Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду

  Почему они убиваю себя Механизм психики который может привести к детскому суициду

  Данное эссе является изложением семинарского материала, проводимым автором  для родителей по профилактике суицидов детей. Разумеется, механизмы, рассмотренные в материале, являются  причиной суицидов и взрослых. В эссе отсутствуют конкретные детальные рекомендации по профилактике самоубийств. Оно адресовано вдумчивым родителям и имеет целью обратить их внимание на взаимоотношения с детьми, на свое поведение в отношении детей и между собой, на эмоциональный климат в семье, на интересы и потребности ребенка, его отношения в школе и пр.

**********

           Причины  самоубийства могут быть различны. Это может быть даже «мода» на самоубийства. Так, после публикации книги И.В. Гете «Страдания юного Вертера» по Европе прокатилась волна самоубийств в подражание герою. Мы рассмотрим только один механизм-причину суицидов. В каждом конкретном случае содержание, причина самоубийства может быть разной, но укладываться в принцип этого механизма. Этот механизм называется  ретрофлексией – «обращением на себя».  Рассмотрим этот механизм подробнее.

        Человек как существо имеет различные потребности и желания. Потребности и желания вещи разные. Люди часто блуждают в своих желаниях, не осознавая, какая на самом деле потребность стоит за этим. Так, например, человек может часто и много есть, думая, что удовлетворяет чувство голода, тогда как на самом деле он таким суррогатным способом пытается удовлетворить фрустрированные  любовь, заботу, внимание. Один из крупнейших специалистов по психосоматической медицине - Ф. Александер - писал: «....насыщение часто ассоциируется с ощущением того, что тебя любят. Для ребенка ситуация «быть накормленным» является эквивалентом ситуации «быть любимым». Ощущение защищенности любви, связанное с насыщением, основано на этой эмоциональной эквивалентности, когда  еда становится замещающим удовлетворением – т.е. суррогатом - фрустрированных эмоциональных потребностей, не имеющих ничего общего с процессом питания».

     Так что, когда вы решили «перекусить», не чувствуя голода, то полезно подумать: чего вам действительно хочется? И чего хочется ребенку, который часто и много ест, особенно сладкого.  Действительно ли он хочет ЕСТЬ? Может быть, ему не хватает вашей любви, заботы, внимания?

     При нормальном, естественном развитии потребности и желания могут и должны удовлетворяться и удовлетворяются.  Однако на практике далеко не все потребности или желания можно удовлетворить легко и просто. Не все люди могут прямо и открыто проявить гнев в отношении адресата; посмеяться или поплакать, когда это нужно, отдохнуть, когда требуется и т.п. Список можно продолжать долго.

       Это происходит потому что, на пути энергии, которая генерируется организмом для удовлетворения потребностей и желаний, встает преграда из различного рода запретов: нравственных, юридических и пр. Из-за законов нашей социальной жизни, правил поведения, этикета, требований культурных норм, которые  усваиваются в детстве через воспитание, родительские послания, требования,  которые в психологии называются интроектами, иррациональными установками,  человек часто не может удовлетворить потребности и желания.  Один из известных психотерапевтов мира - А. Бек - пишет: «Система контроля» действует в единстве с системой действия, чтобы регулировать, изменять или подавлять побуждения. Эта система также основана на убеждениях, многие или большинство из которых являются реалистическими или адаптивными. В то время как побуждения составляют наши «хочу», эти убеждения составляют «нужно» или «нельзя». Вот примеры таких убеждений: «Нельзя бить того, кто слабее или сильнее, чем вы», «Вы должны положиться на власти», «Вы не должны плакать на людях». Эти убеждения автоматически преобразуются в команды: «Не бей», «Делай то, что тебе сказали», «Не плачь».  Запрещения, таким образом, препятствуют выражению желаний».

       В этом случае энергия, генерируемая для удовлетворения потребностей и желаний, образно говоря, упирается в стену из запретов. Дальнейшее развитие возможно в трех вариантах:

     Первый. Энергия разрушает  стену-запрет и удовлетворит потребность. Например, человек, несколько часов проведя на холоде на улице и не имея возможности сходить в туалет, делает это прямо на улице, уже не обращая внимания на прохожих.

       Второй. Энергия рикошетит от стены-запрета  и меняет адресат. Так, человек, которому сделал выговор начальник, «отрывается» на домашних, хотя гнев его первоначально был обращен на начальника. Или, не имея возможности реализовать свои чувства по отношению к другому человеку, он преобразует энергию либидо  и направляет ее на социально приемлемые цели. Яркий пример: творения Петрарки, посвященные Лауре, которую он любил,  но не мог быть с ней. В психоаналитическом подходе это называется сублимацией.

      Третий. Энергия отскакивает от стены и направляется обратно на человека. Это самый опасный вариант. Энергия эмоции, которые должны были выйти наружу, возвращаются назад и бьет по организму. Это  тот же механизм, при котором кипящая вода не выходит в виде пара наружу из котла, а разрывает этим паром котел, если он закрыт, и пар не может выйти через какое-либо отверстие. Этот механизм и называется ретрофлексией – обращением на себя, поворотом в противоположную сторону.

    Часто сдерживаются и ретрофлексируются гнев и его поведенческое выражение – агрессия. Ф. Александер писал: «В современном обществе свободное выражение агрессии запрещено; человек часто испытывает враждебные чувства, но не имеет возможности выразить агрессию непосредственно, в свободном поединке. Наше общество требует, чтобы человек полностью контролировал все свои агрессивные импульсы». Энергия эмоций не может  быть выражена свободно через произвольную активность, а сдерживается, подавляется,  блокируется, вытесняется, - т.е. остается внутри и  направляются по неверному пути:  вместо того, чтобы выражаться через поведение, эмоции и желания, будучи подавляемыми, приводят к хроническому эмоциональному напряжению, нарушающему функционирование внутренних органов, бьют по вегетативным функциям, таким, как пищеварение, дыхание,  кровообращение.

     Ребенок в своей жизни посредством воспитания подвергается многим запретам, которые не позволяют ему удовлетворить все свои желания и потребности (многие из этих запретов оправданы).  Как следствие, у ребенка может появляться гнев на запрещающих, на тех, кто помешал ему удовлетворить свои потребности или желания. Так же, в семье, в детском саду, школе  ребенок часто подвергается различным психотравмирующим факторам: наказания, родительские требования («ты должен учиться на одни пятерки», «ты должна быть самой лучшей»), постоянная критика («ты опять не убрал в своей комнате», «не вынес мусор» и пр.),  отсутствие эмоциональной близости с родителями, семейные конфликты, алкоголизм, школьный буллинг и т.д. и т.п.

       Эти факторы, продолжающиеся длительное время, создают психотравмирующие ситуации, из которых у ребенка часто нет выхода. И снова одной  из эмоций, которая может являться в данной ситуации доминирующей – это эмоция  гнева. Гнев на родителей (это вообще частое явление, хотя морально и осуждаемое), гнев на их требования, запреты; гнев на семейные конфликты, пьющих родителей; гнев на школьных врагов, учителей. Проявление этого гнева – т.е. агрессия, - по какой-либо причине невозможна. Например, из-за запретов, которые уже усвоены; или из-за страха перед наказанием за проявленную агрессию: например, ребенок нагрубил родителям или учителям, и за это подвергся наказанию. В следующий раз он уже не будет проявлять грубость, чтобы не быть наказанным. Но эмоция гнева, желание агрессии в нем остается. И не в силах реализовать этот гнев адресату, ребенок, благодаря запретам-интроектам, сдерживает гнев в себе. Но энергия гнева не испаряется, она начинает бить по внутренним органам, по психике самого ребенка. И самый страшный удар, который здесь может быть – это суицид. Самоубийство – это то, что изначально имело адресатом кого-то другого: родителей (как бы страшно это не звучало), учителей, сверстников – т.е. тех, кто является причинами страданий человека. Но, не имея сил, ресурсов, возможностей, окутанный и связанный запретами-интроектами, человек не может убить виновников своих страданий, и, будучи не в силах выносить страдания, он свой гнев и свою агрессию поворачивает на себя – вместо того, чтобы убить других, он убивает себя. Один из самых крупных специалистов по гештальт-терапии  - Ж.М. Робин - пишет: «Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство – высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать».

**********

Есть мнение, что в заявлении ребенка о самоубийстве лежит всего лишь манипуляция, что это простое запугивание родителей, и что человек, который действительно хочет покончить с собой, не заявляет об этом, а просто молча идет и делает это. В этом есть большая доля истины, но не вся. Заявление ребенка о самоубийстве может быть  криком о  помощи, о том, что ему невыносимо плохо, что он нуждается во внимании и заботе родителей, и для него это заявление – последний способ обратить на себя их внимание.

       А какова реакция родителей на это? Есть такие, которые могут ударить ребенка за такие слова: он-де оскорбил их как родителей  - они для него все,  а он им вон как ответил. Есть даже психологи, которые рекомендуют родителям наказывать ребенка ремнем за такие слова. А на самом деле, заявляя о своем самоубийстве, ребенок часто просит помощи, а получив взамен «помощь» ремнем, действительно может вышагнуть из окна. Так что, прежде чем наказывать ребенка за такие слова, может быть, стоит обратить внимание, почему и зачем он так говорит?

В.В. Плетников.



Просмотров: 721
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Песочная терапия сегодня. Как это может быть
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Скучно? Это может быть полезно!)
  • «Ничего не хочу. Может быть работа - это не мое?»
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Про похвалы перед просьбой и почему это может быть манипуляцией
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Неужели это Я? Не может быть!
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Может быть, со мной что-то не так?
  • Это знание не может быть скорбным
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Это не со мной! Не может быть! Отрицание - слепота.
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь