Фаза завершения психотерапевтических отношений: про сопротивления клиентов и терапевтов

Про фазу завершения в психотерапии. Клиент-терапевтическое взаимодействие – это, прежде всего, взаимоотношения двух реальных людей, и как любой цикл контакта (опыта), в них наступает фаза отступления (ухода). Когда у клиента и терапевта появляется совместное чувство завершенности, когда потребности, которые привели клиента в терапию, удовлетворены, и произошло присвоение клиентом нового материала – значит, сформирована благодатная почва для совместного прохождения клиентом и терапевтом завершающей фазы в терапии. Т.е. происходит завершение, как прощание: и здесь совместно проживаются подведение итогов, благодарности за пройденный путь, возможны грусть и даже оплакивание расставания, смешанные с ощущением обретения устойчивости клиентом и опоры на себя в свободе от терапевтических отношений.

Про сопротивления клиентов и предполагаемую агрессию. Нередко клиент-терапевтические отношения завершаются стихийно (молчаливый уход клиента, нарушение обозначенных условий терапевтического контракта с указанием какой-либо причины: отсутствие свободного времени, возникновение финансовых затруднений, обнаружение заболевания у себя или близкого и др.). Со стороны психолога подобный уход клиента принято рассматривать, как сопротивление процессу осознавания своих психологических защит, которые блокируют проникновение в травматические содержания психики. И когда эти бессознательные защиты включены, клиент не сможет принять правду о своем способе выхода из отношений, а логическая интерпретация его сопротивления, скорее всего, вызовет ответное раздражение на терапевта, находящегося в позиции «всезнания».

Про клиентов, что уходили и обо мне. Раньше уход клиента воспринимался мной крайне болезненно: в чувствах вина за то, что не выполнила возлагаемые на меня обязательства, стыд в результате чувства собственной некомпетентности, а в голове прокручивались гипотезы о "сопротивлении клиента". Т.е. такой парадокс: на уровне моих мыслей - понимание, что клиент ушел из терапии, ведомый своими привычными способами избегания больных мест (его ответственность), а под воздействием своих «токсичных» чувств - принятие всей ответственности за неудачу на себя.И тогда актуализируется мое сопротивление: потеря чувства могущества, злость на клиента, что лишил меня ощущения «хорошести», чувство брошенности, ненужности и полной никчемности. Личная терапия: работа в своей терапии над установками «быть правильной», ожиданиями от себя и клиентов, развитие способности быть собой в присутствии другого (иметь и выражать свои потребности в позиции терапевта), проработка боязни конфликта с клиентом (страх быть раненой и страх ранить клиента, тем самым разрушить отношения).

Теперь о тех клиентах, что уходят сегодня и обо мне. Во-первых, появляется поправка: не уходят "вдруг", а я отмечаю некие феномены (предпосылки) в нашем контакте (частые переносы встреч, интерес к другим смежным специалистам, не выраженные прямо, но «маскируемые» замечания о недостаточной моей включенности/работе и др.). И сегодня эти "звоночки" для меня, как указание-подсказка клиента на упущенное, как вероятность того, что я могу еще что-то не распознать в его потребностях. И тогда потенциальное препятствие в терапевтическом процессе может стать возможностью сохранения отношений. Он ведь и правда может быть все еще "голоден", он имеет право хотеть еще. Но при этом я осознаю, что мои ресурсы имеют свои границы. И тогда появляется выбор: сможем ли мы договориться в наших отношениях, достаточно ли ценности процесса, чтобы выдержать эти ограничения, или же они для кого-то из нас станут не выносимыми, и мы встретимся с расставанием. В чувствах появляется грусть про возможность расстаться, но при этом ощущение свободы: клиент имеет право на выход из терапевтических отношений ровно в той же степени, что и я (ответственность за сохранение отношений и успех в терапии делится между нами). Вместо страха «ошибки» все чаще появляется азарт рискнуть и предъявиться клиенту в своей «не идеальности», но при этом с готовностью учиться у него, учитывая изменение его потребностей. И тогда супервизия: развитие терапевтической чувствительности к материалу, идущему от клиента; работа над способностью к конфронтации и фрустрации клиента, как поддержанию процесса его здорового отделения от терапевта (баланс процесса сепарации-индивидуации).



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Завершение терапии, уход клиента
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Парадокс сопротивления - памятка для клиента
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Вопрос клиента: «После тяжелого расставания идёт обесценивание отношений. Как спастись?»
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Рейтинг трудных мест в терапии (для клиента)
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь