Вопросы возраста или может ли помочь молодой психолог?

При первичном общении с клиентами нередко встает вопрос о моем молодом возрасте (на данный момент мне 25 лет): «сможет ли мне помочь столь молодой специалист?» или «я выбрал(а) молодого психолога, т.к. вам близки проблемы моего возраста».  И я стала замечать некое внутреннее противоречие: с одной стороны мне хотелось скорее повзрослеть, а в профессиональном плане это означало для меня подкрепиться весомыми знаниями, и распрощаться с позицией неопытности, а с другой стороны не хотелось  ускорять прощание с молодостью, от которой для некоторых клиентов веет свежими идеями и возможностью взаимодействовать с терапевтом на равных.

Возрастной разброс среди моих клиентов имеет свою специфику: в социальной службе я работаю психологом с пожилыми людьми (70 - 95 лет), а в своей частной практике примерный возраст большинства моих клиентов от 18 до 30 лет, т.е. это периоды юности и ранней взрослости. Каждый из них приходит в психотерапию со своими требованиями к себе и окружающему миру (в частности ко мне, как психологу, с которым они вступают во взаимоотношения). И тогда у меня назрел следующий вопрос: что является центральной проблемой моих клиентов, находящихся в различных возрастных периодах, а, следовательно, и моей, как специалиста и как человека, пребывающего в процессе взросления?

Как правило, клиенты приходят в терапию в период отсутствия удовлетворения жизненно-необходимых потребностей, т.е. когда происходит нарушение творческого приспособления к предлагаемым возможностям его окружающей среды (к примеру, в молодости – это отсутствие опоры на себя, зависимость или изоляция от старшего поколения; а в старости – это потеря имевшихся ранее опор: утрата физических возможностей, потери близких). Тогда, ожидая изменений в своей жизненной ситуации, они обращаются к психологу с запросом на преобразование себя из «какой я есть» в ожидаемое «я должен быть».

Среди молодых людей распространенной темой является зависимость (финансовая, психологическая) от значимых взрослых, они ощущают себя беспомощными, подавляемыми авторитетными фигурами и, стремятся к взрослости, зачастую не имея сформированных внутренних ориентиров. Пожилые люди, напротив, теряют или ощущают недостаток поддержки младшего поколения, при этом попадают в ту же точку беспомощности, и, сожалея об утраченной автономии, которую они ощущали в молодости, негативно воспринимают собственное старение (отрицают его, впадают в депрессию). В обоих случаях происходит потеря опоры на ценность настоящего, тех ресурсов, которыми и те и другие обладают в данной жизненной точке.

Но для того, чтобы желаемые изменения произошли, человеку необходимо как раз таки остановиться в определенном месте и ощутить твердую опору для следующего шага. Такой опорой является присвоение уже имеющегося опыта с его возможностями и ограничениям, признание ценности «я сейчас». Поэтому в любом возрасте важно признавать его реальные пределы, но при этом не забывать и о потенциалах. Да, молодость - это зачастую отсутствие устойчивых собственных идеалов, но, это и открытость всему новому, готовность рисковать; а старость - и, правда, время снижения различных форм активности, но также, это колоссальные запасники личных «проб и ошибок», которые помогут ориентироваться в самых непредсказуемых условиях жизни.

И в заключение, хочется добавить о себе следующее: я признаю, что нахожусь в начале своего профессионального пути, и у меня отсутствует многолетний опыт психологической практики, я многому еще учусь в совместном процессе со своими клиентами, а также у опытных учителей; но при этом я не меньше знаю о своем терапевтическом азарте, о готовности открываться всему неизвестному, в каждом новом клиентском случае, и что немаловажно, я в силах признавать ошибки молодости и двигаться с полученным опытом вперед.  



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Самооценка или ценность себя. Про терапию - для терапевтов и клиентов.
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Что важно знать психологу при консультировании ЛГБТ клиентов
  • Мне нужно не это или почему ты меня не любишь
  • А как вы определяете для себя или клиентов такое понятие, как невроз?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Как узнать, какой меня видит мужчина, не спрашивая его об этом?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Психотерапия или коучинг, что выбрать? Жизненные истории моих клиентов...
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Для меня быть психологом это...
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Про меня и Моих Клиентов
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь