиль родительского воспитания усиливает и закрепляет негативные проявления в поведении ребенка, а также препятствует развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений

5. Индивидуальные особенности ребенка.

Здесь тоже не буду останавливаться подробно. Скажу только, что все дети разные. Одни по своей природе очень спокойны, другие – легко возбудимы. Чтобы понять, какой ключик подобрать к Вашему ребенку, специалисту обязательно нужно видеть Вашего ребенка, наблюдать за ним и за тем, как Вы взаимодействуете, и, конечно, повзаимодействовать с ребенком самому.

 6. Психотравмирующие переживания.



Если истерики у ребенка начались после какой-то травмирующей ситуации, это повод срочно обратиться к психологу, чтобы минимизировать последствия травмы.

 

Также нетипичными являются истерики для детей после 4-4,6 лет. Если ребенок стал «истерить» в этом возрасте, это также повод обратиться к специалисту для того, чтобы выявить причины такого поведения.

 

Причины детских истерик могут переплетаться между собой и образовывать целый комплекс.  Так, у одного и того же внешне проявляемого поведения могут быть абсолютно разные причины, а может оказаться и так, что их будет несколько.

 
В следующей статье мы поговорим о способах родительских реакций на детские истерики, об истериках в общественных местах, а также о том, можно ли предупредить детские истерики, и что для этого нужно делать.

 



Просмотров: 629
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок падает на пол во время истерики и что делать?
  • Меня часто спрашивают: "Как реагировать на детские истерики?!". Часть II
  • Как быть родителю, если ребенок устраивает истерики, и как различить истерику и каприз?
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Детские истерики в общественных местах – пособие по выживанию для родителей
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Капризы и истерики у ребенка. Что делать?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Моему ребёнку 1,6 лет. Истерики. Что делать?
  • Детские истерики.Что делать?
  • Детские истерики. Что делать?
  • Детские истерики-что делать?
  • 10 способов сделать то, что не очень хочется или очень не хочется, но надо
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Детские истерики. – Что делать родителям?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Женские истерики. Кто виноват: Мужчина или Женщина и что делать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Истерики в 2 года, что делать? Вопрос - ответ
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь