Самостоятельность ребенка как залог зрелой и инициативной личности

Первый значимый кризис ребенка не заметить невозможно. Начиная с 3 до 7 лет многое начинает меняться. Если раньше круг общения ограничивался только семьей, то сейчас малыш активно общается со сверстниками и другими значимыми взрослыми - воспитатели в детском саду, например. И это не может не отразвиться на всей системе семьи в целом! Рассмотрим подробнее то, что происходит в этом возрасте.

C 3 до 7 лет в основе всей деятельности ребенка лежит сюжетно-ролевая игра – рисование, конструирование, чтение и даже придумывание сказок. Через игру у ребенка появляется возможность усваивать деятельность взрослых.  Воображая себя в различных ролях, ребенок постепенно осваивает новую систему навыков как средств решения возникающих задач. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте может рассматриваться как источник становления самостоятельности, развития творческих способностей и инициативы. Игра является для ребенком тем пространством, в котором можно изучить и попробовать все многообразие ситуаций, требует проявления находчивости и творческого подхода.

В то же время игра является возможностью формирования направленности своих действий, а также проявить настойчивость в достижении результата. Ребенок даже раннего возраста проявляет желание самостоятельно выполнять «взрослые» действия (мыть посуду, пылесосить, накрывать на стол). На основе таких простых бытовых навыков могут формироваться более глубокие качества личности - самостоятельность.

В этом возрасте у ребенка является мотив «делать для других», развивается самооценка.  Ребенок начинает проявлять инициативу не только по отношению к себе, также активно усваиваются нравственные нормы поведения, возникают ценности и смыслы. Отсюда и те тысячи вопросов, которые задают почемучки. И важно не раздражаться, а приглашать к размышлению - "А ты как считаешь?" "Давай вместе представим, что будет, если.."

Выполняя элементарные бытовые навыки детки этого возраста начинают работать совместно, распределять обязанности, договариваться, а также оказывать помощь, поправлять друг друга в случае ошибки и начинают относиться объективно к результатам своего труда (похвала или критика собственной работы) Совместная работа также является предпосылкой установления отношения. Это могут быть отношения взаимопомощи, доверия или недоверия, координации действий (Л.С.Обухова)

Коммуникация как форма общения со сверстниками в дошкольном возрасте активно развивается. В основе такого общения проявляется в виде взаимоуважения, а также подражания и соперничества. На основе общения формируется образ другого человека и образ самого себя. Общение развивается все более интенсивно, появляются новые его формы, развивается интерес и любопытство ребенка - к окружающему миру, к друзьям сверстникам, к взрослым. Общение выходит за рамки предметного и переходит к абстрактному типу.

При этом могут возникать трудности при отсутствии готовности со стороны взрослого. Освоение новых видов деятельности приводит к тому, что ребенок становится «непоседливым» и здесь от взрослого нужно много терпения для того, чтобы процесс развития самостоятельности прошел успешно. Естественным со стороны взрослого является желание все запрещать, что в свою очередь может вызвать протест и стать поводом для обращения в консультацию. Поддерживать развитие возможно в том случае, если взрослый не запрещает ребенку осваивать значения новых предметов и способов их овладения. Быть рядом и помогать узнавать новое открывает возможность стать помощником, участвовать в процессе его развития.

Без помощи и примера взрослого невозможно развитие самостоятельно, инициативной личности. Для ребенка взрослый выступает в качестве образца, подражая его действиям, он постепенно овладевает новыми навыками и как результат у него развивается самостоятельность. Так, поддерживая ребенка в начале, помогая ему, помощь взрослого в освоении простых бытовых навыков постепенно уменьшается.

Итак, можно выделить основные черты самостоятельности ребенка.

1. За самостоятельностью ребенка стоит "руководитель", взрослый, и все социальные требования в его лице. Однако, с развитием ребенка функция взрослого постепенно уменьшается, формируются определенные привычки и стереотипы действий, на основе которых формируется самостоятельность как черта личности.

2. Уровень самостоятельности измеряется соответственно возрасту ребенка. У каждого возраста существуют свои нормативы и показатели, невозможно оценивать детей разного возраста применяя одни и те же критерии.

3. Самостоятельность развивается не стихийно, а поэтапно. Вначале ребенок учится действовать в привычных для него условиях, при этом помощь взрослого необходима (самостоятельно убирать игрушки, мыть руки, здороваться и благодарить). Затем развивается способность ориентироваться в похожих незнакомых обстоятельствах (например, умение ориентироваться не только в своей комнате, но и в чужой, поведение с незнакомыми людьми), после чего функция самостоятельности становится полностью интроецированной.

Таким образом, самостоятельность выступает в качестве реакции на требования взрослых и результата собственной инициативы. Чем больше у ребенка возможностей к проявлению самостоятельности, тем большее количество вариантов поведения он транслирует.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как развивается привязанность ребенка к родителям
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Эмоциональная сфера ребенка - как она развивается?
  • Общение ребенка и взрослого. Первый год жизни
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Сохранить семью ради ребенка: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Как вырастить ребенка во взрослого человека?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что нужно знать о воспитании самостоятельности у ребенка.
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Как приучить ребенка к самостоятельности?
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Как не вырастить из ребенка толстого взрослого
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Как мы вырастаем. Важные отличия ребенка и взрослого.
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Как развивать самостоятельность у ребенка?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь