Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...


Одной из целей терапии является получение нового опыта. Опыта реагирования, отношений, поведения, на который можно опираться и которым можно пользоваться в жизни. Терапевт изучает наличный опыт клиента, находит неработающие стратегии и предлагает попробовать что-то новое в терапии и в жизни. Это новое - это чаще всего реагирование и поведение из взрослой позиции, где есть возможность выбора и проявления творчества. Более осознанное и эффективное. Это даёт новые возможности клиенту, укрепляет взрослую позицию, появляется ощущение ресурса. 

 

Но в какой-то момент это перестаёт работать. Клиент пытается применять новый опыт в жизни, но у него "не получается". Он может буквально заставлять себя нарабатывать опыт взрослого реагирования и закреплять его, не чувствуя внутри ни желания ни интереса это делать. Это может сопровождаться злостью, виной, стыдом, рассказываться терапевту как жалоба на самого себя или попытки себя оправдать.

Терапевт же в стремлении поддержать взрослую часть может предлагать новые способы, напоминать моменты, когда это работало, в конце концов обвинить клиента в нежелании брать ответственность за свою жизнь и выходить из зоны комфорта. Клиент формально согласен, он правда не хочет брать ответственность, ему правда страшно что-то менять кардинально, может возникнуть желание вообще бросить терапию и страх это сделать.

В этой ситуации за кадром остаётся желание клиента обесценить терапию и терапевта. Обесценивание предположительно лишает результатов, которые уже достигнуты и разрывает отношения.  А невозможность обесценить терапевта толкает к обесцениванию себя, который "не хочет меняться" и взрослеть. И с которым надо что-то сделать. 

Лучше пробовать найти в этом ценность и призвать терапевта в союзники. 

Почему же клиент не хочет взрослеть? Что внутри сопротивляется новому опыту и цепляется за старый? И зачем? Думаю, это что-то детское, что-то отчаянно чувствующее необходимость быть ребёнком и получать при этом поддержку, уважение, заботу, но лишённое права голоса.

 

Для меня история про детские части во взрослом человеке - это истории, за которыми много тяжёлых переживаний и боли, ведь не просто же так ребёнок не смог повзрослеть. И в этом месте взрослые стратегии отторгаются, пока не пережит этот травматичный опыт, в который страшно погружаться, если нет ощущения достаточной безопасности, доверия терапевту и самому себе. И часть эта активизируется как сопротивление на определённом этапе терапии. Ведь на самом деле, это ребёнок пришёл рассказать о своей боли в безопасной обстановке, чтобы его приняли и выслушали. Вместо этого два родителя учат его быть взрослым, осуждают, обвиняют, стыдят. И остаётся только закрыться и молча саботировать "взрослость", вызывая на себя агрессию и своей взрослой части и терапевта. Так клиент неосознанно проигрывает свою травму в отношениях с терапевтом.  Он не может сказать о детских потребностях прямо, это всегда было больно, стыдно, клиент чувствует себя плохим и неправильным, хочет спрятать эту плохость от себя и от терапевта. 

 

В этот момент терапевту важно остановиться и признать наличие сопротивления. Признать, что это не манипуляции, что это что-то важное. Признать невозможность быстрых изменеий и бесполезность призывов к взрослости и ответственности. Что нужно учиться понимать и слышать потребности ребёнка, который не будет говорить о них прямо, а будет их доносить на своём языке обид, обесценивания, требований и т.д. Важно учиться понимать этот язык и учить этому клиента. Клиент сам может ненавидеть эту часть, идентифицируясь с родителями, и новым опытом будет тут как раз идентификация с принимающим и внимательным родителем, замечающим естественные изменеия и поддерживающим их, но и способным находиться рядом, даже если изменений долго нет, не инициируя их, которым может быть терапевт. 

 

 




Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Не может, значит не хочет" Правда ли это?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • "Я для себя" - что это?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Боль! ч.2 или "Это бег не к целям – это бег от самого себя"
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Почему страшно говорить «Нет» и к чему это может привести.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Женщина хочет секса, а мужчина не может это дать. Как найти выход?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • "Как это он не хочет, это я не хочу!"
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Опыт отношений: а что это было?
  • «Я никогда не думала, что это может случиться со мной»
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь