Тренд современности: От пациента к клиенту.

 Тренд современности От пациента к клиенту Тренд современности: От пациента к клиенту.

В сфере оказания помощи в области ментального здоровья в последнее время слово «пациент» стали часто заменять словом «клиент», поясняя что пациент это больной, а клиент - это здоровый, нуждающийся  будто бы  в более легкой  помощи.

Пацие́нт — человек или другое живое существо, получающий(-её) медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинской помощью независимо от наличия у него заболевания.

Клиент (заказчик) -  лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого-либо продукта (в широком смысле). 

  Из определения следует что пациент это не значит больной, а человек, пользующийся медицинской помощью. Соответственно, если человек обращается к врачу (психиатру, психотерапевту, либо любому другому специалисту, значит он всегда пациент, независимо, от того, болен он или нет. Взаимодействие врач- лицо, обращающееся к врачу с вопросами, связанными со здоровьем, - это отношения «врач-пациент», а не «врач-клиент». Если допустим, врач по вечерам подрабатывает продавцом в магазине, либо официантом, тогда, получатель услуги,  не в области медицины будет клиентом.

  Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

   Казалось бы, какая разница, пациент или клиент, лишь бы результат был. Однако понятия «пациент» и «клиент» накладывают отпечаток на терапевтический процесс. Клиент обращается за услугой или набором услуг, пациент обращается за помощью.  Это можно сравнить с автосервисом: клиент обращается  со списком необходимых услуг (поменять масло, заменить лампочку, долить стеклоочиститель), либо, когда машина сломалась – человек просто просит отремонтировать машину (при этом вначале будет проведена диагностика, составлен план работы, доведен до автовладельца и после чего начат ремонт). Также и в области психического здоровья. Полноценная помощь – это не набор услуг, это индивидуальная диагностика, анализ патогенеза (механизма развития) состояния, понятный план работы и непосредственно работа.

  Назовем отношения «врач-пациент» - медицинский подход, а «врач-клиент» бизнес подход, и сравним два этих подхода. Если клиент обращается за услугой «Хочу избавиться от кома в горле с помощью гипноза». Врач выполняет услугу, получает оплату. На следующий день у клиента вновь появился ком в горле, он приходит разгневанный к врачу и говорит: «Я Вам заплатил, но у меня опять ком в горле». На что врач говорит клиенту: «Вы заплатили за услугу, я ее оказал. Вы просили услугу, а не полное излечение от кома в горле». А лечение у психотерапевта должно проходить не в виде услуги, а по определенному алгоритму, используемому специалистом. Должен быть определенный план терапии, далеко не всегда это будет именно так, как представляет себя пациент. Например, пациент хочет вылечиться за один сеанс гипнозом, а врач разъясняет пациенту, что в данном случае лучше использовать не гипноз, а например эмоционально-образную терапию, либо символдраму, либо психокатализ, что необходима постепенная работа, которая будет длится несколько недель или месяцев, после чего пациент научится гармонично жить без кома в горле и других невротических психосоматических расстройств. В бизнес подходе мы выполняем лишь услугу, в медицинском врач занимается полноценной помощью.  Естественно,  медицинский подход к терапии подразумевает под собой большую ответственность врача перед пациентом, чем бизнес-подход. Например, человек обратился в  автосервис  только с просьбой заменить сгоревшую магнитолу. Ему оказали услугу - поменяли магнитолу, через час новая снова сгорела, т.к. у него неисправна электропроводка и любая новая магнитола тоже сгорит. Он не заказывал услугу по диагностике электропроводки и анализу причин поломки магнитолы, т.к. заплатил только за одну услугу, а не за 3.Результат соответствующий. Другой же приезжает в автосервис, и просит проверить машину в связи с тем что у него сгорела магнитола. Ему устраняют неисправность электропроводки, меняют магнитолу и дают рекомендации по обслуживанию машины и профилактике поломок. Первого можно сравнить с клиентом,  второго можно назвать «пациентом» автосервиса.

  В практической медицине нередки случаи, когда пациент обижается на врача за то, что его назвали пациентом, бывают случаи, что пациент, не желающий быть пациентом пишет всевозможные жалобы, даже отказывается лечиться у врача. Возникает очевидный вопрос, а хочет ли этот человек полноценной помощи, либо же хочет быть клиентом и получать услуги, которые могут быть совершенно бесполезными ему…

  Если человек обращается за помощью к врачу, то он признает, что он сам не обладает необходимыми знаниями и умениями и просит помощи.

  Клиент же всегда прав. А раз клиент прав, то он, наверное, лучше врача знает, что ему нужно…. тогда вопрос, зачем он обращается к врачу…диктовать свои условия либо меняться под руководством специалиста…. Каждый, конечно  же, сам выбирает быть ему пациентом или клиентом….но результат от разный.       



Просмотров: 514
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Врач и пациент: союз или конфликт?
  • Клиент? Пациент? Или анализанд?
  • Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?
  • Опасность метода: клиент или пациент, нейтральность или самораскрытие?
  • Пациент? Клиент? Искатель!
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Как написать рекламу психологических услуг, чтобы клиент понял, что ему нужны именно вы
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • «Вечный пациент» или осознание чувств?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Козел отпущения в семье или идентифицированный пациент
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Рак на приеме у психоаналитика - или пациент со смертью внутри.
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Медицинский психолог и психосоматический пациент.
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Кризис психологов, или «когда клиент всегда прав»
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Спешащий пациент - нет времени или нет смысла?
  • Либо бал, либо пропал... Синдром Золушки или девичьи мечты?
  • Психотический пациент — под грузом обострения и ремиссии.
  • Пограничный пациент - проблемы и особенности терапии
  • Чего ждет современный пациент от психотерапии?
  • Двойные отношения: психотерапевт-пациент.
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Что вам принес клиент? Дракона или комара?
  • Клиент не пришёл. Это про стоимость или ценность?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь