«Конверсия чувств». О нарушениях пищевого поведения.

      З.Фрейд высказал точку зрения, в соответствии с которой симптомы…являются «заменой  ряда аффективных душевных процессов, стремлений, которым, благодаря вытеснению прегражден доступ к изживанию путем сознательной психической деятельности».

      То есть симптом-это символическое отражение внутриличностного конфликта. Это осадки аффективных переживаний, связанные с психическими травмами, которые клиент перенес в детстве.

                                  Конверсия чувств  О нарушениях пищевого поведения

      Возможно, что ожирение, может считаться конверсионным (замещающим) симптомом, т. к. переедание - выражение эмоционального конфликта, берущего корни далеко в детстве, во взаимоотношениях с собственной матерью. Для дисфункциональной семьи типично, что родители предлагали ребенку еду вместо удовлетворения  его актуальных потребностей и хорошо относились к нему, лишь когда он хорошо ел. В результате ребенок рос, не осознавая своих эмоциональных потребностей; такой ребенок ориентировался на родителей, не чувствуя себя хозяином собственного тела, не контролируя собственное поведение, потребности и импульсы.

     В основе конверсии лежат бессознательные психические механизмы, т.е. клиенты  не осознают, какая психологическая основа обусловливает их пищевую зависимость и какую выгоду они получают: избегание внутренних психологичеких конфликтов за счет смещения напряжения в область тела.

            

     Симптом замещает то, что не осуществилось из-за вытеснения. На символическом уровне – исполнение желаний, либо защиту от него (в том случае, если желание социально неприемлемо)

     Смысл симптома всегда бессознателен, следовательно, если бессознательные предпосылки сделать сознательными, то симптом должен исчезнуть.

      Лишний вес на символическом уровне может иметь различные смыслы, различное наполнение.

      Симптом повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Например, еда ассоциируется с любовью... Существует глубинная связь питания с чувством безопасности, удовольствия и ощущения себя любимым.

     В раннем детстве ребенок, получая молоко матери, одновременно получает представление о мире, в котором безопасно, который наполнен любовью и принятием. Таким образом, в переживании младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и любви.

    Впоследствии сам процесс еды призван заменить акт сосания груди, который уже стал неосуществимым.

     Далее, во взрослой жизни, вывод трансформируется: «если я ем, значит я любим (если много ем – значит обожаем!)», т.о. человек с избыточным весом утешает себя едой за отсутствием любви к себе.

    Симптом это осадки аффективных переживаний -  конверсия болезненных чувств (стыд, вина, обида). Все негативные чувства связаны с напряжением, все позитивные чувства (радость, тепло, нежность) это то, что приходит, когда состояние напряжения сменяется расслаблением.

     Из родительской семьи мы выносим определенное эмоциональное поле-привычную для нас гамму чувств, привычный способ эмоционального реагирования на внешнее воздействие. В определенной стрессовой ситуации включаются привычные  эмоции:

  • вина (как следствие, «буду себя наказывать, например, избыточным весом»)
  • стыд («буду прикрываться жиром, как щитом»)
  • обида  («мне проще её проглотить, чем выразить гнев»)
  • тревога («за непослушанием следует наказание»)

      Для избавления себя от целого спектра болезненных переживаний, клиент включает психологические защиты, например,

  • примитивную изоляцию (уход от напряжения в другое психологическое состояние)
  • поворот против себя (внутренние конфликты выносится во вне и обратно)
  • регрессия (переходом к инфантильным формам реагирования, ограничению возможностей альтернативного поведения)

     Ситуация повторения детских травмирующих переживаний запускает механизм патологического реагирования, несмотря на неадекватность аффективных реакций.

     Симптом - это неспособность психологически вырасти, т.е. сепарироваться от матери.

      Если «вылупливание из симбиотического яйца» не произошло в раннем детстве, значит, что с самого начала что-то пошло не так в ранних взаимодействиях внутри диады «мать-дитя». В симбиотическом слиянии отсутствует дифференциация между Я и не-Я, на лицо полное размывание границ. Мать-это только «вспомогательное Эго» ребенка: некоторые матери всячески способствуют получению ребенком практического опыта, независимости и самостоятельности; другие же , наоборот, сдерживают ребенка, предпочитая сохранять с ним близкие симбиотические отношения, задерживает его двигательное развитие и не поощряет готовности ребенка к социальным контактам, фиксирует его в пассивно-рецептивной позиции.

     Можно ли избавиться от симптома? Можно, но лучше – от детерминанты, запускающей формирование симптома.

     По мере того, как происходит осознавание связи собственного пищевого поведения с особенностями своего детства, внимание клиента перемещается с контроля за внешностью и поведением на разрешение внутриличностных конфликтов.

      Происходит сепарация от материнской фигуры с выстраиванием границ собственногоЯ, начинается процесс индивидуации, появляется способность к осознаванию и вербализации собственных чувств, происходит коррекция иррациональных убежденй, вырабатываются новые копинг-стратегии совладания со стрессом.

     В конечном счете, происходит становление/восстановление Я клиента, несформированное/нарушенное в раннем детстве.

Курс по психокоррекции неадаптивного пищевого поведения см. здесь http://www.psyoffice.ru/training.php?id=22802

 

                                        

 

 



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отыгрывание негативных чувств на символическом уровне в раннем детстве
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Что делать, если в детстве вам не хватило материнской любви и принятия?
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Если Вас недолюбили в детстве, станьте для себя самой лучшей мамой
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Прокрастинация. Что за жуткое слово, и почему это «симптом века»
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Принять себя. Что это значит?
  • Что это значит - вкладывать в себя.
  • Что это значит - замечать себя?
  • Надежная связь в раннем детстве уменьшает вероятность поведенческих проблем в дальнейшей жизни ребенка
  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Если я психолог, это не значит что…
  • Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Если я весёлая, это не значит, что я не страдаю!
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Как зрелая женщина ведет себя в контакте с мужчиной. А что если вы травмированы, и все наоборот?
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь