Молчать или не молчать? Еще о проблеме молчания в процессе терапии

«А я на неё как замолчу!!!»  Из фольклора

Молчание аналитика акцентирует проблему власти и бессилия. Расценивая свое молчание как проявление терпения и принятия, аналитик, например, может скрывать хроническое пассивно-агрессивное отношение, молча выражать свою враждеб­ность и бессознательно провоцировать нападение.

В ситуации сурового молчания аналитик становится всемогущим, а пациент бессильным и испытывает унижение, а значит, и стыд. Терапевт/психолог, в отличие от клиента, защищен от переживания стыда своей ролью. Не случайно мы говорим «подвергнуться» анализу». Бессознательно клиенты считают унизительным, что аналитик становится так важен для них, а они для него - "всего лишь" работа.

Пациент так или иначе будет пытаться компенсировать переживание униженности, демонстрируя терапевту инфантильно-нарциссическое поведение. Терапевт часто ошибочно интерпретирует его как искаженные восприятия из переноса, и таким образом не «прочитывает» критику пациентом его собственного чрезмерного молчания.

Мы стараемся вести себя так, как если бы любое неосторожное движение могло повергнуть все живое в бездну, наподобие того, как это бывает при ходьбе по болоту. Ш. Роут

Независимо от того, как терапевт теоретически относится к терапевтической функции молчания, в практике, вероятно, каждый терапевт сталкивался с невыносимостью молчания для себя самого, когда вовсе не забота о чувствах пациента вынуждала его прервать затянувшуюся паузу. Это моменты, когда молчание переживается терапевтом как что-то угрожающее, фокусирующее на нем всё внимание, демонстрирующее его профессиональную слабость. В результате появляется желание сказать хоть что-нибудь - лишь бы прервать безмолвие. Пациент проективно идентифицируется с тревогой терапевта, и со своей стороны начинает невербально «подгонять» его к вербальному вмешательству как единственному спасению от надвигающегося хаоса. Эту ситуацию наглядно описал Д. Рождественский. Его статья «Невыносимая тишина» посвящена именно такому роду молчания – невыносимому для обеих сторон (пациента и терапевта). «Происходящее может быть представлено как столкновение двух беззвучных монологов, в котором один повторяет: «Скажите же что­-то. Скажите. Скажите!», а другой: «Что? Что сказать?», при этом оба не слышат друг друга»

Пациент и терапевт теряют ощущение «я есть» и находятся под давлением побуждения к действию ради самого действия. Действие переживается как спасение от некой катастрофы, а слово превращается в болтовню, за которой остается нераспознанным нечто важное. В таких ситуациях очень важно не поддаваться желанию говорить ради говорения. Если молчать трудно, можно заговорить о самом навязчивом побуждении к речи, обозначая свои чувства и предлагая пациенту сказать о том, что сейчас чувствует он(а).

Личная история человека порождает бесконечное разнообразие значений и  смыслов молчания. Ш. Роут

Д.Рождественский также говорит, что человек приходит в анализ за отношениями, которых у него никогда не было. В этом ключе дилемма молчать или не молчать аналитику может быть разрешена самим пациентом:

Моя мать не молчала со мной – я хочу, чтобы Вы молчали.

1) Пациентка Ральфа Гринсона (к слову, психоаналитика Мэрилин Монро) сообщила ему о важности для нее его молчания. Ее мать была говорливой, вторгающейся, контролирующей, не оставляющей дочери никакого личного пространства. Девочка всегда чувствовала себя так, как если бы на нее была направлена лампа яркого света. Молчание аналитика позволяло ей прийти в себя, обрести себя, почувствовать безопасность и подлинность, так как мама, несмотря на все подробные обсуждения действий дочери, ничего не знала о ее эмоциональной жизни.

Моя мать не разговаривала со мной – я хочу, чтобы Вы разговаривали.

2) Другая пациентка, напротив, хотела видеть своего терапевта активным. У нее тоже была гиперопекающая мама-контролер, не способная к глубокому эмоциональному контакту. Но в ее случае, когда терапевт молчал, она чувствовала себя опустошенной и окоченевшей, "прямо как в детстве".

Н. Мак-Вильямс говорит, что можно прямо спрашивать пациентов, как много следует говорить терапевту. Это поддержит в пациенте чувство независимости и управления аналитической ситуацией.



Просмотров: 361
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Русалочка - Как потерять себя. Глубинная психология молчания.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Про «тапки» или как нарушить обет молчания
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь