Особенности развития детей, имеющих задержку развития.

Особенности развития детей имеющих задержку развития

Диагноз «ЗПР» или «ЗПРР» ставят детям  дошкольного и младшего школьного возраста. Позже, при сохранении отставания по основным показателям интеллекта,  ребенку меняют диагноз на «умственная отсталость».

Чем раньше вы заметите отставание в развитии вашего ребенка и начнете заниматься с ним, тем выше возможность развития его интеллекта до уровня нормы.

Задержка развития обычно характеризуется неравномерностью интеллектуальных показателей, одни из них могут быть грубо снижены, другие - на уровне, или даже выше нормы. Например у детей с задержкой речевого развития, могут быть хорошо развиты конструктивные способности, но мелкая моторика быть крайне неловка. Необходимо осознавать важность всестороннего развития ребенка, и стимулировать развитие тех функций, которые развиваются медленнее нормы.

Часто родители, узнав о задержке развития своего ребенка, начинают водить его в развивающие центры, ходят на занятия к логопедам, дефектологам, психологам, надеясь, что специалисты «быстренько все подкорректируют и исправят». К сожалению, большой объем занятий вряд ли сможет принести желаемый результат, особенно если специалистами, а в первую очередь родителями, не будут учитываться индивидуальные особенности ребенка.

Дети с задержкой развития обычно быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, отвлекаются и истощаются. Поэтому, из часа, проведенного на занятии со специалистом, малыш может усвоить только первые 10-15 минут, после чего его внимание истощится.

На мой взгляд, гораздо больший результат приносят небольшие по времени занятия 2-3 раза в день. Заниматься с ребенком могут сами родители по рекомендованной логопедом и психологом программе. А специалисты посещаются для оценки динамики, проведения специализированных и групповых занятий с ребенком.

Вначале хотелось бы остановиться на организации процесса данных занятий.

  1. Организация пространства. Для занятий с ребенком подойдет обычный детский стульчик и столик, подходящие малышу по размеру. При этом стоит убрать из прямой видимости ребенка игрушки, цветные картинки и плакаты, которые могут отвлечь его внимание от работы.
  2. Регулярность. Если вы приняли решение и осознали необходимость занятий с ребенком, то это стоит делать регулярно. Первое время малыши часто капризничают, отказываются садиться за стол, раскидывают игровой материал. Стоит понимать, что таким образом они пытаются «манипулировать» родителями, избежать возможно не самой интересной для него деятельности, требующей большой концентрации внимания и интеллектуальной нагрузки.
  3. Режим. Занятия лучше проводить ежедневно в одно и то же время. Подбирать его лучше с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка, чтобы малыш не был утомлен или голоден. Режим приучает ребенка к дисциплине, и даже самый капризный и непоседливый малыш через несколько занятий «смиряется» с их «неизбежностью», протесты становятся меньше и постепенно исчезают совсем.
  4. Ограничение во времени. Часто дети с задержкой развития с трудом концентрируют и удерживают внимание, быстро утомляется, поэтому первые занятия можно начать с 5-10 минут. Постепенно ваш малыш будет удерживать внимание все большее количество времени, поэтому и занятия можно будет продлить. 
  5. Смена деятельности. Не стоит пытаться выучить с малышом весь алфавит за одно занятие. Дети с задержкой развития усваивают материал несколько медленнее, требуя множественного повторения и максимального упрощения информации.   Таким образом, лучше за одно занятие «познакомиться» с одним цветом, , чем изучать всю палитру на картонных карточках. Например можно предложить малышу найти различные предметы, в него окрашенные, потом, подключая мелкую моторику, скатать несколько колобков и колбасок изучаемого цвета, порисовать таким же карандашом, или кисточкой с краской.

А теперь о главном -  о содержании занятий.

 Обычно  занятия для дошкольников включают в себя следующие блоки заданий:

  1. Получение новых знаний. Обучающие занятия, в процессе которых ребенку необходимо запомнить какой-то материал, научиться чему-то новому. Например изучение форм, цветов, цифр, букв. Материалы для этого возможно использовать самые разные: развивающие карточки, книжки со звуковым модулем на подходящую тематику, обучающие мультфильмы.
  2. Развитие речи. При задержке речевого развития, целесообразно посетить логопеда-дефектолога. Он предложит курс занятий с ребенком, если это позволит состояние малыша и его возможность удерживать внимание достаточный период времени. Если же занятия со специалистом невозможны, логопед-дефектолог сможет подобрать вашему малышу определенный набор методик и материалов, по которым Вы сможете заниматься с ним дома.
  3. Развитие конструктивных способностей.

Материалы подбираются в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка. Чаще всего используются пазлы картонные плоскостные, кубики с картинками, конструкторы, доски Сагена или подобные им рамки-вкладыши,  сортеры, пирамидки разной сложности.

 4. Развитие мелкой и крупной моторики.

  Лучшим материалом для развития моторики  я считаю пластилин. Причем не мягкое тесто для лепки, а именно пластилин в брусочках, он более твердый и требует приложения усилий для его разминания, что тренирует маленькие пальчики. Разумеется, не стоит начинать игру с пластилином со сложных поделок, достаточно научить малыша катать шарики и колбаски, и дать ребенку возможность проявить фантазию, составляя из них композиции. Пластилином можно рисовать картины, размазывая его в пределах контура рисунка, делать различные аппликации.

Малышам с года можно предложить поискать небольшие игрушки в банке с гречневой или пшенной крупой, порисовать пальчиковыми красками. Для более старших детей будет полезно учиться рисовать кистью и карандашом, нанизывать бусины на шнурочек, делать аппликации с использованием мелких деталей (основу с любимыми героями вашего ребенка и самоклеящиеся детали можно приобрести в магазине).

5. Развитие представлений об окружающем мире.  Разумнее проводить такие занятия на улице, рассказывая ребенку обо всем, что вы видите вокруг. Кроме называния предметов окружающего мира, и  рассказа об их особенностях и функциях, можно перенести полученные «теоретические» знания на практику. Так малышу может понравиться игра, в которой вы будите искать предметы определенного цвета или формы. Или наглядно продемонстрировать отношения: «большой - маленький», «высокий - низкий», «далеко – близко».

  На улице ребенок сталкивается с массой стимулов и раздражителей, его внимание не концентрируется на одном объекте, а поверхностно переключается с одного предмета на другой. Когда родитель привлекает внимание малыша к конкретному объекту, к его особенностям и деталям, ребенок учится произвольно (то есть посредством волевого усилия) концентрировать внимание.

 

Родителям необходимо научиться замечать развитие своего ребенка. Да, дети с задержкой развития развиваются иначе, а занятия с ними могут долгое время не приносить существенного прогресса. Скорее всего, ребенок не запомнит с первого раза названия цветов и геометрических фигур, не сможет пересказать сказку, или за один день выучить стихотворение. Но уже через несколько занятий, вы станете замечать, что малыш может усидеть за столом большее количество времени, и работает более сосредоточено. Постепенно увеличится время произвольной концентрации внимания, объем памяти. А это и является залогом успеха в развитии ребенка.

  Я рекомендую родителям набраться терпения – каждым занятием вы стимулируете развитие вашего малыша, и результат обязательно будет, возможно не через неделю или месяц, возможно через год. Не стоит ориентироваться на сверстников Вашего ребенка, и их достижения. Ваш ребенок не хуже других, просто его путь развития отличается от общепринятых стандартов. И в ваших силах  развить весь потенциал малыша, значительно приблизив уровень  его интеллектуального развития к норме.



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Тактильные упражнения для развития начальных математических представлений ребенка.
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Почему индивидуальные занятия для детей ЛУЧШЕ групповых?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь