Наши эмоции и можно ли без них обойтись?!


«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»
А.С. Пушкин
«Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» — заявлял Ф. Энгельс. И без сомнения он был прав! Сознание человека не бесстрастный инструмент отражения действительности. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает понимание и оценивание происходящего. Эмоции неразрывно связаны с процессами познания, мотивации и поступков. Эмоции, чувства – причина любой деятельности.
Эмоциями мы называем реакцию человека на какой-либо внешний раздражитель окружающей его Среды. Если человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, реагирует на них. Какие-то события вызывают радость, гнев, страх, неудовольствие и т. д. Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая среда и потребности человека, то, что связано с удовлетворением потребностей человека: органических, физических, коммуникативных – вызывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). Желания, не нашедшие своего удовлетворения, огорчают нас. Знакомый забыл поздороваться – вот мерзавец, теперь настроение безнадежно испорченно. Мама не купила игрушку – все, не люблю ее!
Внутренняя жизнь человека – это прежде всего его эмоциональная жизнь! Но социальные нормы и правила призваны ограничивать личную свободу человека, во благо общественной. Если ребенок раскрепощен, проявляет свои эмоции, чувства, то это рассматривается как проявления невоспитанности или недостаточного интеллектуального развития, но на самом деле сохранение собственной индивидуальности и является главным условием осознания собственных эмоций и реакции на происходящее. Поэтому, индивидуальность, прежде всего, зависит от развитости эмоционального восприятия каждого человека и прежде всего ребенка!
Осознание собственных эмоциональных состояний приходит к ребенку постепенно, оно развивается под влиянием взрослых, социальной среды, сверстников. Причем эти факторы могут, как способствовать, так и препятствовать этому развитию.
Развитие эмоций начинается на ранних стадиях развития человека, т.е. с момента рождения. После того как у ребенка проходит период чисто рефлекторной деятельности по потребностям (сосательный рефлекс, потребность присутствия, рефлекс общения с матерью), начинается развитие эмоционального отношения к действительности. Ребенок начинает более сознательно дифференцировать комфортные или дискомфортные состояния, что вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, направленные на удовлетворение его потребностей. Он может испытывать страх, когда чувствует себя незащищенным, голод, дискомфорт и это вызывает у него определенные эмоции, которые он выражает определенным образом – криком, плачем. «Без эмоций мы просто не можем нормально функционировать!» – утверждает нейрофизиолог Антонио Дамасио. Дело в том, что любая проблема, с которой мы сталкиваемся в жизни, имеет множество решений, и если бы человек анализировал их путем элементарного перебора, то никогда бы не смог действовать, как говорят компьютерщики On Line, в режиме реального времени. К счастью, наш мозг приписывает каждому из возможных вариантов поведения свой эмоциональный вес, что упрощает возможность выбора. Варианты выбора мы ищем по ярлычкам позитивных эмоций, но, совершив ошибку, мы испытываем довольно неприятные чувства... и тем самым учимся на собственном горьком опыте, заменяя одни ярлычки на другие.
Как утверждает психолог Гарвардского университета, главный аналитик «New York Times» и «Psychology Today» Даниэль Гольдман, — что именно эмоции ответственны за принятие решений». Все считают, что правильные логичные поступки совершаются благодаря интеллекту. Ничего подобного! В своих решениях человек исходит из своих ощущений, он руководствуется эмоциями, даже когда убежден в обратном!
Мозг каждого из нас поделен на две половины: логическую и эмоциональную. Вся информация, получаемая извне (признания в любви, комплименты, критика, восторги по поводу хорошенького платьица или иной пасквиль) — все сначала проходит через эмоциональный отсек нашего мозга и лишь, затем попадает в его «прагматическую» часть. А это порой вызывает «короткие замыкания».
«Современный человек», все более и более ускоряя темп своей жизни, стремится избавиться от «балласта чувств», не подозревая при этом, что теряет само содержание жизни, считая, что «Чувства – это для истеричек, а Фантазия – «недостаток детей неразумных»!
Но все же, Эмоция – неотъемлемая часть психической жизни индивида, которая, являясь по природе своей нематериальным чувством проявляет в мозгу не объективные явления, а индивидуальное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, взаимодействующих с желаниями, ожиданиями человека.
Но какими бы чувствами не обладал человек, какие эмоции его не одолевали и как бы он к ним не относился, это всего лишь электрохимические реакции – жизненно необходимые всем живым существам для поддержания самой жизни.
«Nihil in intellectu, quod non ante in sensu» («Ничто не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении»)
Человеку не склонно задумываться над данностью своих чувств. Информация о внешнем мире может попадать в головной мозг, т.е. в перерабатывающий ее центр, только через сенсорную систему, которую можно поэтому считать воротами сознания, то есть, нет реальности, кроме той, что любезно предоставляют нам чувства. Чувства и наше отношение к ним так же неоднозначно и противоречиво, как сами наши чувства. Мы не склонны считать их материальными, но «человеческий фактор», наносит вполне материальные потери.
Так, что мы чувствуем и как?
Начать придется издалека, не с самых первобытных пещер, но от самой глубины человеческой деятельности. Рыба ищет где глубже, а человек хочет как лучше, хотя у него чаще получается как всегда. Поступать же, так или иначе, нас и рыбу, и человека, и всех прочих, заставляет рефлекс-повелитель. Тот же подсолнух, вроде бы на одном месте сидит, да и тот «головой» вертит.
Рефлекс – это электрический курьер, странствующий по организму, различными путями. (Определение абсолютно не научное, но вполне уместное, для данного контекста, особенно для тех, кто не любил уроки анатомии в школьные годы) Движется Он двумя различными путями: безусловными – созданными самой природой и условными – проложенными сознанием. Пути, по которым так стремительно движется электричество, поддерживая жизнь в теле, названы нервной системой и ее венец – центральная нервная система. В ней то и происходят самые удивительные вещи в природе, в ней живет сам человек – его сознание, это головной мозг. Работа его удивительна и до конца не изучена.
Не используя не привлекательных терминов современной науки, попробую пояснить всем, не любителям скучных лекций, что происходит в голове человека – когда он думает. Изложение, конечно же, будет в стиле активного воображения – удивительной способности, присущей только высокоразвитому человеку. Ведь как говорил Карлсон: «взрослые это тупицы лишенные воображения» (пусть несогласные обижаются на Карлсона – это он сказал), так давайте будем как дети, как советовал персонаж самой известной в мире книги, даже если Вам нравились уроки анатомии в школе.
Наш мозг, отличиями которого от животных мы так гордимся, похож на огромный муравейник. Нет, клетки никуда не бегают, они тихо сидят, у кого-то даже слишком тихо, и при этом удивительным образом общаются друг с другом. Удивительный процесс работы головного мозга – самого совершенного творения природы, породил бесконечное множество теорий объясняющих его работу. Окончательной теории удовлетворяющей всех, в том числе и мозг, нет до сих пор.
Данное объяснение не претендует не на что иное, кроме как внести некоторую ясность в умы, испытавшие на себе «просветительскую деятельность» школьных уроков анатомии.
Все живые существа обладают более или менее развитой системой восприятия окружающего мира и управления своей жизнедеятельностью. Жизнедеятельность – удивительный процесс, запущенный однажды великим взрывом или единственным богом, решившим сотворить себе «по образу своему и подобию». И вот с тех пор в мире нет ничего, кроме движущейся материи, как прозорливо заметил В. Ульянов. Декарт, философ и математик, в своих рассуждения предвосхитил то, что, в последствии, Павлов назвал рефлексом. Рефлексию, то есть мышление, Декарт считал главным признаком бытия. «Мыслю – значит, существую», – заявлял он. Но существовать – это не только мыслить, мыслить – значит искать решения как существовать с комфортом. Этого правила придерживаются все биологически активные существа, то есть обладающие способностью к передвижению. Комфорт, в утилитарном смысле, все понимают по разному, «кому-то жемчуг мелковат, а кому-то супчик жидковат». Но для всех есть общий закон, сверяясь с которым, организм решает, что хорошо для него, а что не очень. Это инстинкт или, если угодно, рефлекс самосохранения. Мне тут же могут возразить, а как же мораль, толкающая к самопожертвованию? Да, на той ступени эволюционной лестницы, куда мы забрались, происходят удивительные вещи, но речь сейчас не о них, а о том, как примитивный электрический импульс, блуждающий по организму, порождает все многообразие реакций организма.
Бытовое электричество – вещь повседневная и достаточно повсеместная. Самое популярное электричество в Америке, их электрический стул стал известен по всему миру. В Росси электричество стало популярно с приходом лампочки Ильича и попыткой построения коммунизма. Коммунизм – это план электрификации всей колючей проволоки в стране, развитого социализма. Призрак коммунизма ушел бродить в Европу, а электричество осталось. И это хорошо, товарищи, иначе как бы вы могли познакомиться с моим вэб-сайтом и электронной версией моей книги.
И так, мы пришли к мнению, что электричество это почти синоним современного комфорта, если только оно не в электрическом стуле. Так же необходимо существование электричества и в живом организме, даже значительно более важно. Если без электрического чайника и других благ цивилизации еще можно прожить, то без животного электричества никак, прекратиться деятельность сердца, с ним и поступление кислорода в мозг, а без него венец творения завянет. Безусловно, важно и влияние на всю жизнедеятельность и наличие гормонов в организме, про некоторых говорят, что только они ими и управляют, но на практике их влияние не столь велико, они только замедляют или ускоряют работу-активность нейронных цепей.
Нейроны, образующие эти самые цепи, чем-то похожие на пауков (вот пакость-то, хотя и не для всех. У восточных народов Паук – символ великой Пра-Матери, но об этом как-нибудь в другой раз), так вот эти самые пауки, т.е. нейроны, плодились – плодись, под влиянием эволюции, и породили венец творения – мозг человека с его главным продуктом – сознанием.
Сознание – атрибут и слуга наших чувств – наших потребностей организма. Женщин склонны упрекать в излишней чувствительности, мужчин напротив в бесчувственности, но без чувств невозможна никакая деятельность. Прежде говорили «лишиться чувств», теперь же говорят «потерять сознание». Технотронная цивилизация изменила отношение к бытию, но изменить физиологию никому не подвластно.

 



Просмотров: 589
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Так что же... логика или эмоции?! Как жить?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Нет чувств и эмоций. Что это?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • И, именно поэтому, так и происходит! Мозг оправданий без чувств.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Бойся гнева терпеливого человека. Или о том, что делать, если мочи нет терпеть.
  • Психология для жизни. Цикл статей про эмоции и чувства человека. Обида и Прощение.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь