"Грязные игры", или почему детей так тянет в песочницу

ПЕРВЫЙ ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА. Большинство родителей пугает ситуация, когда они застают своих малышей за игрой с собственными экскрементами. Кроха может разглядывать их, трогать и даже пытаться соорудить из них «нечто». Часто при виде таких «уж слишком грязных» игр мамы-папы прихо­дят в ужас, стыдят ребенка, наказывают его.

Грязные игры или почему детей так тянет в песочницу

На самом деле ничего патологического в интересе к продуктам жизнедеятельности своего организма нет. На инстинктивном уровне у карапуза есть желание обладать этим «творением» своего организма, как-то взаимодействуя с ним, ведь играет же он со своими руками и ногами, трогает уши и нос, так почему же с этим нельзя? Кроха не пони­мает вашего бурного недовольства его игра­ми с фекалиями. Яркая негативная реакция родителей у одного малыша может задавить только что пробудившиеся творческие поры­вы. А у другого — спровоцировать желание «спрятать» от взрослых свое «произведение искусства», и тогда он будет охранять его лучше, чем музеи мира свои экспонаты, — просто сдерживая позывы к дефекации, что может привести к хроническому запору.

Но все это не означает, что стоит позво­лять карапузу возиться со своими испражне­ниями. Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое — предложить ему более "чистоплотную» альтернативу.

ДОМ НА ПЕСКЕ. Можно лепить из пластилина, соленого теста или глины. Но все же самым полез­ным материалом считается мокрый песок, из которого можно сотни раз выстраивать композиции, вто время как тесто и глина за­твердевают и не дают такой возможности.

Песок — это самый «детский материал». Вспомните свои ощущения, когда вы оказы­ваетесь в песочнице с крохой или на песча­ном берегу моря. Большинство людей в эти моменты обращаются к своему «внутреннему ребенку» и с огромным удовольствием ро­ются в песке руками, орудуют лопаткой и строят куличи.

Малышу же игры с этим материалом не только доставляют радость и веселье, но и позволяют на подсознательном уровне понять законы жизни: все меняется, что-то заканчивается, разрушается, но на его место приходит нечто новое. Ведь из песка можно построить целый мир, потом сломать его, не чувствуя страха, и построить другой мир — даже более прекрасный.

Еще одна прелесть песка заключается в том, что ребенок любого возраста найдет применение этому материалу, соответствую­щее его интересам и потребностям. Двух­летний малыш просто копается в песке и с восторгом разбрасывает его, выплескивая таким способом все накопившиеся страхи и тревоги (поверьте, даже у такого крохи они есть). После игр с песком карапуз обычно лучше спит, становится спокойнее, уравно­вешеннее.

К четырем годам начинается второй этап игр — «сооружение» нор, ходов, туннелей, башен. Ребенок в этом возрасте вступает в так называемую генитальную стадию развития, а соответственно, вовсю интересуется разли­чиями между мальчиками и девочками, знает уже о физиологических отличиях в строении их тел. На подсознательном уровне, выкапы­вая глубокие норы, в которых можно спрятать все, что душе угодно, ребенок воспроизводит символы женского тела, таинственных про­цессов зачатия, беременности и рождения, а возводя высокие башни — символы муж­ского тела.

В шесть лет малыш с удовольствием стро­ит уже целые замки, города и миры из песка. Появляются сюжеты «войнушки», где обычно соблюдаются три стадии игры: • хаос, из которого что-то создается;

борьба «плохих» и «хороших» персона­жей;

победа «хороших» и создание ими нового, более правильного и справедливого порядка вещей.

Так дошколенок постигает устройство мира, учится тому, что решение есть у всех проблем. Он может несколько дней проигры­вать эти циклы, «заселяя» песок разными персонажами.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. Маленький человечек, который только научился связно говорить, никак не может словами описать свои переживания и трево­ги. На помощь снова приходит «волшебный» песок. Недаром одним из методов психотера­пии является работа с этим материалом. С его помощью можно воспроизвести жизненную ситуацию, выстроить свой мир таким, какой он есть, а потом легко превратить в тот, ка­ким его хотелось бы видеть. Попросите сына или дочь построить ваш дом и «поселить» в него вашу семью (нарисовав человечков на песке или использовав фигурки людей или предметы) и посмотрите, что получится. Ма­лыш почему-то «забыл» о младшем братике? Вероятно, он все еще испытывает стресс от появления нового члена семьи. Папа ребенка давно живет с новой семьей в другом горо­де, но малыш «поместил» фигурку мужчины в ваш дом? Как вы думаете, о чем мечтает кроха? А может, вашему чаду для полного счастья не хватает всего-навсего собаки или велосипеда?..

Специалисты отмечают, что малыш, кото­рый регулярно играет с песком, реже стра­дает психосоматическими заболеваниями. В младенческом возрасте все психологические проблемы человека выражаются в телесных недугах: необоснованном повышении темпе­ратуры, простудах, рвоте, диарее, запорах. Но если тело имеет возможность снять пси­хологическое напряжение иным способом, болезни отступают. Во время игр в песке тело с помощью пластики рук «рассказывает» о своих переживаниях и таким образом из-бавляется от них.

Кстати о запорах: одной из их причин может стать брезгливость, отвержение всего негативного в себе, которые появляются у некоторых детей в возрасте 2-3 лет. Малыш считает: для того чтобы его любили, он дол¬жен быть идеальным, «чистым». Песок и в этом случае выручает: он показывает, что и из грязи можно сотворить нечто краси¬вое, убеждает ребенка в том, что вы будете любить даже «чумазого трубочиста». В этом случае полезны совместные игры с роди¬телями (карапуз увидит, что вы не боитесь испачкаться, а значит, и ему не стоит этого бояться).

Вы не задавались вопросом, почему одно из любимейших занятий детей на пляже — зарываться в песок, да и взрослые этим тоже часто балуются? А дело втом, что, зарывшись в песок, мы как будто возвращаемся во внут¬риутробное состояние, а потом «рождаемся» заново. Так же действуют и грязевые ванны, принимаемые на курортах. Недаром люди, возвращаясь с такого отдыха, говорят: «Я как заново родился!» Это отчасти правда: тело в какой-то степени обновляется — меняется генетическая память клеток.

УЧИМСЯ ИГРАЯ.

Песок не только отличный материал для увлекательнейшей игры и терапии, он еще и занимательное «учебное пособие». На песке можно пальцами или палочкой рисовать геометрические фигуры, буквы, цифры, не¬сложные рисунки (домик, дерево и т. д.). С его помощью можно постигать даже азы гео¬графии и ботаники. Если есть возможность, то стоит обзавестись домашней песочницей — небольшим подносом с высокими борти¬ками, дно которого выкрашено в синий цвет. В ней можно выстроить из песка материки и играть в игры наподобие «кто где живет» и «что где растет» (благо фигурок животных и растений сейчас можно найти великое множество).

ЗНАЮ, ЧТО ДЕЛАЮ!

Чтобы занятия в песочнице (как дома, так и на улице) приносили только удовольствие, сразу оговорите правила игры: нельзя раз¬брасывать песок дома или бросаться им в соседей по песочнице в парке, играть в «парадном обмундировании» (нарядном платье или новых шортах) или с найденными в песочнице предметами (испражнениями животных, стеклышками от бутылок и т. д.). И никогда не стыдите ребенка за то, что он вымазался. Просто заранее подготовьтесь к «грязным» играм: оденьте кроху в соот-ветствующую одежду, возьмите на прогулку влажные салфетки и т. д.

И помните, что у малышей еще очень сильны инстинкты. Поэтому если они что-то делают с песком — значит, им нужно сделать именно это. Когда ребенок зарывается в него по шею, значит, хочет снова почувствовать себя в безопасности, как в мамином животе, если просто пересыпает сухой песок — хочет успокоиться, если играет «в войнушку» или строит песочные города — хочет проиграть какой-то жизненный сценарий. Что бы ни делал карапуз (конечно, в разумных рамках), ему нельзя мешать. Поверьте: в этом возрасте благодаря инстинктам он себе не навредит. Так же как животное, не читавшее учебник по ботанике, не съест ядовитое растение.



Просмотров: 717
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему прокрастинация это болезнь и можно ли с этим, что-то сделать
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь