Учим детей выбирать и учимся позволять делать выбор

У слова «жизнь» множество определений на любой вкус и случай, вот примеры:

самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции (NASA),

— это некая космическая сила, "жизненный порыв", суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм (Анри Бергсон),

— это театр, а люди в нем актеры (Джордж Бернард Шоу).

Я хочу предложить ещё одно определение, не претендуя на авторство: жизнь — это бесконечная череда выборов.

Итак, полагаю сложно поспорить с тем, что наша жизнь наполнена выборами: что надеть, что поесть, куда пойти, когда лечь спать, что посмотреть, что почитать — это мелочи, но в совокупности они отражают нас, наш стиль жизни, наше мировоззрение. А вот решения серьёзнее: с кем жить, кого любить, где учиться, где работать… Все выборы — большие и маленькие — объединены общими особенностями, вот некоторые из них:

1. Вы выбираете сами или прислушиваетесь к чужому мнению

2. Вы знаете, что хотите и получите в итоге или «плывёте по течению», представляете результат смутно

3. Вы чувствуете, когда желание истинное — вы действуете, когда вы не достаточно мотивированны — вы бросите дело или сделаете абы как.

Самостоятельно сделанный выбор учит опираться на собственные силы, а не, к примеру, на удачу и судьбу.

На самом деле мы можем научить наших детей делать выбор! В первую очередь, желательно избавиться от страха ПОЗВОЛЯТЬ РЕБЁНКУ ДЕЛАТЬ ВЫБОР. Да, порой мы знаем лучше, да, у нас опыт, мы видим последствия решения, НО! Мы можем начинать с малого (ДАВАТЬ ВЫБИРАТЬ ПО МЕЛОЧИ). Малышам позволяем выбрать гарнир, спрашиваем какую книгу они хотят послушать, во что поиграть, покушать перед прогулкой или после. Дети старше могут решать какой они будут посещать кружок, какие вещи будут приобретены в магазине и т.д.

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Учите ребёнка договариваться, держать слово, быть последовательным.

ПРИМЕР (ребёнок выбрал кружок, но есть сомнения, что он сохранит заинтересованность на долго): предложите ребёнку условия, учите его договариваться и следовать договорённости (это так же потребует последовательности и от вас). Как вариант можно предложить следующее: если занятия платные, то отходить нужно не меньше месяца — так и деньги не пропадут, появятся какие-то умения, знания и, при этом, ребёнок поймёт, что пробовать можно, доводя дело до какого-то логического завершения (без крайностей). То есть, когда вы предлагаете ребёнку договориться, вы учите его нести ответственность за принятые решения.

Чем старше ребёнок — тем серьёзнее выбор.

К подростковому возрасту особенно важно уметь делать выбор, так как этот период характеризуется специфическими особенностями возраста. В это время сложно задумываться о будущем, так как человек, в силу определённых процессов в организме, наоборот, максимально погружён в состояние «здесь и сейчас»: вопросы внешности, отношения с окружающими, влюблённость и т.д. И ведь именно в этом возрасте нужно определяться с профессиональной траекторией!

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Вспоминайте себя в том возрасте, в котором находится ваш ребёнок или почитайте соответствующую литературу. Какие у этого возраста особенности? Что является главным?

ПРИМЕР (пора определяться с тем, что делать после школы): постарайтесь вспомнить себя в подростковом возрасте или кого-то из окружения, или почитайте статьи на тему специфики подросткового возраста, если вас минуло это испытание. Понятно, что выбор образовательного учреждения штука ответственная, но желательно не давить и не решать за детей, ведь люди склонны, прислушиваясь к советам, винить в возможных ошибках именно того, кто этот совет дал.

В этот период желательно создать спокойную атмосферу сотрудничества. Действовать начать заблаговременно. Вместе посещать различные учебные учреждения, изучать сайты, актуальность выбранной профессии на рынке труда, спрогнозировать судьбу профессии в дальнейшем и многое другое (желательно проконсультироваться со специалистом, занимающимся профориентацией). То есть, оказывая ребёнку поддержку, демонстрируя мягкую, спокойную заинтересованность и уважение к выбору ребёнка, мы делаем нечто большее, чем если бы сделали выбор за него. Также, желательно помнить, что на специфику принятия решений влияет множество факторов - один из них возраст.

 

Что узнают дети, делая выбор: мы несём ответственность за выбор, мы МОЖЕМ сами, мы САМИ РЕШАЕМ какой будет наша жизнь.

 

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Мы можем оказывать им поддержку, озвучивать происходящее.

ПРИМЕР (выбираем игрушку в магазине): «Да, я вижу, что тебе сложно выбрать. Как думаешь почему? Тебе нравится и слон и медведь? Какого они цвета? Оранжевого и красного? А тебе какой больше нравится? А какие они звуки издают, помнишь? Какой тебе нравится больше? То есть, обращая внимание ребёнка на детали, мы учим его делать выбор.

Как ещё мы можем учить детей делать выбор? Учим ребёнка прогнозировать.

ПРИМЕР (выбирая, думаем о последствиях): Иногда, попытавшись прикинуть, что будет дальше, нам легче выбрать. Приведу опять пример с малышами, полагаю, вам не составит труда представить иной пример для ребят старше. Итак, ОЧЕНЬ хочется пойти гулять. Но мы то видим, что надвигается туча! В ответ на малышовское «ну и что» мы можем организовать примерно следующий разговор: «Хочешь погулять? Понимаю, так приятно подышать свежим воздухом! Но ты видел эту тучку? Кажется скоро начнётся дождик! Качели намокнут, горка намокнет — как же ты будешь играть? Дети спрячутся по домам — они не захотят намокнуть! Знаешь почему? Они знают, что если намокнут, то могут простудиться и не пойти в садик/на прогулку и т.д. То есть, когда мы учим малыша путём рассуждений прогнозировать последствия выбора, мы помогаем ему делать выбор эффективно.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и ЗРЕЛОСТЬ — неразлучные сёстры.

Зрелость появляется позже других сестёр, но при этом она старшая.

Зрелость является следствием, результатом серьёзной работы, многих решений, принятых самостоятельно, решений, за которые человек несёт ответственность.

 

Желаю счастья!



Просмотров: 385
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выбор партнера. На что мы можем опереться?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Тазик с яблоками, или как научить ребёнка делать выбор?
  • Почему так сложно делать выбор?
  • Выбор есть всегда, но это только наш выбор
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?
  • Что делать, когда секс невозможен? Что делать, если у девушки вагинизм? Как устранить проблемы?
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Выбор без выбора или как понять, что Вами манипулируют.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • "Я не могу решиться..." Почему нам так сложно делать выбор?
  • Наш выбор. Что это?
  • Пути преодоления тревоги или что делать, когда не знаешь что делать
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Почему иногда нам так сложно принимать решения и что с этим делать?
  • Проблемы принятия решений или как действовать когда не можешь сделать выбор
  • Выбор: что это?
  • Что делать, когда делать ничего не хочется, или Три способа, как восполнять ресурсы
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что о вас говорит выбор красного цвета?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Есть ли жизнь после переедания или кто виноват и что делать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь