«Я боюсь маму» = «Мама, помоги мне!»

Зарисовки на тему:

У мальчика на улице мужчина отобрал телефон. Спрашиваю: Что ты чувствовал тогда?     - Что мама узнает и накажет.

Девочку изнасиловал мужчину. Спрашиваю: Как ты это переживала? В чем нуждалась тогда? – Самое главное для меня в тот момент было, чтобы родители не узнали.

Всё с ног на голову переворачивается. Дети отчаянно нуждаются в поддержке, помощи, защите и боятся тех, кто может и должен это дать. И родители этих детей не какие –то монстры и бабки Ёжки. Обычные семьи, обычные родители: внимательные, заботящиеся, контролирующие, иногда ошибающиеся. В семьях нет физического насилия. Но что-то не так.

Функция эмоциональной поддержки во многих семьях в современном мире не работает. Нет поддержки между супругами. Хотя в период кризиса поддержка начинаний друг друга очень бы пригодилось. Нет поддержки детьми родителей – некогда, да многие дети и не догадываются, что родителям это нужно, или не умеют это делать, их не научили. Поддержка родителями детей часто бывает искаженной. Порою детские ожидания и страхи вправду исполняются: родители «спускают на ребенка Полкана» в трудной для него ситуации. Ребенок остается в беде один, и боится родительского наказания больше, чем самого вора-незнакомца, насильника…

Откуда у детей берется страх родителей?

С точки зрения гештальт-подхода детский страх родителя – это проецирование на близкого человека того страха, который возник в опасной ситуации, как например при насилии: на насильника страх не отреагировался, поэтому был перенесен на близкую фигуру – отца или мать. Вроде бы вот он шанс – отреагировать и попросить помощи и защиты! Так как должно быть: взрослые должны воспитывать, обучать, помогать, защищать детей, а не пугать, калечить и «казнить»!

Однако, для того чтобы этот шанс реализовался, надо чтобы рядом с ребенком оказался эмоционально грамотный родитель.

Или, другая гипотеза, страх родителя возник в прошлом, когда ребенок в своей любознательности экспериментировал, или совершил ошибку и попал в какую-то беду, а родитель, узнав об этом, сильно его отругал и наказал.  Тогда ребенок получил опыт, что ошибаться – это опасно и карается родителями. Теперь все похожие ситуации вызывают у него страх наказания от родителей.  

Страх родителя – это сигнал от ребенка взрослому: Со мной происходит нечто, с чем я сам справиться не могу. Я нуждаюсь в тебе и твоих ресурсах, чтобы получить доступ к своим силам.

Этот сигнал «страх родителя» выражается по-разному:

  • прямые обращения «Папа, я тебя боюсь!»,
  • рисунки мамы или папы в «страшных» образах, иногда подписи «злая мама»,
  • обманы, утаивание, скрывание,
  • записи в дневнике,
  • попытки ребенка сказать что-то важное через записки родителю,
  • слезы, невозможность ребенка ответить на родительские вопросы и претензии,
  • убегание в другую комнату от разговора с родителем,
  • подавленность, молчаливость ребенка при родителях,
  • отсутствие предложений, просьб, попыток  ребенка договориться о чем-то с родителями  и др.
  • Заметив эти сигналы, родителям стоит задуматься о том, что происходит в семье. Как реагируют на известие, что с ребенком что-то случилось? Знают ли, чем живет ребенок? В чем нуждается? Чего ему не хватает, чтобы справиться с ситуацией?

    Поддержка – это всегда усиление какого-то процесса, состояния, качества в себе или в другом человеке.  Что вы поддерживаете?

    Родительские высказывания и мои вопросы:

    Я поддерживаю его в трудную минуту. – В чем он нуждается в трудную минуту, и как вы можете ему это дать?

    Я поддерживаю его настойчивость. -  Как вы поняли, что он нуждается именно в этом? Как вы помогаете ему быть настойчивым?

    Я поддерживаю  его, утешая и жалея. -  Что в его поведении говорит вам, что ему достаточно утешений?

    На мой взгляд, детей надо учить просить помощи и поддержки. Для этого спрашивать: Что тебе нужно, чтобы разрешить ситуацию? Какой помощи ты ждешь от меня? Предлагать: Договорись со мной. Попроси у меня. Родитель сам может просить у ребенка поддержки в чем-то, таким образом, показывая пример.

    Поддержка родителем ребенка – это внешний костыль, на который некоторое время ребенок может опираться. Важно, чтобы постепенно она превращалась в самоподдержку.

    Эмоционально грамотный родитель – совладает со своими чувствами в трудной ситуации с ребенком, чувствует, понимает и может объяснить ребенку, что с ним сейчас происходит, позволяет ребенку выразить свои чувства, внимателен к выраженным и невыраженным потребностям своим и ребенка, способен уважительно дать то, что необходимо.

    Это нелегко, но это стоит того, чтобы семья по-настоящему становилась местом, где помогут и поддержат, тогда именно в семью будут бежать дети с трудностью и радостью!



    Просмотров: 435
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь