Гештальт-подход на Беларуси: поиски идентичности

Малейчук Г.И., Дробышевский Б.А.

Гештальт – подход на Беларуси: поиски идентичности 

 

            Данная статья – попытка осмысления особенностей гештальт – подхода на Беларуси, который, являясь психологическим и психотерапевтическим направлением, одновременно является и социальной практикой, вписанной в соответствующую культуру.

 

         «Кто мы?» ‑ это, наверное, один из самых сложных вопросов, ответ на который нам приходиться находить на протяжении всей жизни. Каждый может перечислить как минимум несколько характеристик, когда сталкивается с подобным вопросом. Например, кто мы по роду профессиональной деятельности, семейному положению, возрасту, полу и т. д. В психологической науке ответ на вопрос: «Кто мы?» связан с понятием «идентичность». Идентичность определяется как осознание индивидом непрерывности, тождественности во времени собственной личности [1]. Обладать идентичностью – значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия, во-вторых, это, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое, в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. [1]. Идентичность является динамическим образованием и изменяется на протяжении жизни индивида.

         Формирование идентичности происходит посредством ряда механизмов, таких как идентификация и отчуждение, интроекция и проекция,  рефлексия и др.

         Следует отметить, что идентичность как психическое образование является социальной по происхождению, то есть она формируется посредством взаимодействия между людьми. На макроуровне идентичность отдельного человека вплетена в соответствующую «ткань» культуры. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование и изменение идентичности. Здесь мы вплотную подходим к феномену «ментальность». Ментальность определяется как совокупность интегрированных аксиологических, когнитивных и поведенческих компонентов в коллективном и личностном сознании [2]. Ментальность можно представить как  этническую идентичность, которая оказывает влияние на формирование индивидуальной идентичности, и в то же время сама поддается воздействию идентичности отдельного индивида. Так же как и идентичность, ментальность является динамическим образованием и формируется посредством определенных условий. В качестве таких условий выступают: географическое месторасположение определенной народности, природные и социально – политические условия.

         Особенности природы нашего края оказывают влияние на формирование ментальности белорусского народа, а, следовательно, и идентичности отдельного представителя этого народа. Каким образом происходит это влияние? Равнинный ландшафт, богатство форм и проявлений природы – обилие рек, озер, лесов, болот, по мнению ряда исследователей [2], [5], формируют такую черту белорусской ментальности, как способность к созерцанию, восхищению окружающей средой. В качестве эксперимента, критичный читатель может найти живописный уголок нашей Родины и проверить свою способность к созерцанию и восхищению.

         Помимо природных условий на формирование ментальности оказывает влияние и геополитическое положение Беларуси. Для того, чтобы указать на некоторые факторы, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Территория современной Беларуси, как правило входила в состав многонациональных государств – Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской Империи, СССР [2]. Часто это был «передний край», граница земель определенных государств, как это было при Речи Посполитой и Российской империи. Именно на территории Беларуси сталкиваются две цивилизации – восточная и западная, которые, несомненно, оказали влияние на формирование белорусской ментальности. Западная культура обладает такими особенностями, как акцент на индивидуализме, отдельном типе производства, рыночных и правовых отношениях, демократии, потребительском отношении к природным ресурсам. Особенности восточной культуры – акцент на коллективизме, общинных формах отношении, аграрном типе производства, авторитаризме, духовности и религиозности [7]. Казалось бы, такие взаимоисключающие особенности культур, но все они нашли отражение в белорусской ментальности. Можно приводить множество примеров, но мы остановимся лишь на наиболее значимых. Именно на территории Беларуси в составе Великого Княжества Литовского существовало Магдебурское право (право городов на самоуправление), которое зародилось в средневековой Германии, письменность на основе латинского алфавита (латиница), правовые статуты ВКЛ, как образец римского права [7]. Наконец, на территории Беларуси мирно сосуществовали и сосуществуют две ветви христианства –католичество и православие. Воздействие восточной культуры было оказано в те времена, когда Беларусь входила в состав Российской Империи, а именно – авторитарные и тоталитарные формы управления, формирование земледельческих общин, отсутствие институтов самоуправления.

         Следует отметить, что влияние западной и восточной культуры происходило в условиях взаимодействия с более сильными соседними державами. Наиболее яркие примеры – западное влияние, когда Беларусь находилась в составе Речи Посполитой, восточное – в составе Российской империи. Данные влияния были достаточно агрессивными и требовали от жителей Беларуси определенной терпимости к насаждению западных или восточных ценностей. Терпимость или пресловутая «толерантность» в данных обстоятельствах – своеобразный механизм самосохранения нации в экстремальных ситуациях. В составе Речи Посполитой активно создавались условия для развития западной культуры – письменность на латинице, поощрение католического вероисповедания. Особенности белоруской культуры в те времена сохранялись среди наиболее «отсталых» слоев населения – крестьянства. В период правления Российской Империи на землях Беларуси активно создавались условия для насаждения восточной культуры ‑‑ православия, письменности на кириллице, самодержавия. Все эти действия со стороны более сильных соседей требовали неимоверных усилий от коренных жителей Беларуси для того, чтобы интегрировать данные культуры в «ткань» ментальности. С помощью таких качеств как толерантность, способность к диалогу и синтезу культур, отсутствию категоричных суждений – особенности восточной и западной культуры ассимилировались в белорусскую ментальность. Почему именно эти качества мы выделяем в качестве определяющих? Так как эти качества формировались посредством социокультурных изменений и служили цели самосохранения нации в условиях взаимодействия с более сильными и агрессивными соседями. Для осознания своей идентичности представитель белорусской культуры постоянно вынужден был находится в ситуации поиска ответа на вопрос «Кто Я?». Это предполагало необходимость   постоянного уточнения границ своего Я.

         Итак, каковы особенности белорусской ментальности, оказывающие влияние на формирование идентичности представителя этой культуры? Перечислим наиболее значимые:

¾   Способность к созерцанию и восхищению окружающей средой;

¾   Способность к диалогу, синтезу культур;

¾   Толерантность;

¾   Необходимость поиска личностных границ.

Мы уже высказывали тезис о том, что особенности ментальности оказывают влияние на представителей той или иной культуры путем формирования и осознания индивидуальной  идентичности.

На территории современной Беларуси сосуществуют различные психотерапевтические направления: нейро-лингвистическое программирование, символдрамма, когнитивно-бихевиоральная терапия, групповой анализ, гештальт-подход и др. Но наибольшее распространение среди вышеперечисленных психотерапевтических практик получил гештальт-подход. Случайно ли это? Оставляем этот вопрос в качестве предмета дальнейших теоретических исследований. Приоритетным же вопросом нашей статьи является выявление особенностей гештальт-подхода, практикуемого в условиях белоруской социокультурной среды.

Возможно, именно обращение к особенностям гештальт-подхода, культивируемого на Беларуси, позволит найти ответ на вопрос о приоритете данного психотерапевтического подхода.

Гештальт—подход, являясь социальной практикой, преломляется через соответствующую «ткань» культуры и особенности ментальности отражаются в практике гештальт – терапевта.

Мы предлагаем некоторую модель, презентирующую, каким образом особенности ментальности влияют на идентичность, а, следовательно, и профессиональную позицию гештальт – терапевта. В свою очередь профессиональная позиция оказывает влияние на формирование школы Белорусского гештальт—подхода.

         Итак, каким образом особенности белорусской ментальности проявляются в практике гештальт-терапевта? Как преломляется гештальт-подход через призму белорусской ментальности?

1.       На наш взгляд, такая особенность ментальности как способность к созерцанию и восхищению окружающей средой может проявляться в таком важном качестве терапевта, как способность к впечатлению. Способность к впечатлению в данном контексте рассматривается как всеобъемлющая характеристика. Впечатление от клиента, его, своих реакций, процесса терапии.

2.       Способность к диалогу и синтезу культур может проявляться в такой особенности терапевта, как предрасположенность к работе на границе контакта, приятии чужой позиции и заявлении о своей, интеграция казалось бы противоречивых позиций, взаимоисключающих чувств. Эта особенность ментальности может так же проявляться в способности интеграции различных психотерапевтических школ и направлений в своей практике.

3.       Толерантность может проявляться в такой способности как безусловность принятия своего клиента. В идеале мы знаем, что безусловное принятие – скорее исключение в практике любого терапевта. Здесь мы имеем ввиду терпимость к реакциям, нравственной позиции клиента и т. д., способность находиться рядом с клиентом без желания «научить» его свободе контактирования.

4.       Необходимость поиска личностных границ может проявляться в таком качестве гештальт-терапевта как сензитивность к нюансам контакта и, как мы уже упоминали, предрасположенностью к работе на границе контакта.

         Для того, чтобы выяснить действительно ли данные характеристики, качества проявляются в практике гештальт – терапевта, становление и развитие которого происходило в условиях белорусской культуры, необходимо провести эмпирическое исследование. Но проверка выше перечисленных положений не является целью данной статьи. Мы лишь хотим обратить внимание на то, что гештальт-подход на Беларуси обладает своей собственной, неповторимой идентичностью, и эта идентичность исторически сложилась, проявляется в ментальности и практике гештальт-терапевта. Возможно, именно эта статья дает право на обоснование возникновения на Беларуси такого направления гештальт-подхода, как гештальт-анализ. Этот подход представляет собой синтез гештальт – терапии, с опорой на основные ценности: свобода, контакт, ответственность, выбор и привлечения опыта и диагностики психоанализа для понимания определенных клинических феноменов. При этом все особенности ментальности и выше перечисленные характеристики работы гештальт-терапевта присущи гештальт-анализу.

Литература:

1.     Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии №1, 1996.

2.     Бусько, И. В. Специфика ментальности белорусов в контексте современной социокультурной ситуации // Веснiк ГрДУ, Серыя 1, №3, 2003, С. 42-49.

3.     Капылова, М. А. «Менталитет» и «национальный характер»: соотношение понятий в отечественной и зарубежной историографии // Вопросы гуманитарных наук, № 2, 2006.

4.     Лапiч, К. Г. Нацыянальная самасвядомасць iменталiтэт беларусау // Адукацыя iвыхаванне № 3, 2000.

5.     Мельников, А. П. Национальный менталитет белорусов, Минск НООО «Право и экономика», 2004. –78с.

6.     Навумау, Д. I. Значэнне менталiтэту у генезice палiтычнай культуры беларусау // Весцiнацыянальнай акадэмiiнавук Беларусi № 4, 2002.

7.     Нацыянальныя пытаннi: Матэрыялы III Мiжнароднага кангрэса беларусiстау «Беларуская культура у дыялогу цывiлiзацыi», 1 сесiя – 21-25 мая, Мн‑ Беларускi кнiгазбор, 2001. –223с.

8.     Перлз, Ф. Практика гештальттерапии – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 – 384с.

9.     Уилер, Г. Гештальттерапия постмодерна: за пределами индивидуализма. М.: Смысл; ЧеРо, 2005. ‑ 489 c.

10.Штэiнер Iван. Стрыбаговы унукi: мiфалагiчныя асновы беларускага меналiтэту // Роднае слова № 9, 2003

 



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гештальт – подход на Беларуси: поиски идентичности
  • Существует ли идентичность психоанализа в пространстве современной российской культуры?
  • В чем и как может помочь психолог. Размышления практикующего гештальт-терапевта
  • Влияние культуры на формирование семейных ценностей
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Этика в работе гештальт-терапевта как инструмент установления и поддержки границ.
  • Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Работа с психологическим бесплодием в практике гештальт-терапевта
  • А как же мы мыслим? Постмодернистский взгляд гештальт-терапевта
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Гештальт в действии: как работает гештальт-терапия?
  • Об особенностях российской ментальности и психотерапии.
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Гештальт подход в клинической практике
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Зачем нужны эмоции и как они устроены (гештальт-подход)
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Описание, анализ десяти психотерапевтических сессий в формате гештальт-подхода в индивидуальной работе.
  • Особенности воспитания в Беларуси, наказание.
  • Славянские обрядовые куклы как проявление этнической ментальности
  • Как гештальт-подход помогает бизнесу (случай из практики)
  • Чем отличается позиция гештальт-терапевта от позиции эксперта?
  • Некоторые особенности в работе гештальт-терапевтов
  • Детско-родительская группа для детей с расстройствами аутистического спектра. Взгляд гештальт-терапевта
  • Оценка эффективности гештальт-подхода в клинической практике
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь